Введение в экономическую. Введение в экономическую теорию. Потребности, блага, ресурсы

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний.

1.2 Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов.

1.3 Экономические законы и экономические категории. Экономические отношения и их типы.

1.1 Экономика как наука: предмет, функции, методы изучения экономических явлений, роль и место в системе знаний

Слово «экономика» греческого происхождения (ойкос – дом, хозяйство, номос – правило, закон), оно означает «законы хозяйствования». В целом под термином «экономика» понимают хозяйство, в широком смысле этого слова, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения между людьми в процессе хозяйствования. Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения .

Во-первых , экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых , экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

В-третьих , экономика – это наука о выборе наиболее эффективных (рациональных) способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета «экономики», но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика – это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом.

Экономика выполняет следующие основные функции:

1. Методологическая функция. Многие ученые – экономисты справедливо утверждают, что экономическая теория является не только учением, но и методом. Экономическая наука в методологическом плане учит не только тому, что надо делать, но и тому, что делать не следует. Экономическая наука помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предвидеть некоторые последствия наших практических действий.

2. Научно-познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства. Процессы производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общества невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни экономики, научно-познавательная функция выявляет закономерности и принципы экономики, позволяет открыть экономические законы, по которым развивается человеческое общество.


3. Критическая функция состоит в том, чтобы дать объективную критическую или позитивную оценку экономическим явлениям и процессам различных форм хозяйствования. В реальной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточные.

4. Практическая (рекомендательная) или прикладная функция состоит в том, что на основании позитивной оценки экономических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту, в своих конкретных делах, руководствоваться ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой государства, она разрабатывает социально-экономические программы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

5. Политическая функция предусматривает использование экономических интересов в политических процессах, особенно при формировании политических целей и обещаний общественных движений.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика как наука использует определенную совокупность методов познания (методов исследования экономических процессов и явлений) :

1. Общенаучные методы.

1.1. Метод научной абстракцией. Его суть состоит в выделении главного в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Результатом научной абстракции являются выработка новых научных категории (понятий) выражающие существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

1.2. Исторический метод – экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими они стали в настоящее время.

1.3. Логический метод – позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехода от одних суждений к другим и сделать обоснованный вывод. Логический метод позволяет глубже понимать причинно-следственные связи, складывающиеся между процессами и явлениями реальной экономической жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Например, анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Например, определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение исследования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов, анализируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь приходит к выводу, в которых он фиксирует наличие определенных зависимостей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипотеза – предположение о существовании определенной зависимости между экономическими явлениями и процессами. Рождается гипотеза обычно на основе каких-то несистематических наблюдений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

2. Специальные методы.

2.1. Экономико-математический анализ и моделирование с применением компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические показатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. При этом экономико-математические модели позволяют выявить особенности и закономерности экономических явлений и процессов.

2.2. Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

2.3. Экономические эксперименты – это искусственное создание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Между экономикой и правом существует тесная взаимосвязь, особенно при создании ряда моделей, которые должны быть в национальной и мировой экономике. Чтобы решить данную задачу, необходимо законодательно обеспечить данную социально-экономическую систему нормативно-правовыми актами.

Так, для развития рыночной экономики государство должно как минимум законодательно обеспечить:

во-первых, гарантии частной собственности вообще и правами частных предпринимателей конкретно;

во-вторых, проведение государственной налогово-бюджетной, кредитно-денежной и валютной политики;

в-третьих, защиту экономических прав работников и неработающих граждан.

В современных условиях необходимо принятие международных правовых актов и проведение национального законодательства в соответствии с ними.

Уровни экономики: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика – сущность и специфические проблемы. Сущность позитивного и нормативного подхода в развитии экономических процессов

Экономика как наука изучает процессы и явления на различных уровнях систем и выявляет специфические проблемы, возникающие на них.

1 уровень – Микроэкономика – это особый раздел экономической теории, который изучает экономические отношение между хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику. К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала, предприятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, которые принимают решения по поводу объёмов производства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как потребители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэкономика изучает рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благи услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством. Микроэкономика как метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей, при том, что всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

2 уровень – Мезоэкономика – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, происходящие в регионе или в отдельной отрасли - охватывающие все промежуточные системы (АПК, ВПК, экономика здравоохранения, торговли, то есть экономика отдельных отраслей и сфер народного хозяйства). В рамках экономики региона существуют единые условия на территории субъекта – природно-климатические, финансовые, правовые и т.п. – следовательно, ряд процессов, происходящих внутри региона, имеет схожие характеристики. В рамках одной отрасли используются единые или схожие технологические процессы, следовательно, и экономические процессы и проблемы отдельных предприятий схожи.

