Сообщение моральный выбор человека добро и зло. Моральный выбор "добро и зло". Добро и зло – основные понятия этики

Каждый человек, живущий в физическом мире, в своей повседневной жизни все время оказывается перед моральным выбором, часто даже не замечаемым им самим, – выбором .

Христианская поговорка о том, что за правым плечом у каждого человека стоит ангел, а за левым плечом – дьявол, отражает реальное положение вещей : каждый из нас окружен как светлыми, так и темными сущностями. Своими подсознательными внушениями силы тьмы стремятся каждого из нас направить к самым худшим решениям и поступкам вовлекая тем самым в свой стан.

Во Вселенной господствует закон свободы воли – никто не имеет право насильно склонить человеческую волю к добру или злу. Но темные силы яростно стараются действовать против этого закона, и в этом им противостоят силы Света. И те, и другие силы могут звать человека на свой путь, но право решать принадлежит ему самому.


У сил зла имеется целая система вербовки людей на свою сторону – подсознательными внушениями они рано или поздно начинают обрабатывать сознание каждого человека, стараясь склонить его к нарушению основ нравственных заповедей. Ведь в большинстве своем люди не знают, что эти заповеди представляют собой законы, управляющие эволюцией всего мироздания! Не солги, не укради, не прелюбодействуй, не убивай… Нарушение этих принципов ведет к отпадению воли человека от высшей воли Космического Разума. Соблазн последовать темным внушениям, нарушая тем самым основные моральные заповеди бывают у всех. По другому в нашем мире быть не может – на Земле с незапамятных времен идет война Добра и зла, и каждый человек, нравится ему это или нет, рано или поздно сталкивается с моральным выбором и должен примкнуть к какому-либо полюсу – или сил Добра, или сил зла.

Все берет свое начало с малого, каждый человек с юного возраста испытывается на подсознательном уровне многими соблазнами и искушениями. Если данное семьей воспитание и достигнутый в прошлых воплощениях нравственный уровень человека дают возможность ему не поддаваться этим темным внушениям, выбрав в жизни хоть и не самый простой, но зато прямой и честный путь, – силы зла отступают, понимая, что этот человека не сломается морально, его не заманить в свои сети.

Но если некто с юных лет не брезгует нарушением основных моральных норм, если он прибегает ко лжи, воровству, жестокости и подлости, если он позволяет появляться в своем сознании низким мыслям и чувствам – жадность, злоба, ненависть, – то он поневоле вступает на кривую дорожку служения своим низшим инстинктам. И это делает его легкой добычей сил зла! Внедряя в его сознание свой ядовитый магнетизм, будут и дальше продолжать «работать» с человеком, провоцируя его на все более и более низкие поступки и устремления, пока он не станет «своим» в рядах темных сил.

При этом порой силам тьмы начинают служить люди, вроде бы изначально неплохие, но у которых есть один существенный недостаток – безволие. Такой недостаток может сыграть роковую роль в реакции человека на разные соблазны, подбрасываемые ему тьмой. Соблазнителем может выступать как другой человек, попросивший друга совершить нечто плохое, так и собственное низшее «я» человека, или его астральное начало, которое склонно к погоне за чувственными удовольствиями и развлечениями. И если человек не может оставаться твердым и отказаться от нарушений нравственных заповедей, если его воля дрогнет и он пойдет на компромисс со своей совестью – значит, тем самым он ступит на путь сотрудничества с тьмой и предательства своего духовного начала. Не нужно быть непременно Нероном или царем Валтазаром для того, чтобы оказаться в помощниках темных сил!

Даже казалось бы небольшие – поначалу – компромиссы с совестью и совершение заведомо дурных поступков отдают человека во власть тьмы. За одним компромиссом последует другой, за другим и третий, свершение одного плохого поступка повлечет за собой последующий – и так человек, вроде бы бывший неплохим некогда, довольно скоро увязает в трясине зла и уже не может выбраться из замкнутого кармического круга зла. И… новый раб темных сил готов. Именно раб, так как, в отличие от светлых сил, никогда не посягающих на свободную человеческую волю, темные силы стремятся именно поработить его волю, чтобы сделать из него покорного исполнителя своих замыслов.

Есть любопытная притча, иллюстрирующая путь человека от добра к злу. Именно так, как описано в этой притче – под влиянием или плохих людей, или собственного низшего начала, человек и превращается в слугу темных сил.

