Определение слова догмат. Что такое догмат в православном христианстве. О различиях между ангелами и эльфами

Этот смысл термин сохранил и в греческом переводе 70 толковников , где в книгах пророка Даниила , Эсфири , Маккавейских словом δόγμα называется царский указ, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного.

  • В Новом Завете , в Евангелии от Луки , δόγμα обозначает повеление кесаря о переписи народонаселения Римской империи (Лука, 2:1)
  • В Деяниях св. Апостолов «догматы» - царские законы.
  • В Посланиях к Колоссянам и Ефесянам «догматы» - имевшие божественный авторитет законы Моисея .

В православии существует два подхода к пониманию того, где принимаются догматы . Согласно первому из них, догматами, в строгом смысле этого слова, могут быть названы только те непререкаемые положения православной веры, которые утверждаются на Вселенских соборах, где они получают догматические формулировки . Согласно второму подходу, догматом следует называть всякое неоспоримое и обязательное положение православного вероучения . В этом случае догматы делятся на

Отличие понимания догмата в православии и католицизме заключается в том, что в православии догматы, принятые на Вселенских соборах (которые признаются высшей вероучительной инстанцией ), были ответом на появившиеся фундаментальные искажения церковного учения, а в католицизме признается необходимость появления новых догматов без этой причины .

  • Сознательный отход от догмата (полное неприятие или иная трактовка) называется ересью и часто приводит к религиозным конфликтам .
  • Краткими изложениями догматов могут считаться Катехизис и Закон Божий (дисциплина) .

Предпосылки появления догматов

Догмат и теологумен

Наряду с понятием «догмат» в богословии существуют понятия «богословское мнение» («теологумен ») и «частное богословское мнение». Теологумен - вероучительное положение, не противоречащее догматам, но не являющееся обязательным для всех верующих. Он должен основываться на Священном Писании и высказываниях святых Отцов Церкви . Частное богословское мнение при этом - размышление, мнение отдельного богослова, прямо не противоречащее догматам, не обязательно встречающееся у Отцов Церкви. Догмат таким образом стоит безусловно выше теологуменов и частных богословских мнений.

Свойства догматов

В православной догматике выделяются следующие свойства догматов :

  1. Теологичность (вероучительность) - свойство догматов по содержанию, то есть что догмат содержит только учение о Боге и Его домостроительстве. В догматах не определяются истины нравоучительные, литургические, исторические, естественно-научные и т. д.
  2. Богооткровенность - свойство догматов по способу их получения. Это означает, что догматы не выводятся логическим путём, а происходят из Божественного Откровения, то есть даются человеку Самим Богом.
  3. Церковность - свойство догматов по способу их существования и сохранения. Это означает, что догматы могут существовать только во Вселенской Церкви, и вне её догматы, как основанные на Откровении, данном всей Церкви, не могут возникать. Именно Церковь, на Вселенских Соборах, имеет право закреплять за теми или иными вероучительными истинами именование догматов, понимаемых к строгом смысле.
  4. Общеобязательность - свойство догматов по отношению к ним членов Церкви. Догматы выступают в роли правил и норм, не признавая которые, нельзя являться членом Церкви.

Догматы в православии

К догматам, принятых на Вселенских соборах, относятся:

  1. Догмат о Боге Отце , Творце видимого и невидимого мира , всё содержащего в Своей власти .
  2. Догмат о Сыне Божием , прежде начала времени рожденного от Бога Отца, имеющего с Ним одинаковую сущность, всё сотворившего и получившего имя Иисуса Христа .
  3. Догмат о Воплощении на земле Сына Божия в человеческой плоти от Святого Духа и Марии Девы ради спасения людей (непорочное зачатие) .
  4. Догмат о Крестных страданиях и смерти Иисуса Христа .
  5. Догмат о Воскресении Иисуса Христа .
  6. Догмат о Вознесении Иисуса Христа .
  7. Догмат о Втором Пришествии Иисуса Христа , Страшном Суде и Его вечном Царстве .
  8. Догмат об исхождении Святого Духа , дающего жизнь, от Бога Отца, прославлении Его и поклонении Ему вместе со Отцом и Сыном .
  9. Догмат о единой (одной), святой, соборной и апостольской Церкви .
  10. Догмат об единократном Крещении для оставления грехов .
  11. Догмат о всеобщем воскресении людей .
  12. Догмат о будущей вечной жизни .
  13. Догмат о двух естествах во едином Лице Господа нашего Иисуса Христа
  14. Догмат о двух волях и действиях в Господе нашем в Иисусе Христе .
  15. Догмат об иконопочитании .