3 уровень – Макроэкономика (национальная экономика) – это раздел экономической теории, который изучает экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как единую систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства. Основными проблемами макроэкономики являются: инфляция, безработица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы государственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа, основанный на оценке макроэкономических показателей (валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.).

4 уровень – Мировая экономика (мегаэкономика) – совокупность всех национальных экономик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

В экономике можно выделить еще два направления развития экономических процессов в зависимости от области приложения ее результатов .

1. Позитивная (дискриптивная) экономика изучает факты и зависимости между ними. Она призвана исходить из накопленных знаний и опыта отвечать на вопросы: что есть и что может быть в экономике? Практические суждения, касающиеся реального состояния экономики, называются позитивными. Основной продукт этой части экономической науки – знания, обобщения, экономический анализ, аналитический прогноз (сбор фактов, обобщение результатов наблюдения). Она описывает, анализирует, но не дает рекомендаций.

2. Нормативная экономика ставит перед собой более сложную задачу – поведать о том, что должно быть, как следует действовать, чтобы достичь желаемых результатов. Она оперирует категориями, рецептами, содержащими на первом месте слова: надо, необходимо, следует. Теоретические суждения, рассматривающие желаемые состояния, называются нормативными. Она даёт рекомендации, рецепты действий.

Лекция 1
Презентация на тему:
Введение в экономику
к.э.н., доцент
Джано Джомаа

Вопросы к рассмотрению

1. Предмет, функции и методы экономики.
Взаимосвязь экономики и права
2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и
нормативная экономика
3. Экономические законы и экономические
категории. Экономические отношения и их
типы
4. Основные этапы развития экономической
теории

1. Предмет, функции и методы
экономики. Взаимосвязь
экономики и права

Понятие экономики

Слово «экономика» греческого
происхождения (oikonomike - «искусство
домохозяйства»), оно означает «законы
хозяйствования».
В целом под термином «экономика»
понимают хозяйство, в широком смысле этого
слова - науку о хозяйстве и
хозяйствовании, а также отношениях между
людьми в процессе хозяйствования.

Предмет экономики

Во-первых, экономика - это хозяйственная система,
обеспечивающая удовлетворение потребностей
людей и общества в целом.
Во-вторых, экономика - это совокупность
экономических (производственных) отношений между
людьми, складывающихся в процессе производства,

материальных благ и услуг.
В-третьих, экономика - это наука о выборе наиболее
эффективных (рациональных) способов
удовлетворения безграничных потребностей людей
ограниченными экономическими ресурсами.

Функции экономики

1. Методологическая функция.
2. Научно-познавательная функция.
3. Критическая функция.
4. Практическая (рекомендательная), или
прикладная, функция.

Методологическая функция

Экономическая теория представляет собой не только
учение, но и метод.
Экономическая наука в методологическом плане:
1) учит, что надо делать и чего делать не следует,
помогает нам понимать окружающую хозяйственную
жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред
других;
2) учит новым способам познания экономических
явлений, позволяет предвидеть некоторые
последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция

Научно-познавательная функция экономики
состоит в том, чтобы всесторонне изучать
процессы производства, распределения,
обмена и потребления материальных благ и
услуг.
На основе теоретических обобщений
реальных факторов хозяйственной жизни
научно-познавательная функция экономики
позволяет открыть законы, по которым развивается общество.

Критическая функция

Критическая функция экономики состоит в
том, чтобы дать объективную критическую
или позитивную оценку экономическим
явлениям и процессам различных форм
хозяйствования.
В реальной жизни мы имеем дело с самыми
различными формами хозяйствования, одни
из них более эффективны, другие менее
эффективны, а третьи убыточны. Практическая (рекомендательная), или прикладная,
функция состоит в том, что на основании позитивной
оценки экономических явлений и процессов экономика
дает рекомендации руководителям государства,
фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в
своих конкретных делах руководствоваться ее
принципами и методами рационального
хозяйствования.
Эта функция тесно связана с экономической
политикой государства, она разрабатывает социальноэкономические программы страны, составляет
научные прогнозы развития тех или иных процессов в
экономике.

11. Методы экономики

1. Метод научной абстракции.
2. Исторический метод.
3. Логический метод.
4. Метод анализа и синтеза.
5. Метод индукции и дедукции.
6. Экономико-математическое моделирование с
применением компьютерных технологий.
7. Графический метод.
8. Экономические эксперименты.

12. Метод научной абстракции

Метод научной абстракции выделяет главное
в объекте исследования при отвлечении от
несущественного, случайного, временного,
непостоянного.
Результат научной абстракции - выработка
новых научных категорий (понятий),
выражающих существенные стороны
исследуемых объектов, а также выявление
экономических закономерностей.