«Хочу рассказать сказку: «Когда-то жил человек. Всем был хорош, вот только не было у него воли. Как-то приходит к нему друг и говорит: «Помоги, мне надо зарезать поросенка». Безвольный помог, хоть не выносил крови, помог против своего желания, потому как был слаб. Пришел снова его друг и говорит: «Помоги, мне надо зарезать корову». Безвольный помог, хоть и любил животных, но не мог отказаться. Пришел друг в третий раз и сказал: «Помоги, надо зарезать соседа. Уж очень он мне насолил». Безвольный помог, потому как не смог отказать по слабости воли, и (таким образом) стал сообщником убийцы и убийцей.

Потом был готов помогать уже всем. Но люди были злые, и темные были желания у них, и были они темными, и стал человек, воли лишенный, ярым помощником тьмы». Часто наше низшее «я» (…) в нас чего-то желает и хочет вопреки нашей воле. Исполняя желание его, идущее вразрез решения нашего, становимся людьми, лишенными воли, и игрушкой в руках другой воли, более сильной, но уже не нашей, а чужой. Безволие – самое великое несчастье, которое может постичь человека» («Грани Агни Йоги»).

На счет любых компромиссов со своей совестью Н.К.Рерих сказал: «Сегодня маленький компромисс, завтра маленький компромисс, а послезавтра – большой подлец». Так что самый верный способ угодить в ряды темных сил – быть безвольным, не имеющим силы сказать решительное «нет» и своим собственным внутренним слабостям, и внешним соблазнам, приходящим через других людей.

По большей части своей люди нередко оказываются беззащитными перед силами зла. В немалой мере этому способствует то, что из-за материалистического мировоззрения, в большинстве своем современное общество попросту не верят ни в какие темные силы. Если бы люди знали о существовании сознательно действующих темных сил, они относились бы ко многим вещам серьезней, тщательней бы взвешивали следствия своих собственных мыслей, чувств и поступков, а также внимательней относились бы к окружающим людям, а тем более – выбирали себе из их числа друзей и сотрудников.

Однако в наше время мало кто верит в существование могущественной и прекрасно законспирированной организации сил зла. Человек готов поверить в рассказы о политических заговорах и вредных политических объединениях – как реально существующих, так и просто выдуманных. Но гораздо сильней, чем реакционные политические объединения, действуют на сознание человека астральные силы зла и их земные слуги.

Магия и колдовство

Классическое, традиционное оружие темных сил это черная . Не следует считать, что за действиями черных магов стоят только чьи-то бредовые идеи, а сама магия представляет из себя лишь неизжитое суеверие, и больше ничего. в действительности весьма действенна, и основной механизм ее влияния на человека это специально тренируемая колдунами и психической энергии.

Все знают и принимают такие явления, как внушение, самовнушение, гипноз. Известен результат некоторых экспериментов, проводившихся на Западе в прошлом столетии, когда силу внушения проверяли на преступниках, приговоренных к смерти. Гипнотическим внушением можно убить человека – этот факт доказан научно и даже экспериментально. Одному из преступников, приговоренному к смертной казни, внушили, что ему вскрыли вены и он умирает из за потери крови, другому внушили, что он тонет. Оба преступника скончались.

В руках невежественного или нечестного человека внушение может натворить больших бед. Но черная магия – это та же разновидность внушения, которая усилена к тому же целым рядом добавочных приемов психоэнергетического воздействия на психическое и физическое состояние человека. Причем, пытаясь навредить какому-либо одному человеку, колдуны заражают своими разрушительными ментальными программами целое пространство, сея вокруг себя болезни и несчастья.

«Колдовство недопустимо, как преступление против человечества. Не надо понимать колдовство как зло против одной личности. Следствие колдовства гораздо вредней – оно нарушает явления космические, оно вносит смятение в слои надземные» («Аум», 28).

Еще больший вред получается, когда колдуны начинают действовать не поодиночке, а целыми группами. Между тем именно к такому призывает своих последователей так называемая Церковь Сатаны и другие секты и общества, где культивируется черная магия.

«Напрасно думают, что черная магия в особенности развита сейчас в Тибете. Конечно, она там очень усилилась, но это является только частью общемирового ее развития. Невозможно себе представить, до какой степени развивается черная паутина. Невозможно вообразить все разнообразие участников ее. Нельзя открыть все неожиданные сочетания, которые поддерживают друг друга. Можно ли примириться, что и явление глав государств, и прелаты, и масоны, и повстанцы, и судьи, и преступники, и врачи, и больные, и здоровые работают на том же черном поле? Трудность распознания их также в том, что нельзя указать какую-то цельную организацию, но все построено на отдельных личностях, вкрапленных в самые разные дела» («Мир Огненный»).