Первые 12 догматов утверждены на Первом и Втором Вселенских соборах и составляют Никео-Цареградский Символ веры , являющийся догматической формулой, подразделяющейся на 12 членов и содержащих догматическую основу христианства. Первые его восемь членов выражают догматы о Святой Троице и Христе-Спасителе (со 2-го по 7-й) . Догмат о Святой Троице состоит в том, что Бог един по существу, но троичен в Лицах (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), которые различаются друг от друга тем, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца, Дух Святый предвечно исходит от Бога Отца. При этом, в чем состоит рождение и исхождение и чем отличается исхождение от рождения, является непостижимым для людей.

Догмат о двух естествах во едином Лице Иисуса Христа принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне , догмат о двух волях и действиях принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе , догмат о иконопочитании принят на VII Вселенском Соборе в Никее .

Если понимать под догматами непререкаемые и неизменные правила (истины) православной веры, изложенные в Священном Писании и Священном предании и относящиеся к самому существу христианства, но не обязательно утверждаемые на Вселенских соборах , то к числу догматов также относятся :

  1. догмат о том, что Бог есть Дух всеблагой, всесвятой, всесовершенный, всемогущий, всеведущий, вездесущий, беспредельный, неизменяемый, вечный .
  2. догмат о творении мира Богом из ничего по Своей любви .
  3. догмат о падении самого высшего ангела (Денницы) и некоторых других ангелов .
  4. догмат о первородном грехе .
  5. догмат о промысле Божием обо всем существующем .
  6. догмат о искуплении человечества от греха .
  7. догмат о необходимости благодати Божией для освящения человека .
  8. догмат о Таинствах Церкви .
  9. догмат о частном суде человека после смерти .
  10. догмат о именовании Девы Марии Богородицею (именование Девы Марии Богородицей используется в текстах догматов IV и VII Вселенских Соборов).
  11. догмат о приснодевстве Девы Марии .
  12. догмат о различии в Боге сущности и энергии, представляющей собой нетварную божественную благодать . Принят на Пятом Константинопольском соборе в 1351 году .

Чем не является догмат

Нижесказанное относится преимущественно к православно-христианскому пониманию понятия «догмат», однако отдельные положения можно отнести и к другим религиям.

Ввиду того, что понятие «догмат», «догматическое мышление» и прочие часто неправильно понимаются в обществе, следует отметить основные ошибки этого понимания:

  • Догмат не есть магическая формула, повторением которой можно чего-то достичь.
  • Догмат не бесполезен (даже вне рамок религиозной философии и богословия). Без знания догматической базы нельзя осмыслить никакое вероучение в его сущности, тем более, если оно претендует на выход за рамки земного бытия.
  • Догмат - не закостенелое, мёртвое, безосновательное утверждение. Лишь наличие догматов в вероучении позволяет ему иметь структуру, онтологический смысл, не ограничиваться лишь нравственным, литургическим, каноническим или каким-либо иным аспектом.

Оросы Вселенских Соборов - не есть могильные плиты, приваленные к дверям запечатанного гроба навек закристаллизованной и окаменелой истины. Наоборот, это верстовые столбы, на которых начертаны руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная в её неудержимых и беспредельных поисках ответов на теоретическо-богословские и прикладные жизненно-практические вопросы.

Карташёв А.В. Вселенские Соборы

  • Догмат - не чуждое дополнение к Священному Писанию.

Догмат ни в коем случае не новое откровение. Догмат - это только свидетельство. Весь смысл догматического определения сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала.