13. Исторический метод

По историческому методы
экономические явления и процессы
изучаются в той последовательности, в
какой они возникли, развивались,
совершенствовались и какими стали в
настоящее время.

14. Логический метод

Логический метод позволяет правильно
применять законы мыслительной
деятельности, обосновывающие
правила перехода от одних суждений к
другим и делать обоснованные выводы,
глубже понимать причинноследственные связи, складывающиеся
между процессами и явлениями
реальной экономической жизни.

15. Метод анализа и синтеза

Анализ - это метод познания, предполагающий
разделение целого на отдельные составные
части и изучение каждой из этих частей,
например анализ показателя себестоимости по
элементам затрат (сырье, зарплата,
энергоресурсы и т.д.).
Синтез - это метод познания, основанный на
соединении отдельных частей явления,
изученных в процессе анализа, в единое целое,
например определение показателя
себестоимости продукции (как сумма всех
затрат).

16. Метод индукции и дедукции

Индукция - это движение исследования от отдельных,
частных факторов к общим выводам, обобщениям.
Исследование начинается с изучения фактов.
Анализируя, систематизируя, обобщая факты,
исследователь приходит к выводу, фиксирующему
наличие определенных зависимостей между
экономическими явлениями.
Дедукция - это выдвижение гипотез и последующая их
проверка на фактах. Гипотеза - предположение о
существовании определенной зависимости между
экономическими явлениями и процессами, она обычно
рождается на основе каких-то несистематических
наблюдений, практического опыта, интуиции, логических
рассуждений.

17. Экономико-математическое моделирование

Экономико-математическое моделирование с
применением компьютерных технологий
способствует построению экономических
моделей, отражает главные экономические
показатели исследуемых объектов и
взаимосвязи между ними.
Экономико-математические модели
позволяют выявить особенности и
закономерности экономических явлений и
процессов.

18. Графический метод

Графический метод отражает
экономические процессы и явления с
помощью различных схем, графиков,
диаграмм, обеспечивая краткость,
сжатость, наглядность в представлении
сложного теоретического материала.

19. Экономические эксперименты

Экономические эксперименты - это
искусственное создание экономических
процессов и явлений в определенных
условиях, приближенных к
хозяйственной деятельности, с целью
их изучения и дальнейшего
практического применения.

20. Взаимосвязь экономики и права

Между экономикой и правом существует
тесная взаимосвязь.
Так, для развития рыночной экономики
государство должно обеспечить:
1) гарантии частной собственности вообще и
права частных предпринимателей в
частности;
2) проведение соответствующей
государственной налогово- бюджетной,
кредитно-денежной и валютной политики;
3) защиту экономических прав работников и
неработающих граждан.

21.

2. Микро- и макроэкономика.
Позитивная и нормативная
экономика

22. Микроэкономика

Микроэкономика - раздел экономической теории,
изучающий экономические отношение между
хозяйствующими субъектами, их деятельность и
влияние на национальную экономику.
К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала,
предприятия (фирмы), домашние хозяйства,
предприниматели.
В центре внимания микроэкономики - производители и
потребители, принимающие решения по поводу
объемов производства, продаж, покупок, потребления,
цен, затрат и прибыли.

23. Макроэкономика (национальная экономика)

Макроэкономика - раздел экономической теории,
изучающий экономические процессы и явления,
охватывающие национальное хозяйство, как единую
систему, в которой органически соединяются все
звенья материального и нематериального
производства.
Основные проблемы макроэкономики - инфляция,
безработица, экономический рост, валовой
национальный продукт, валовой внутренний продукт,
национальный доход, уровень и качество жизни
населения, занятость, деньги, процентные ставки,
инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы
государственного регулирования и т.д.

24. Мезоэкономика

Мезоэкономика изучает экономические
явления и процессы, охватывающие все
промежуточные системы или отрасли
народного хозяйства (АПК, ВПК,
экономику здравоохранения, экономику
торговли, т.е. экономику отдельных
отраслей и сфер народного хозяйства).

25. Мировая экономика

Мировая экономика - сумма всех
национальных экономик, связанных
международным разделением труда,
мировым рынком, системой
межгосударственных хозяйственных
связей.

26. Позитивная (дискриптивная) экономика

Позитивная экономика исходит из
накопленных знаний и опыта и отвечает на
вопросы: что есть и что может быть в
экономике?
Основной продукт этой части экономической
науки - знания, обобщения, экономический
анализ, аналитический прогноз (сбор фактов,
обобщение результатов наблюдения). Она
описывает, анализирует, но не дает
рекомендаций.