Ситуация усугубляется еще и тем, что в большинстве своем люди не верит в реальность черной магии как таковой. Многие считают что магия это суеверие и не верят в то, что она способна реально наносить вред здоровью человека и даже убить его.

«А враги Света все те же, как и тысячи лет тому назад. Очень сильны и организованны. Они знают приемы колдовства и черной магии. Многое им известно из области Сокровенного Знания. Отрицатели, неверы и все прочие невежды не признают ни психическую энергию, ни возможности пользоваться ею во зло, и поэтому бессильны они против оккультно-психических махинаций врагов. А союзников у темных много, и сознательных и бессознательных. Смотрите, как извращают и искажают они каждое доброе начинание» («Грани Агни Йоги»).

Главная опасность черной магии в том, что она нарушает равновесие природных стихий и порождает в астральном пространстве планеты хаотические вихри негативных энергий, оказывающих отрицательное воздействие как на психическое и физическое здоровье человека, так и на природу. А между тем, именно распространение в Атлантиде черной магии поставило на грань опаснейшего глобального катаклизма всю планету и в итоге ускорило гибель этого континента в результате восстания природных стихий.

«… величайшим позором будет, что человечество до сих пор занимается колдовством. Именно самым черным колдовством, направленным на зло. (…) Не стал бы говорить о черной опасности, если бы она не достигла сейчас ужасающих размеров. Самые невозможные ритуалы возобновлены, чтобы наносить вред людям Толпы по невежеству вовлечены в массовую магию. Невозможно допустить такое разложение планеты! Нельзя, чтобы уничтожение всего эволюционного удавалось темным силам. Колдовство недопустимо, как противоестественное нагнетание пространства. Твердите везде об опасности колдовства» («Сердце», 620).

>>Моральный выбор - это ответственность

§ 7. Моральный выбор - это ответственность

Вспомни: Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Подумай: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о морально и ответственности.

С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественной) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам.

Вторая проблема: быть или казаться.

Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире иди только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, вы рискуете попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство вами будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное; для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Проверь себя

1. В чем выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чем опасность безответственного поведения .

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм.

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему легче быть, чем казаться?

В классе и дома

1. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему - обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.

2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни.

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А. (Шнейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.

4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.

5. Раскрой смысл слов французского философа Ж. П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

Говорят мудрые

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».

Ф. Искандер (р. 192В), российский писатель

Обществознание . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2010.- 223 с.- (Академический школьный учебник)

Обществознание для 8 класса, учебники и книги по обществознанию

Подробное решение параграф § 9 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 6 класса, авторов Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н. 2015

ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА

Что сдерживает животных одного вида от уничтожения друг друга в схватках за территорию, место в группе?

Инстинкт сохранения рода.

Есть ли у людей сдерживающий механизм, заставляющий их поступать правильно, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных?

Нормы морали и закон.

Какое наблюдается противоречие?

Человек в отличие от животных не следует природным инстинктам, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных. Он руководствуется нормами морали и законом.

Сформулируй вопрос, который можно задать на основе этого противоречия. Сравни свою формулировку с авторской (с. 201).

Что заставляет человека поступать правильно, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных?

ВСПОМНИМ ТО, ЧТО ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Объясни значение слов: биосоциальная природа человека, сознание, личность, характер, духовная жизнь личности, мировоззрение. (Словарь)

Биосоциальная природа человека – неразрывное единство в человеке биологической (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) и социальной (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству) природы.

Сознание – человеческая способность «отражать» наблюдаемый мир в своём внутреннем мире в виде чувственных и умственных образов; перерабатывать эти образы с помощью мышления и чувств; на основе этой переработки усилиями воли направлять и контролировать свою деятельность в мире.

Личность – человек, обладающий сознанием, т.е. получивший в результате развития в обществе способности:

– осмысливать себя и мир;

– чувствовать и переживать своё отношение к миру;

– усилием воли направлять и контролировать свою деятельность, опираясь на систему личных и общественных ценностей.

