Художественный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Эти бедные селенья…. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья Эти бедные селенья тютчев тема и идея

Всегда так: человек начинает больше всего ценить уют родительского дома только после годов странствий. Так и поэт начинает по-настоящему любить родину, видеть в ней нечто большее, чем начальный пункт пути, только после того, как надолго ёё покинет. Фёдор Иванович Тютчев начал своё путешествие по миру в 19 лет, когда отбыл в Европу на дипломатическую службу. Он много лет провёл в Германии, именно там расцвёл его поэтический талант, там он встретил признание. Однако, родная земля всегда звала его обратно и Тютчев в один день вернулся в Москву, где продолжил писать.

В 1855 году он написал «Эти бедные селенья…». Этот стих отображает авторское понимание принципиальных отличий между Россией и странами, в которых он побывал в своей бурной молодости.

Тютчев начинает стихотворение с описания пейзажа, что видит иностранец, приехавший в Россию или человек, который возвращается после долгого путешествия. В лирическом герое легко угадывается сам Фёдор Иванович. Он вернулся из Европы, и видит такую картину:

«Эти бедные селенья
Эта скудная природа».

Сразу же обозначается, что этот край для нашего героя «родной» и очень близкий.

В следующей строфе отображается главный мотив стихотворения. Автор обращается здесь к «иноплеменным». И это очень важный момент. Почему он обозначает иностранцев именно так? Тютчев таким образом хочет направить взор читателя на нечто более древнее, на ту разницу между «нашими» и «чужими», которая существовала в когда-то давно и сейчас кажется почти утерянной. Но она жива, и поэт отлично на ней играет. «Чужим» не дано увидеть истинную Россию, спрятанную ото всех, кроме народа этой страны. Автор изображает ёё нагой и смиренной, но держащей гордый взгляд, несмотря на всё некрасивое и неидеальное, что есть в ней.

В финале стихотворения Тютчев обращается к тому, что делает Россию такой, какой он ёё видел. Это вера, вера в истинного Бога. И Господь здесь освящает русскую землю: «Исходил, благословляя». Родина приравнивается к земле господней, месту, где он выстрадал ей право на жизнь. Фактически, поэт здесь приравнивает свой народ к обличию божьему. Ведь столько настрадались люди русские, чтобы не быть в «рабском виде», а быть свободными, гордыми и смеренными. И не важно, что где-то, возможно, люди живут получше, где-то земля даёт лучший урожай, ведь Россию любят не за что-то, а вопреки, как сформулировал уже другой классик.

Это стихотворение Ф.И. Тютчева, в действительности, о простых вещах. Оно о том, что только русский может увидеть среди всех минусов этой страны, очень добродушных людей, честных и верных своему Богу. Оно о том, что землю эту местные так любят потому, что отдали очень многое за право просто жить здесь. Это стихотворение об очень понятных русскому человеку вещах, но уж никак недоступных иностранцам.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный») и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.

Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта никогда не претендовал. Свои «поэтические упражнения» именовал «бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах, на счетах и подорожных.

Лирику Ф. Тютчева обычно называют философской. Русская поэзия знает философские стихи, когда поэты прямо излагали свои воззрения, применяя их к конкретному случаю, иллюстрируя образами. Этого никак нельзя сказать о Тютчеве. Его поэзия – это человеческое «я» со своими вечными вопросами перед лицом мира, прежде всего, перед ликом природы. Но тютчевская лирика, часто называемая лирикой природы, не просто поэтизация тех или иных пейзажей. У него, даже когда речь идет о локальной картине, мы всегда оказываемся как бы перед целым миром.

Органичное, врожденное и усиленное жизненным опытом смирение Тютчева утверждалось также и в его эстетическом освоении и осмыслении мира. И все более это укрепляло поэта в убеждении, что без веры человеку невозможно подлинно существовать в этом мире. Он ясно осознавал несовершенство, противоречивость, слабость, порой и губительность волевых проявлений собственного человеческого «я», и ему становится неприкрыто явным гордое самовозвеличивание.

Гражданско-философская поэзия Тютчева во многом близка взглядам славянофилов в их духовном стремлении к Истине. Однако в жизни поэту приходилось одолевать эти проблемы собственными силами и в одиночку. От поэта потребовался истинный подвиг, и он этот подвиг совершил.

Отторгнутый от России в самой юности, когда ему было восемнадцать лет, замкнутый в дальний Мюнхен, предоставленный самому себе, Тютчев один переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития, от юности до зрелого мужества. Он возвращается в Россию, когда ему пошел уже пятый десяток. Двадцать два года лучшей поры жизни проведены поэтом за границей.

Любовь к России, вера в её будущее, убеждение в её верховном историческом призвании владели поэтом могущественно, упорно, безраздельно, с самых ранних лет и до последнего воздыхания. Они жили в нем в степени какой-то стихийной силы, более властной, чем всякое иное, личное чувство. Россия была для него высшим интересом жизни.