27. Нормативная экономика

Нормативная экономика ставит перед собой
более сложную задачу - поведать о том, что
должно быть, как следует действовать, чтобы
достичь желаемых результатов.
Она оперирует категориями, рецептами,
содержащими на первом месте слова: надо,
необходимо, следует.
Теоретические суждения, рассматривающие
желаемые состояния, называются
нормативными.
Эта экономика дает рекомендации, рецепты
действий.

28.

3. Экономические законы и
экономические категории.
Экономические отношения и их
типы

29. Экономические законы

Экономические законы - носят объективный
характер, действуют независимо от воли и
сознания людей. Так, законы рынка: закон
стоимости, закон спроса, закон предложения,
закон конкуренции - существуют независимо
от того, знают о них участники рынка или нет.
Чем глубже люди познают характер действия
экономических законов, тем эффективнее
могут их использовать в хозяйственной
деятельности.
Экономические законы условно можно
разделить на общие и специфические.

30. Общие экономические законы

Общие экономические законы действуют во
всех социально- экономических системах
(формациях), например, закон соответствия
производственных отношений характеру и
уровню развития производительных сил,
закон роста производительности труда, закон
экономии времени, законы расширенного
воспроизводства, закон стоимости, закон
спроса и предложения.

31. Специфические экономические законы

Специфические законы действуют в одной
общественно- экономической системе. Такими
законами являются закон прибавочной
стоимости, всеобщий закон
капиталистического накопления, закон
распределения по труду, Федеральные законы
РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об
акционерных обществах», «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации» и др.

32. Экономические категории

Экономические категории - это
наиболее общие понятия, отражающие
существенные свойства экономических
явлений, их отношения к различным
проявлениям и сторонам общественной
жизни.
Примеры таких категорий: стоимость,
цена, труд, деньги, собственность,
товар и т.д.

33. Экономические (производственные) отношения

Экономические отношения - это
отношения между людьми,
складывающиеся в процессе
общественного производства,
распределения, обмена и потребления
жизненно важных благ.
Можно выделить два типа экономических
отношений: социально-экономические
(отношения собственности) и
организационно-экономические.

34. Социально-экономические отношения

Социально-экономические отношения
включают в себя отношения людей к
средствам производства, т.е. отношения
собственности, отношения по производству
материальных благ и услуг, их
распределению, обмену и потреблению.
Исторически известны следующие формы
собственности: общественная, частная,
государственная. Кроме того, имеются
разновидности - промежуточные и
смешанные формы собственности.

35. Организационно- экономические отношения

Организационно- экономические отношения - Это
отношения, возникающие в связи с разделением и
кооперацией труда, определяются технологическим
способом производства.
Организационно-экономические отношения
подразделяются на три вида:
1) разделение труда и производства;
2) концентрация производства отдельных видов
товаров в тех регионах, где их производство
экономически целесообразно;
3) дифференциация, специализация трудовой
деятельности.

36.

4. Основные этапы развития
экономической теории

37. Основные этапы развития экономической теории

Школы, их
представители и
период Формирования
- Меркантилизм
(первая школа
экономики).
-Томас Мен (1571 –
1641).
-XVI – XVIII вв.
Основные идеи
1. Главное богатство общества
– это деньги (золото и
серебро).
2. Источник богатства – сфера
обращения (торговля).
3.Богатство накапливается в
результате внешней торговли.

38.

Школы, их
представители и
период Формирования
-- Школа физиократов
(природа и власть)
-- Франсуа Кенэ (1694
– 1774)
-- XVIII в.
Основные идеи
1. Истинным богатством
нации выступает продукт,
произведенный в сельском
хозяйстве.
2. Первыми попытались
вывести прирост богатства
их процесса производства,
а не обращения.

39.

Школы, их
Основные идеи
представители и
период Формирования
- Английская классическая
политэкономия.
- Уильям Петти (1623 –
1687),
- Адам Смит (1723 – 1790),
- Давид Рикардо (1772 –
1823).
- XVII – XIX вв.
1. Богатство нации создается в
материальном производстве, а
не в сфере обращения.
2. Главный источник богатства –
труд.
3. Политэкономия раскрыла
значение труда как основы и
меры ценности всех товаров.
4. Заложила основы трудовой
теории стоимости.

40.

Школы, их
представители и
период Формирования
-- Марксизм
-- Карл Маркс (1818 –
1883)
-- Фридрих Энгельс (
1820 – 1895)
-- С середины XIX в.
Основные идеи
1. Разработаны теория
стоимости и теория
прибавочной стоимости.
2. К.Маркс различал
потребительную и
меновую стоимость.

41.