Протоиерей Георгий Флоровский

  • Догмат не сковывает сознание, а позволяет ему, образно выражаясь, стоять на ногах, иметь опору в рассуждениях богословского характера. В сфере личной религиозной жизни (духовной жизни) догматика лежит в фундаменте и молитвы, и богослужения, и других её осмысленных проявлений.

Православные догматы не суть путы для мысли, не кандалы <…> но разве лишь предохранительные определения, которыми Церковь хочет поставить разум человеческий в надлежащую перспективу, в которой для него открывалась бы возможность беспрепятственного и безостановочного движения вперёд, с исключением опасностей уклонения в сторону, на пути обманчивые.

Проф. Введенский А.И.

В католицизме

В католической церкви развитие догматической науки пошло по пути установления новых догматов, в результате чего сегодня количество вероучительных определений, возведённых в достоинство догмата, в римо-католической догматике больше, чем в православной церкви. В римо-католической церкви считается, что необходимость увеличения числа догматов обусловлена продолжающимся уяснением богооткровенной истины, содержащейся в Церкви. До появления нового догмата эта истина сокрыта или неясно переживаема для соборного сознания Церкви.

Список догматов в католицизме

Помимо догматов православной церкви (с поправкой на филиокве в символе веры) в католической церкви имеются дополнительные, принятые на Вселенских Соборах Католической церкви.

  • Поправка к Никео-Цареградскому Символу веры, филиокве . Введёна в г., Толедский собор , Испания . Утверждена в Риме на коронации германского императора Генриха II в 1014 году , при папе Бенедикте VIII .
  • Догмат о чистилище . г., Ферраро-Флорентийский собор , г. Феррары . Подтверждён в г. на Тридентском соборе .
  • Догмат о непорочном зачатии Девы Марии . г., постановление Пия IX .
  • Догмат о безошибочности папы по делам веры и морали (ex cathedra : с кафедры). г., Первый Ватиканский собор .
  • Догмат о Вознесении Девы Марии . г. - возникновение, г. - подтверждение, в Lumen Gentium , догматической конституции Второго Ватиканского собора .

В других религиях

Догматы в значении непреложной вероучительной истины существуют и в других авраамических религиях.

Иудаизм

Ислам

См. также

Примечания

  1. Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка. - СПб.: Императорская Академия Наук, 1847. - Т. I: А-Ж. - С. 336
  2. Алексеев П. А. Церковный словарь. Часть первая. А - Д. - СПб.: Типография Ивана Глазунова, 1817. - С. 276 .
  3. Более старое ударение: догма́т , толковый словарь Ефремовой допускает такое произношение как разговорное . В Словаре правильной русской речи (Соловьев Н. В. Словарь правильной русской речи. Ок. 85 000 слов: Более 400 коммент. / ИЛИ РАН; Н. В. Соловьев. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2004. - 847 с. - (Словари Академии Российской)) приведено так: «догма́т и уход. до́гмат …»). В православной богослужебной литературе и гимнографии: церк.-слав. догма́тъ , В Полном церковнославянском словаре протоиерей Григория Дьяченко: «до́гмат»

ДОГМАТ (греч. "мнение, учение, определение постановление") - главные положения вероучения, утвержденные Церковью в качестве истин Богооткровения (см. Бог , Откровение ), неизменных и не подлежащих критике и изменениям. К Д. относятся не все истины Св. Писания, но только те из них, которые оставляют область веры (а не опыта или нравственности) - например, Д. монотеистических религий о единственности Бога; в религиях, признающих Спасение, - Д. о конце света, при этом в христианстве - также Д. о бессмертии души, воскрешении мертвых, Страшном суде, Рае и Аде, о загробном воздаянии человеку, а в католичестве - еще и Д. о чистилище; в исламе - Д. о несотворенности и предвечности Корана (Коран "перед Творцом не есть сотворенное"); Д. о Мухаммаде как "печати пророков", о Коране как "завершенном пророчестве" и т. п. В исламе кратчайшее изложение главного Д. содержится в 112-й суре Корана, которая называется "Очищение (веры)": "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! / Скажи: "Он - Аллах - един, /Аллах вечный; /не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!". Главные Д. ислама изложены также в первой суре Корана "Фатихе" (дословно "открывающая"). Она состоит из 7 стихов и входит в обязательную молитву мусульманина, которая прочитывается не менее 10 раз в день.