Характер – индивидуальное сочетание качеств (черт) личности, определяющее особенности поведения, отношение человека к обществу, труду, самому себе, уровень развития волевых качеств.

Духовная жизнь общества – сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нём (картина мира), на смысл и цель его жизнедеятельности, а так же система ценностей, идеалов, определяющая нравственность человека, его отношение к окружающему миру.

Вспомни события из истории разных народов и времён, когда одни и теже поступки разные люди оценивали как «плохие» и как «хорошие». (Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», 5-й кл.: Перво бытный мир, Ассирия, Древний Рим и т.д.)

В Древнем мире законы для свободных людей и рабов были разными. Например, по законам Хаммурапи, если раб оскорблял свободного человека, ему отрезали ухо.

В древнем Китае, согласно учению Конфуция, провинившегося подданного лучше наставить на путь истинный поотечески, нежели убивать. Однако правители Китая пощшли по другому пути и держали население в страхе путем жестоких наказаний за незначительные проступки.

Кто из известных тебе литературных героев и в каких случаях испытывал муки совести, трудности при выборе между добром и злом?

«Сказка о царе Солтане» А. С. Пушкина. Выбор: избавиться от жены и ребенка или сначала все выяснить, а потом принимать решение.

«Му-Му» Тургенева. Эпизод, когда Герасим шел топить собаку.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Уроки мудрецов.

С помощью текста ответь на вопросы.

Каковы происхождение и значение следующих понятий: этика, мораль, нравственность? (Проверь себя по словарю)

Этика (от древнегреч. – нрав, обычай) – учение о нравственности и морали, определяющее правильное и достой ноеповедение, духовные качества, необходимые человеку в обществе, самоконтроль.

Нравственность (от рус. «нрав» – характер, темперамент) – 1. Реализация моральных норм в жизни, повседневном поведении людей и конкретного человека. 2. Внутренние, духовные качества, ценности человека, которые определяют правила его поведения.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность норм, правил поведения людей в обществе, основанных на представлениях о добре, долге и совести.

Возникает ли нравственность в человеке стихий но или её надо формировать сознательно?

Нравственность необходимо формировать сознательно. Простые нравственные добродетели человек приобретает в процессе социализации. Например, что такое добро, а что зло.

Из чего складывается личная система ценностей?

Из идеалов, образов и совести.

Как связаны и чем от личаются друг от друга совесть, нравственность, мораль?

Совесть – это личная система ценностей. Нравственность – реализация моральных норм в жизни в поведении конкретного человека. Мораль регулирует поведение общества. Вместе они проявляется через деятельность человека в обществе и отношение к другим людям.

2. Неспокойная совесть.

Прочитай текст и ответь на вопросы.

Человек рождается совестливым или становится? Как формируется совесть?

Человек становится совестливым. Совесть формируется в процессе воспитания, через постоянные указания ребёнку на то, «что такое хорошо, а что такое плохо» и т.д. Вначале совесть формируется как нравственная способность критически себя оценивать

Почему герой второго диалога Лёша не взял шпаргалку?

Потому что он совестливый человек.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Выполняем учебные задания.

Полоижительные качества:

аккуратность, активность, альтруизм, артистичность, бескорыстие, благородство, бесстрашие, вежливость, великодушие, верность, внимательность, воля, выдержка, галантность, гостеприимство, гуманность, дальновидность, доброжелательность, добросовестность, доброта, дружелюбие, естественность, жизнелюбие, заботливость, жизнерадостность, интиллегентность, искренность, коммуникабельность, кропотливость, любезность, мудрость, мужество, наблюдательность, надежность, настойчивость, обязательность, опрятность, отважность, отзывчивость, открытость, понятливость, постоянство, пунктуальность, решительность, самостоятельность, сдержанность, сердечность, серьезность, собранность, сострадание, сочувствие, спокойствие, тактичность, творчество, терпимость, уравновешенность, уступчивость, целеустремленность, честность, чувственность, чувствительность, чувство долга, чувство собственного достоинства, щедрость.

Отрицательные качества:

апатия, безволие, безответственность, безразличие, безынициативность, ворчливость, вредность, вспыльчивость, грубость, жадность, завистливость, злобность, кровожадность, лень, лживость, лицимерие, мелочность, нахальство, небрежность, невежливость, невнимательность, невыдержанность, недоброжелательность, ненависть, нерешительность, нетерпимость, неуверенность, обидчивость, ограниченность, озлобленность, пассивность, равнодушие, расточительность, скупость, слабость, страх, трусость, тщеславие, упрямство, эгоизм, эгоцентризм

2. Прочитай высказывания и подбери к ним примеры из своей жизни или из жизни общества.