Школы, их
Основные идеи
представители и
период Формирования
- Неоклассическое
на- правление.
- Альфред
Маршалл (18421924), англичанин
-- С конца XIX в.
1.Частнопредпринимательская
рыночная система, способная к
саморегулированию и
поддержанию экономического
равновесия.
2. Государство создает
благоприятные условия для
функционирования рыночной
экономики

42.

Школы, их
представители и
период
Формирования
Основные идеи
- Кейнсианство.
- Джон Кейнс (18831946),
англичанин
- С 1930-х гг.
1. Разработана теория спроса и предложения, а
также равновесной цены.
2. Государство должно активно регулировать
экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать
социально-экономическую стабильность
общества
3. Государство должно через бюджет и кредит
регулировать экономику, устраняя кризисы,
обеспечивая полную занятость и высокий рост
производства.
4. Разработаны теория эффективного спроса и
теория эффективного инвестирования

43.

Школы, их
представители и
период
Формирования
Основные идеи
- Неоклассический
синтез. Джон Хикс
(1904-1989),
- Пол Самуэлсон
(1915), американцы
- С 1950-х гг.
1. В зависимости от развития экономики
предлагается использовать либо кейнсианские
рекомендации государственного регулирования,
либо рецепты экономистов, стоящих на
позициях ограничения
государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор - денежно-кредитные
методы.
3. Рыночный механизм способен сам
устанавливать равновесие между спросом и
предложением, производством и потреблением

44.

Школы, их представители и
период Формирования
Основные идеи
- Монетаризм.
- Милтон Фридман (1912),
американец
- С 1970-х гг.
1. Выдвинул монетарную
теорию национального дохода
и новый вариант
количественной теории денег.
2. Главный способ
воздействия на экономику -
государственное
регулирование через эмиссию,
кредитный процент, налоговые
ставки, таможенные тарифы

Jk начинал свою уеяшельноспгь как. экономной, но за/йем о опав ил эшу прогрессию, пойому что она слишком fnpyyna .

Макс Планк (1858-1947), основатель квантовой физики

Э/йо ойранно. Л бросил экономическую гйеорию из-за шло, что она слишком проапа.

Бертран Рассел (1872-1970), английский философ, основатель современной математической логики

Экономика - очаровывающая наука, она ууивительна тем, что ее фунуалгентальные принципы очень проайы, их можно записать на оуном листе бумаги, гнем не лгенее их по- нимаюгй немногие.

Милтон Фридмен (1912-2006), английский экономист, лауреат Нобелевской премии

Do niex noft, покуда pyсосал жизнь не вы- раво(пае(п своей национальной экономики, основанной на индивидуальных. особенностях русского грушка, мы будем находиться в процессе иикпания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно (по одним, tno другим.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915), видный государственный деятель России

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопрос о роли экономической теории в высшем экономическом образовании вряд ли можно отнести к дискуссионным. Общепризнанно, что экономическая теория является фундаментальной, исходной и ведущей учебной экономической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую базу для изучения отраслевых экономических наук. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений экономической теории - необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата экономики. В учебнике поставлена именно такая задача.

Предлагаемый учебник написан в первом десятилетии XXI в., в который человечество вступило, опираясь на потенциал, тенденции и традиции, сформировавшиеся в XX в. Это эпоха новых, кардинальных изменений во всех сферах человеческой жизни, и прежде всего в экономической. Экономическая теория как наука, связанная с практикой, отражает эти процессы.

Современная экономическая теория представляет собой определенный синтез идей различных экономических школ и направлений: это и классическая политическая экономия, и марксизм, и неоклассика, и кейнсианство, и институционализм. И это закономерно. Экономическая наука быстро развивается, как и весь экономический мир. В России в конце XX в. был осуществлен решительный прорыв в огромный мир экономических идей, накопленных мировой наукой после выхода работ К. Маркса. Отпала необходимость в обязательном осуждении всех буржуазных экономических теорий, наоборот, их стали глубоко изучать, а иногда даже превозносить. Однако быстро выявились и недостатки нового подхода к изучению экономики как науки, ибо западные учебники были написаны применительно к условиям развитой рыночной экономики, что не соответствовало экономике огромной реформируемой в то время страны. Исходя из опыта прошлого, авторы стремятся раскрыть современную концепцию экономической теории с учетом российской специфики, особенностей восприятия рыночного механизма людьми, выросшими в условиях неприятия западной идеологии рыночных отношений.