Одно из пророческих откровений поэта, оставленное без ответа современниками, оказалось обращенным через их головы прямо в ложе времени – откровение о России:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты Русского народа.

В сострадании своему народу Тютчев не был одинок в русской поэзии. Но именно его справедливые мысли оказались наполнены благочестивым и любовным отношением. Поэт не ограничивается лишь внешним постижением понятия «Россия»:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и только светит

В наготе твоей смиренной.

Важнейшее здесь – противопоставление гордыни и смирения. Эти понятия порой постигаемы лишь на религиозном уровне. Гордыня – источник мирового зла, смирение – основа спасения, без которой оно невозможно. В христианском значении гордыня застилает взор, смирение открывает истинное зрение.

Тютчев же дает подлинное осмысление внешней мудрости родной земли: за скудностью укрывается смирение, освещающее собою и терпение, покорность воле Христа:

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

Не называя прямо, поэт подводит читателя к важнейшему для него понятию – Святая Русь. Данное стихотворение имеет глубокий религиозно-философский подтекст и звучание. Уже многие современники отмечали, что по силе лирического чувства это стихотворение во всей нашей поэзии имеет очень немного равных себе. При этом многие критики отмечали, что если пейзаж «бедных селений» и может казаться живописным, то применять эстетическую мерку к таким явлениям, как обездоленность русского народа, скудность русской земли, – значит иметь черствое сердце.

В стихотворении поражает контраст между неприглядностью внешнего и внутренним величием духа народа. Постоянное чувство тоски вызывала у Тютчева скудность, бедность, которую он видел в русской жизни и переносил на русскую природу. С какой тоскливой грустью он пишет о впечатлении полной заброшенности и одиночества, которое неизменно вызывают эти серые избы и тропинки, теряющиеся в полях. Но именно такая жизнь гармонирует с долготерпением и смирением русского народа.

Поэтическое откровение Тютчева, высказавшего самые заветные мысли о России, о ее высоком призвании и верном служении, прочно вошло в культурное сознание нашего народа. Строки из стихотворения «Эти бедные селенья…» часто цитируют поэты и писатели, историки и священники, публицисты и политики. Оно, как лакмусовая бумажка, высвечивает глубины внутреннего мира человека, направление его духовных устремлений и религиозных исканий. По сути, отношение к тютчевскому откровению – это отношение к выбору жизненного пути.

Тютчев и жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта никогда не претендовал. Свои «поэтические упражнения» именовал «бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах, на счетах и подорожных.
Лирику Ф. Тютчева обычно называют философской. Русская поэзия знает философские стихи, когда поэты прямо излагали свои воззрения, применяя их к конкретному случаю, иллюстрируя образами. Этого никак нельзя сказать о Тютчеве. Его поэзия – это человеческое «я» со своими вечными вопросами перед лицом мира, прежде всего, перед ликом природы. Но тютчевская лирика, часто называемая лирикой природы, не просто поэтизация тех или иных пейзажей. У него, даже когда речь идет о локальной картине, мы всегда оказываемся как бы перед целым миром.
Органичное, врожденное и усиленное жизненным опытом смирение Тютчева утверждалось также и в его эстетическом освоении и осмыслении мира. И все более это укрепляло поэта в убеждении, что без веры человеку невозможно подлинно существовать в этом мире. Он ясно осознавал несовершенство, противоречивость, слабость, порой и губительность волевых проявлений собственного человеческого «я», и ему становится неприкрыто явным гордое самовозвеличивание.
Гражданско-философская поэзия Тютчева во многом близка взглядам славянофилов в их духовном стремлении к Истине. Однако в жизни поэту приходилось одолевать эти проблемы собственными силами и в одиночку. От поэта потребовался истинный подвиг, и он этот подвиг совершил.
Отторгнутый от России в самой юности, когда ему было восемнадцать лет, замкнутый в дальний Мюнхен, предоставленный самому себе, Тютчев один переживает на чужбине весь процесс внутреннего развития, от юности до зрелого мужества. Он возвращается в Россию, когда ему пошел уже пятый десяток. Двадцать два года лучшей поры жизни проведены поэтом за границей.
Любовь к России, вера в её будущее, убеждение в её верховном историческом призвании владели поэтом могущественно, упорно, безраздельно, с самых ранних лет и до последнего воздыхания. Они жили в нем в степени какой-то стихийной силы, более властной, чем всякое иное, личное чувство. Россия была для него высшим интересом жизни.
Одно из пророческих откровений поэта, оставленное без ответа современниками, оказалось обращенным через их головы прямо в ложе времени – откровение о России:
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты Русского народа.
В сострадании своему народу Тютчев не был одинок в русской поэзии. Но именно его справедливые мысли оказались наполнены благочестивым и любовным отношением. Поэт не ограничивается лишь внешним постижением понятия «Россия»:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и только светит
В наготе твоей смиренной.
Важнейшее здесь – противопоставление гордыни и смирения. Эти понятия порой постигаемы лишь на религиозном уровне. Гордыня – источник мирового зла, смирение – основа спасения, без которой оно невозможно. В христианском значении гордыня застилает взор, смирение открывает истинное зрение.
Тютчев же дает подлинное осмысление внешней мудрости родной земли: за скудностью укрывается смирение, освещающее собою и терпение, покорность воле Христа:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Не называя прямо, поэт подводит читателя к важнейшему для него понятию – Святая Русь. Данное стихотворение имеет глубокий религиозно-философский подтекст и звучание. Уже многие современники отмечали, что по силе лирического чувства это стихотворение во всей нашей поэзии имеет очень немного равных себе. При этом многие критики отмечали, что если пейзаж «бедных селений» и может казаться живописным, то применять эстетическую мерку к таким явлениям, как обездоленность русского народа, скудность русской земли, – значит иметь черствое сердце.
В стихотворении поражает контраст между неприглядностью внешнего и внутренним величием духа народа. Постоянное чувство тоски вызывала у Тютчева скудность, бедность, которую он видел в русской жизни и переносил на русскую природу. С какой тоскливой грустью он пишет о впечатлении полной заброшенности и одиночества, которое неизменно вызывают эти серые избы и тропинки, теряющиеся в полях. Но именно такая жизнь гармонирует с долготерпением и смирением русского народа.
Поэтическое откровение Тютчева, высказавшего самые заветные мысли о России, о ее высоком призвании и верном служении, прочно вошло в культурное сознание нашего народа. Строки из стихотворения «Эти бедные селенья…» часто цитируют поэты и писатели, историки и священники, публицисты и политики. Оно, как лакмусовая бумажка, высвечивает глубины внутреннего мира человека, направление его духовных устремлений и религиозных исканий. По сути, отношение к тютчевскому откровению – это отношение к выбору жизненного пути.