А. «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». (Римский поэт Овидий (43 до н.э. – ок. 18 н.э.) Хвалю других за их работоспособность и считаю это отличным качество, но сам ленюсь.

Б. «Смотреть на людей со сломанной совестью ещё страшнее, чем на избитых». (Чехословацкий журналист Юлиус Фучик (1903–1943) Прогуляла школу и не выполнила домашние задания. В итоге замучала совесть. Все исправила, однако неприятное чувствло осталось. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, человечности, сам задает изнутри критерии моральной оценки и сам оценивает свое поведение.

В. «Достоинства человека определяются только его поступками». (Французская пословица) Двое одноклассников претендавали на пост старосты класса. Один рассказывал каким отзывчивым он будет, суолько хорошего он сделает для одноклассников. Другой все это делал уже сейчас. Старостой выбрали второго мальчика.

Г. «Не верю в ваши темпы скорости,

А больше доверяю совести,

Не убежать вам от неё,

И, подводя итоги в старости,

Ещё вернётесь к первозданности,

В начало вечное своё». (Л.И. Болеславский) Совестливый человек будет долго помнить, что сделал что-то плохое (например, сильно обидел родителей).

Решаем жизненные задачи.

Новенький во дворе

Ситуация. Во дворе появился новый мальчик, который сильно заикается. Знакомые тебе ребята стали его дразнить, обзывать.

Роль. Мальчик или девочка с этого же двора.

Результат. Твои действия, которые помогут новичку найти новых друзей.

1. Предложить новому мальчику поиграть с тобой.

2. Узнать у него про его интересы и чем он увлекается.

Общение с тобой постепенно поможет новому мальчику подружится с остальными детьми.

Осуществляем проекты.

1. Проведите исследовательскую работу на одну из тем.

Этическое учение Конфуция: «Ритуал – основа жизни». Этическое учение Сократа: «Добродетель есть знание». Этическое учение Христа: «И как хотите, что бы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Этическое учение Кофуция: «Ритуал – основа жизни».

Конфуцианство является духовной основой китайского общества, поскольку формулирует основы социального порядка, обосновывает идеал совершенного человека

Его основатель китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы, Кун Фу-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни), который жил в течение 551-479 до н.э. По убеждению Конфуция, поведение, общественное положение людей, их моральные нормы зависят от неба, высшего духовной силы, которая действует сознательно, является создателем и одновременно частью природы. Небесное веление является уделом, которому подчиняются и люди, и государства:"Для жизни и смерти существует судьба; богатство и знатность зависят от небо а Небо породило во мне моральные качества." Человеку следует беспрекословно выполнять волю неба, поскольку оно наказывает за проступкио карает за провинности.

Основной идеей конфуцианства является незыблемость установленных небом порядков в Поднебесной (Китае). Этика конфуцианства провозглашает верховенство добра над злом, основным понятиям, своеобразным моральным законоом которой является"жень"- гуманность, человеколюбие, человечность. По конфуцианской этикой, человек, искренне придерживается принципа человечности, не совершит зла, она способна выявлять почтительность, вежливость, правдивость, сообразительность, доброту. К людям нужно относиться так, как к дорогим гостям, нужно сдерживать себя, чтобы вести согласно ритуалу, а на то, что не отвечает его требованиям, не следует смотреть, его можно слушать.

Оговаривая отношения людей в обществе и семье, моральный принцип жень находится в органической связи с принципом сяо - почитание родных и старших:"Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне дома - уважительность к старшим","При жизни родителей - служить им, следуя ритуалу. Когда они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы, руководствуясь ритуалом." Церемонии, есть внешние проявления уважения, сыновней любви, преданности.

На признании важности церемоний основан принцип ли (правило, норма, ритуал, церемониал, этикет), вопреки которому нельзя ни смотреть, ни слушать, ни говорить, ни действовать. Без ли не может существовать дер ржава. Он должен быть основой воспитания, которое строится на личном примере, требованию к неукоснительному соблюдению церемоний, этикета. Это требование часто критиковалась, поскольку, как утверждали ее оппоненты, человеку, который придерживается предписаний конфуцианства, никогда не будет добродетельным и творить добро, потому что он занят непрерывными церемониямями.