Кроме того, невозможно игнорировать и тот факт, что начало XXI в. характеризуется новыми процессами повсеместной трансформации экономических систем, возникновением постиндустриального, неоинформационного общества, экономики знаний, образования, переходной экономики. К таким процессам относятся глобализация, информатизация, компьютеризация, технологический взрыв и т.д., они еще не получили достаточного освещения в новейшей экономической теории. Данные трансформационные изменения экономики сопровождаются концентрацией исследований на проблеме человека, процессом постановки человеческих знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей в центр экономической системы. Эти аспекты авторы рассмотрели в настоящем учебнике.

При этом сделан акцент на необходимость изменения мышления людей, мышления, корнями уходящего на несколько поколений в идеи планового хозяйства, формирования нового экономического мышления, присущего не просто рыночной экономике, а экономике нового типа, впитавшей в себя признаки указанных выше глобальных мировых трансформаций. В условиях «новой экономики» способность не просто к творческому мышлению, а к нестандартному видению, неординарным решениям и действиям, нововведениям, лидерству - вот главные требования к специалистам. Ведь не зря же основной характеристикой «новой экономики», отличающей ее от уже существующей, называют «власть гениев», «власть мозгов», т.е. власть новых идей. В этом случае на первое место выступают теоретические знания, способствующие развитию мыслительного аппарата. Научить размышлять самостоятельно на основе анализа различных учений, теорий и взглядов ученых-теоретиков становится первейшей задачей при изучении и преподавании курса экономической теории.

Одной из целей написания данного учебника является популяризация экономической науки в обществе. Учебник предназначен не только для студентов и преподавателей экономических вузов, он полезен всем, кому интересна экономика. Ведь цель этой науки состоит в том, чтобы расширить спектр возможностей и выбора, доступных каждому человеку в повседневной жизни, в том, чтобы помочь как можно большему числу людей в достижении благополучия. Экономика стремится обеспечить высокое качество жизни во всех аспектах, а не только в финансовом. Ведь экономический образ мысли является особым подходом к пониманию мира, который можно использовать практически в любой ситуации, затрагивающей как отдельных людей, так и компании, отрасли промышленности, государства. Каждому активному гражданину необходимо овладеть навыками экономического мышления. Чем больше людей смогут принимать решения в повседневной деятельности, тем выше будет уровень жизни каждого и тем богаче будет наша страна.

Авторы продолжают совершенствовать учебник и будут признательны всем, кто сочтет возможным высказать свои мнения, пожелания и замечания по адресу: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домоводстве, домашнем хозяй­стве. Ее целью было воспитание достойных граждан. "Ойкос" (дом, хозяйство) и "номос" (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод пра­вил ведения домашнего хозяйства. Термин "эко­номия" впервые предложен Ксенофонтом . Встречается он и у Арис­ тотеля (384-322 гг. до н. э.) в рамках учения о справедливости (Аристотель. "Политика").

В современных условиях термин "экономика" имеет следующие значения:

    народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т.д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т.д.);

    научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика, политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т.д.), отдельных отраслей и видов хозяйственной деятельности (экономика животноводства, образования и т.п.).

    учебная дисциплина, занимающаяся доведением до обучаемых при помощи методических приемов учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний.

Э кономика – это хозяйственная система, обеспе чивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Значение, экономической теории заключается не в том, что она является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике и политике, а в том, что она, по словам Дж. Кейнса, служит методом, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам и заключениям.

Среди подходов к определению структуры экономиче­ской науки в XX веке можно отметить выделение «норма­тивной и позитивной экономической науки». Нормативные экономические исследования подразумевают создание определенных правил, норм, предписа­ний для практикующих экономистов и управляющих, т. е. отражение того, какой «должна быть» экономика.

Напротив, позитивный подход предполагает описа­ние существующего положения в экономической сфере, констатацию того, «какова есть» экономическая система.

Современная учебная программа по «Экономической теории», исходя из требований государственного стандарта высшего профессионального образования РФ, включает в себя политическую экономию, историю экономических учений, микроэкономику, мезоэкономику, макроэкономику, переходную экономику и мировую экономику.

При этом основу программы составляет политическая экономия и экономикс.

Исторически сложилось, что под термином политическая экономия подразумевалось изучение социально-экономических отношений. Момент ее возникновения связывают с трудами представителей английской классической школы (А. Смит. Д. Рикардо и др.).

Экономикс возник в последней трети XIX в. Оно было создано усилиями ученых Австрии, США, Англии и др. стран (К. Менгер, О. Бем-Баверк и др.)

Социально-экономические отношения – это хозяйственные связи между большими социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Они имеют своим главным содержанием определение формы собственности на условия и плоды производственной деятельности. Они включают три значительных их вида: отношения собственности, социально-экономические отношения в производстве, социальные отношения распределения благ и услуг.

Экономикс представляет собой изучение организационно-экономических отношений.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение, обмен и потребление невозможны без определенной организации.