Содержание Д. дано Писанием, но их четкие формулировки были выработаны богословами и утверждены высшими церковными инстанциями. Например, в разных книгах Нового Завета не раз и по-разному говорится о единстве Бога Отца и Бога Сына; в Д. мысль формулируется четко и не допускает варьирования: "Сын единосущен Отцу". Д. как главные вероучительные истины о Боге отличаются от заповедей (предписаний) Откровения и других зависимых от Д. религиозных истин и положений (нравственных, литургических, канонических). Например, слова Господь Бог наш есть Господь единый (Мар 12:29) - это Д. (предмет догматического богословия), а слова и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мар 12:30) - это заповедь (предмет нравственного богословия).

Д. как общецерковные вероучительные истины отличаются от частных "богословских мнений" по различным конкретным вопросам веры, не отраженным в Д. (напр., вопроса о том, долго ли длятся адские мучения; или о том, как следует понимать бесплотность ангелов и человеческих душ, и др.). Богословские мнения, в том числе мнения Отцов Церкви в христианстве или авторов хадисов в Сунне пророка в исламе, не обладают свойством непогрешимости. "Церковь терпит в своих недрах грешников против заповедей, но отлучает всех противящихся или исключающих ее догматы", как сказано в православной энциклопедии 19 в.

С точки зрения догматики, богословские мнения "не существенны для нашего спасения"; по замечанию Григория Богослова, в таких предметах "ошибаться безопасно". Однако по отношению к свободному обсуждению Д. Христианская Церковь всегда проявляла осторожность. Современное православие следует здесь авторитетам Иоанна Лествичника (6 в.) и Варсонофия Великого (6 в.): "Глубина догматов неисследима [...] Небезопасно касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть"; "Беседовать о догматах не следует, ибо это выше тебя".

Согласно православной доктрине, процесс догматизации вероучения был завершен на двух первых Вселенских соборах: Никейском (325) и Царьградском, Константинопольском (381), которые объединили основные Д. в Никео-Царьградском символе веры. Однако в западном христианстве, позже в католичестве, которое допускает "догматическое развитие" вероучения, были сформулированы новые Д., не признаваемые Православной Церковью: о филиокве (809), о чистилище (1439), о непорочном зачатии (1854), о непогрешимости папы (1870) и др.

Коммуникативное значение выработки Д. в качестве своего рода "аксиом веры" обусловлено антиномией между развитием богословской мысли и необходимостью массового распространения основ религиозного знания. Разрешение коллизии заключалось в ранжировании богословского знания по степени общеобязательности и неприкосновенности разных его компонентов. Были определены немногочисленные главные вероучительные истины; они стали Д. Все остальные суждения ("младших рангов" - менее сущностные, менее значимые для религиозной доктрины в целом, в разной мере обязательные) составили область, в которой разномыслие и, следовательно, развитие богословия допускались. Догматизация главных религиозных истин входит в круг психолого-семиотических и специальных филологических механизмов сохранения социально важной информации, таких как сакрализация текста, исключение (недопущение) рационалистического и конвенционального восприятия текста (см. Неконвенциональное восприятие знака ); ритуализация воспроизведения текста; культ первоисточников, поддерживаемый принципом "ipse dixit", выработкой религиозного канона (см. Религиозная коммуникация ), обязательностью иснада в хадисах и другими подобными "консервантами" особо значимого религиозного знания.