Благородный муж является представителем аристократии и совершенным человеком. Однако принадлежность к аристократии не гарантирует человеческого совершенства, поскольку для этого нужна упорная работа над собой. Стать благородним мужем чрезвычайно сложно (даже себя не считал таковым), ведь это - идеал, ориентир для тех, кто заботится о самосовершенствованииня.

Основные качества благородного мужа - жень (человеколюбие, милосердие, гуманность), и (справедливость), чжи (знания), ли (ритуал, обряд, этикет, церемония), вэнь (воспитанность)

Для утверждения справедливости правитель должен действовать как правитель, а подданный - как подданный, отец - как отец, сын - как сын. Для реализации принципа справедливой ти нужны знания того, что и как нужно делать, а также соблюдения правил благопристойности, следствием чего является мера и упорядоченность поведения и деятельности.

Упорядоченность отношений граждан, правильное поведение предусматривают постоянный контроль и самообуздания, подчинение культурной норме, без которой невозможна стабильность в обществе. Принцип справедливости тоже направлен на самообуздание, ограничение влияния эгоизма на поведение и деятельность человека. Благородный муж должен придерживаться и созданных мудрецами-правителями стандартов, традиций, в которых аккумулирован опыт тысячелетий.

Выбирая себе друзей, следует ориентироваться на то, что одни из них полезны, другие наносят вред.

Благородный муж, по мнению Конфуция, всегда ценит справедливость. Даже с простыми людьми он ведет себя справедливо.

Большое значение Конфуций придавал справедливости правителя:"Когда правитель любит ритуал, никто в народе не посмеет быть непочтительным; когда правитель любит справедливость, никто в народе не осмелится быть непослушным; когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным ".

По его словам, в течение жизни необходимо руководствоваться одним словом -"взаимность", и пользоваться установкой:"Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут относится враждебно.

2. Проведите в школе фестиваль-конкурс «Нрав на нрав не приходится», посвящённый изучению характера, обычаев, традиций разных наро дов.

Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.

Выбор как часть человеческой жизни

Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.

Выбор моральный - это что такое

Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный - это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.

Ответственность морального выбора

Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Нравственная составляющая индивида

Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.

Моральное сознание индивида

Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.

Объекты морального выбора

Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:

  • индивид;
  • отдельная группа людей;
  • социальная структура;
  • многочисленная прослойка общества или класс.

В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.

Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.

Моральный конфликт

Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.

Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.

Э т и к а - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Этика изучает историю развития нравственности человечества, исследует мораль как форму общественных отношений и сознания, ее роль в обществе. Этика размышляет о том, что такое добро, а что - зло, в чем цель и смысл жизни человека, какими людьми мы должны быть и как правильно прожить нашу единственную и довольно короткую жизнь. Мыслящий человек не может обойтись без размышлений над этими вопросами, и в этом ему поможет этика - теория морали.

Д о б р о и з л о - важнейшие понятия этики. Под добром понимается то, что общество в данный исторический период считает нравственным, достойным уважения, подражания. Мы, люди, вкладываем в это понятие все, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению человека, совершенствованию общества. Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку не ради выгоды, а бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу. Сотворение добра - это смысл жизни каждого человека. Во всех случаях, когда человеку приходится принимать ответственное решение, он руководствуется главным практическим ориентиром - ценностью добра.

Все, что противоположно добру, есть зло. Это нарушение морали, это безнравственное, достойное осуждения, антигуманное. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает презрения и должно быть преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, грубость, подлость, воровство, предательство и т. д. Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку - хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, пьянство, хитрость и т. д. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я - зло! Я - аморальность!», напротив, зло умеет прикрываться маской добра.

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром в огромном моральном мире. Нравственный человек стремится строить свою деятельность таким образом, чтобы подавить зло и сотворить добро. Человек - существо моральное, он призван жить по законам морали, которые осмысливаются в этике, а не по законам джунглей, где сильный всегда прав.

Все наши поступки, действия мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет, хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни - это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают - это зло. Английский философ И. Бентам сформулировал такой критерий добра: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Если вы не согласны с Бентамом, дайте свою собственную интерпретацию добра. Анализируйте свои поступки, свою деятельность, используя при этом представление об этических ценностях, и вам удастся открыть тайну добра и зла. Добрыми становятся только тогда, когда ведут интенсивную нравственную жизнь (творят добро). А дорогу к добру осилит идущий.