В связи с этим организационно-экономические отношения подразделяются на три крупных вида (которые включают в свою очередь соответствующие конкретные формы): кооперация труда (совместное изготовление продуктов, укрупнение размеров предприятий, их постоянное сотрудничество и объединение) и разделение труда на его отдельные виды; формы организации хозяйственной деятельности (натуральное и товарно-рыночное хозяйство); управление экономикой (стихийно-рыночное и государственно-плановое регулирование).

Необходимо отметить, что социально-экономические и организационно- экономические отношения очень значительно отличаются друг от друга.

Так, социально-экономические отношения являются специфическими : они свойственны только одной исторической эпохе или одному общественному строю (например, первобытно-общинному, рабовладельческому, феодальному и др.). Поэтому они имеют исторически преходящий характер. Социально-экономические отношения меняются в результате перехода от одной конкретной формы собственности к другой.

В отличие от этого организационно-экономические связи существуют, как правило, независимо от социально-экономического строя. Они являются по существу общими элементами экономики всех стран. Например, в разных общественных устройствах могут успешно применяться одинаковые формы хозяйственной организации (фабрики, комбинаты, предприятия сферы услуг и др.).

В XX в. между политической экономией и экономикс развернулось острое противоборство, которое разрушило их единство и взаимодействие. Во многом это было вызвано использованием политической экономии в целях обоснования политического строя в СССР и других социалистических государствах и экономикс – для подкрепления капиталистической идеологии в странах Запада.

На сегодняшний момент, этого противоборства не существует. Это связано с исчезновением звеньев хозяйственных отношений, которые вели к противоборству политической экономии с экономикс. Одновременно возникли тенденции к их определенному сближению. Так, политическая экономия, оставаясь общественной наукой, пополнилась изучением организационных связей в экономике, а в экономикс стали дополнительно рассматриваться социально-экономические отношения между людьми.

Поэтому современную политэкономию и экономикс зачастую воспринимают как понятия синонимы.

В середине прошлого века под влиянием исследований англичанина Дж. М. Кейнса и американца П. Самуэльсона наиболее принятым в экономической теории стало выде­ление в ее рамках 2 основных разделов: микро- и макро­экономики.

Микроэкономика, как это видно из названия, зани­мается изучением экономической деятельности неболь­ших хозяйственных субъектов: домашних хозяйств и предприятий.

Макроэкономика была задумана как раздел науки, по­священный анализу деятельности групп отраслей эконо­мики и всего государства.

Разумеется, всякое деление, классификация являются делом в достаточной степени условным. В данном случае это проявляется в том, что многие проблемы оказались на пересечении «интересов» микро- и макроэкономики. Например, кейнсианский анализ склонности к потреблению и сбереже­ниям может быть проведен в рамках как одного, так и друго­го раздела. Также неясно, почему рынок труда принято ана­лизировать в рамках микроэкономики, а глава о безработице является атрибутом любого макроэкономического опуса.

Долгое время макроэкономика и микроэкономика яв­лялись практически не связанными между собой отрасля­ми экономического знания: «отсутствие ясной взаимосвязи между макроэкономикой и микроэкономикой долгое вре­мя было источником беспокойства среди экономистов; бес­численные студенты жаловались на «шизофреническую» природу дисциплины, две основные ветви которой имели столь радикально различающиеся взгляды на мир».

Очевидным является и факт недостаточности подобно­го структурирования для охвата всех экономических про­блем. Так, в последние годы в качестве промежуточного звена между микро- и макроэкономикой выделяется «ме зоэкономика», в рамках которой изучаются аспекты хо­зяйственной деятельности отдельного региона и отрасли.

В отдельный раздел обособляется « мегаэкономика», имеющая объектом исследования экономику мирового со­общества в целом.

В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции.

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию , так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.

Вторая функция общей экономической теории – практическая (прагматическая) – разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т.д.

Третья функция общей экономической теории – прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.

Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в формировании экономической среды в определении масштабов и направлений экономической динамики, в оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.

От экономической теории следует отличать экономическую политику.

Экономические теории развивались в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономической действительности и прогнозирования ее динамики.

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп, и направлена на укрепление национальной экономики.

Экономическая политика занимается нахождением вариантов решения экономических проблем и приведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь экономической теорией, должны считаться также с культурным, социальным, правовым и политическим аспектами решаемой проблемы, если хотят, чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории.

Выделение функций экономической теории позволяет определить ее место среди других экономических наук (рис.1).