Сочинение


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…» - одно из немногих произведений поэта, где философские моти­вы уступают место социальной проблематике. Поэт, будучи чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхе­не, более двадцати лет прожил за границей. У него неизбежно напрашивалось сопоставление сытной и комфортной обста­новки немецкой жизни и полуголодной неустроенной жизни русского народа. Ф.И. Тютчев, как любой писатель-гуманист, был противником крепостного права. В нем он видел причину нищеты и ущербности русского народа. Приезжая на родину, он с болью смотрел на покосившиеся избы и бесхозяйствен­ность, несовместимые с глубинной духовностью: «Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа!» Анафорические повторы усилива­ют настроение безысходности. Восклицательная интонация первой строфы призвана привлечь внимание читателя к про­блеме, ставшей глубинной душевной мукой автора. Ф.И. Тютчев пытается объяснить, с каким презрением и высо­комерием на всю эту нищету взглянет иностранец: «Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной». Однако самому поэту ве­дома та глубина и тонкость русской души, которая воспитана православной культурой. Он верит в счастливое будущее Рос­сии, поэтому в заключительной строфе так пронзительно зву­чат патриотические строки: «Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исхо­дил, благословляя». Финальный аккорд произведения, таким образом, подчеркивает еще раз контраст между рабским ви­дом и высочайшей душевной красотой и благородством. Ду­шевная доброта, терпение и смирение - вот те ценности, ко­торыми так дорожит поэт в характере русского человека. Именно их он благословляет именем царя небесного и наделя­ет тайным светом.

Свет - устойчивый символ в поэтике индивидуального стиля Ф.И. Тютчева. Свет ассоциируется неизменно с высшей земной ценностью. Поруганная родина с ее неяркой красотой все равно озарена тайным светом, лишь она любима и желанна поэтом. Однако не следует смешивать либеральную настроен­ность Ф.И. Тютчева с революционностью. Известно, напри­мер, что он с осуждением отнесся к восстанию декабристов. Но в чем точно нельзя упрекнуть талантливого поэта и мысли­теля, так это в отсутствии патриотизма. Не случайно на протяжении всего стихотворения переплетаются и сменяют друг друга аллитерации «р» и «с», словно растворяя в себе слова «Русь», «Россия».

Таким образом, в стихотворении «Эти бедные селенья…» прослеживается три основных мотива: изображение страдаю­щей России, погрязшей в нищете и рабстве, противопоставле­ние родины и стороны иноплеменной (как более благополуч­ной, но все равно чужой) и религиозная символика, представленная определениями («крестный», «небесный», «смиренный»), а главное - образом царя небесного, который становится в произведении незримым свидетелем народных мук и страданий, единственным, на кого остается уповать в создавшейся ситуации.