Рис. 1. Место экономической теории в системе экономических наук

При определении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономи­ческой средой, в которой они находятся. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – не просто дать описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. представить систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Введение в экономическую теорию 2

Тема 1. Предмет и метод экономической науки 2

Тема 2 Потребности потребителя Рациональное поведение потребителя на рынке 5

Структура потребительских благ 7

Тема 1. Рациональное поведение потребителя 9

Тема 2. Потребности потребителя. рациональное поведение потребителя на рынке 11

Тема 3 Производство Экономические ресурсы производства 12

Тема 4 Ограниченность производственных ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные варианты производства 14

Тема 5. Экономические системы и их характеристики 16

Тема 6. Функции государства в смешанной экономике 19

Условные обозначения 22

Введение в экономическую теорию

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Экономическая наука охватывает ряд самостоятельных научных дисциплин - макроэкономику, микроэкономику, политическую экономию, маркетинг, менеджмент, страховое дело, теорию финансов и денег и др. Методологической основой всех экономических наук является экономическая теория.

Экономическая теория - наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства разнообразных товаров и услуг и распределении их между людьми и различными группами общества с целью потребления.

Предмет экономической науки - изучение способов, при помощи которых можно достичь конкретных экономических целей, поставленных отдельной личностью или обществом в целом.

Для общества

Для человека

Разработка принципов, которые становятся основой экономической политики

Содействие экономической информированности населения и, следовательно, демократизации общества

Прогнозирование развития событий в обществе

Содействие рациональному поведению

в сфере потребления, целесообразному использованию индивидуальных сбережений

Формирование умений ориентироваться в сфере бизнеса

Способствование принятию правильных решений при выборе сферы деятельности

Значение экономической науки

Основные функции экономической теории

Познавательная

Практическая

Психологическая

Изучение процессов экономической жизни общества, объяснение закономерности развития

Применение экономических знаний при решении бытовых и производственных проблем

Подготовленность к изменениям в экономической жизни общества

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Становление экономической науки

Основные направления

Основоположники

Меркантилизм

Антуан де Монкретьен, А. Серра, й.И. Бехер, Т. Манн, А. Ордына-щокин

утверждали, что богатство каждого торговца и страны в целом измеряется количеством золота и серебра; что страна должна как можно больше товаров продавать за границу и как можно меньше их там покупать

Школа физиократов

Ф. кенэ, А. Робер, Ж. Тюрго, П. Буагиль-бер

Считали источником богатства производство, прежде всего сельскохозяйственное. Промышленность называли "бесплодной сферой"

классическое

А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж. Стюарт Милль, С. Сисмонди

В основу теории положено понятие национальной экономики как саморегулирующейся системы

Неоклассическое

Г. Госен, к. Менгер,

A. Маршалл, л. Вальрас,

B. Парето, Дж. кейнс

Продолжили традиции и идеи классической школы; создали теорию рыночного хозяйства, основ микроэкономики

Марксизм

к. Маркс, Ф. Энгельс

Считали конкурентную рыночную экономику нестабильной и предрекали гибель капитализма

Историческое

В. Рошер, В. Гильде-брант, к. книс

Считали, что хозяйственная жизнь страны регулируется не механизмами рынка, а исторически сложившимися социальными структурами с решающей ролью государства

"…Экономическая наука не дает готовых рекомендаций, которые непосредственно используют в хозяйственной политике. Скорее она выступает методом, нежели учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, делать правильные выводы…" (Дж Кейнс)

М.А. Балудянский - последователь А. Смита; автор труда "Экономическая система", в котором обосновывает принципы построения национальной экономики на основе свободных рыночных отношений.

М.И. Туган-Барановский - исследователь теории рынка и экономических кризисов, разработал концепцию экономической конъюнктуры.

Е.Е. Слуцкий - первым предложил использовать математические методы в экономической науке.

Наблюдение и сбор фактов

Графический

единство историче-

Абстрагирование

(статистический)

ского и логического

Игнорирование определенных свойств, то есть определенное упрощение действительности

Восприятие экономических процессов в реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности

Отображение хозяйственных процессов и явлений с использованием чертежей, схем, таблиц, диаграмм и т.д.

Изучение социально-экономических процессов в исторической последовательности с логическими обобщениями

Методы экономических исследований

Анализ и синтез

Эксперимент (практика)

Моделирование

Дедукция

Обобщение (индукция)

Изучение социально-экономических явлений по частям (анализ) и в целом (синтез)

Изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели)

Формулирование гипотез и подтверждение их фактами

Проведение и изучение искусственного и научного опыта

Обобщения и выводы на основе фактов и наблюдений

Биология - совокупность наук о живых организмах и их связях друг с другом и с неживой природой

Социология - наука об обществе как целостной системе и об отдельных группах, отношениях личности и общества

Право - наука о совокупности установленных государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе

Математика - наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения

Связь экономики с другими науками