религиозные (от греч. dogma - учение, постановление) - утвержденные высшими церк. инстанциями (соборами духовенства) положения вероучения, к-рые, как считает церковь, должен принимать на веру каждый принадлежащий к данной религии и исповедание к-рых она рассматривает как непременное условие постижения божества и "спасения". Д. вырабатывались в процессе острой богословской борьбы. Система Д. существует во всех наиболее распространенных религиях: христианстве, иудаизме, исламе, буддизме, индуизме. Осн. Д. христ. церкви (о сотворении мира, о триедином боге, о реальном существовании богочеловека Христа) были приняты в период первых семи Вселенских соборов (325-787). В православной церкви принятие Д. было завершено в 787, в католической новые Д. (о чистилище и др.) продолжали приниматься и в дальнейшем. Реформация 16 в. подорвала значение Д. католич. церкви. В лютеранской церкви Д. были приняты в 1530 (аугсбургское исповедание веры), в кальвинистской - в 1551, в англиканской - в 1571 (т. н. 39 членов исповедания). Д. иудаизма (напр., о вечности бога, о приходе мессии) были сформулированы на базе Талмуда и Библии в 12 в. Маймонидом. Д. ислама (напр., о единстве бога-аллаха, о предопределении, о пророческой миссии Мухаммеда) на базе корана были приняты в острой богословской борьбе в 9-10 вв. Д. буддизма (напр., о перерождении и "карме" и др.) по хинаяне были приняты на соборе в Паталипутре в 243 до н. э., по махаяне - ок. 78. В индуизме выдвижение Д. (напр., об изначальном социальном неравенстве людей, о переселении душ и др.) началось в раннее средневековье в процессе борьбы с буддистами и мусульманами и не вылилось в четко оформленную систему. Вырабатывая Д., церковь пыталась не допустить критики основ своего вероучения и того социального строя, к-рый она охраняла. Отрицание Д. жестоко преследовалось. Для защиты и обоснования Д. духовенство использовало идеалистич. филос. учения, благодаря чему догматич. богословие приобрело наукообразный вид. При попытке науч. анализа Д. обнаруживается их полная несостоятельность и реакционность. Религ.-догматич. мышление разрушается с развитием науч. и атеистич. взглядов. Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 4 (История церкви в период вселенских соборов, отдел 3, История богословской мысли), П., 1918; Harnack A., Dogmengeschichte, 7 Aufl., T?bingen, 1931; рус. пер.: История догматов, в кн.: Общая история европ. культуры, т. 6, СПБ, 1911; Handbuch der Dogmengeschichte, hrsg. v. M. Schmaus, I. R. Geiselman, H. Rohner, Bd 1-4, Freiburg, 1951-56.

положения, принимаемые на веру за непреложную истину, неоспоримую и неизменную при любых обстоятельствах. Формулируемые догматы конкретизируют официальную доктрину церкви.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОГМАТЫ

р е л и г и о з н ы е – официально признанные осн. положения религ. вероучения, исповедание к-рых считается непременным условием постижения божества и "спасения". Термин "Д." произошел от слова догма и означает положение религ. вероучения, принимаемое слепо, на веру. Система Д. имеется во всякой оформившейся религии: христианстве, иудаизме, исламе, индуизме и др. В христианстве первая офиц. формулировка Д. была дана в 325 на Никейском соборе и составила т.н. никейский символ веры. В 381 на Константинопольском соборе никейский символ был дополнен рядом новых Д. и составил вместе с этими дополнениями т.н. никеоцареградский символ, включающий 12 осн. Д. К ним относятся Д. единства и троичности божества, грехопадения и искупления, воскресения Христова, Страшного суда и т.д. Константинопольский Вселенский собор принял специальное постановление о том, что сформулированные им Д. должны "во-веки" оставаться неприкосновенными и неизменными. Тем не менее ход внутрицерк. идеологич. и политич. борьбы вынуждал господств. в церкви группировки формулировать новые Д. В связи с борьбой против монофизитов был принят на 4-м Вселенском соборе Д. о двух естествах Христа – человеческом и божественном, – причем собор обратился к имп. Маркиану с разъяснением о том, что этот новый Д. не дополняет, а только "раскрывает" символ веры. Борьба против монофелитов привела к формулировке 6-м Вселенским собором (681) Д. о двух волях Христа. В борьбе против иконоборчества 7-й Вселенский собор (781) принял имеющее силу Д. вероопределение об иконопочитании. Православная церковь формально остановилась на Д., принятых Вселенскими соборами, включая седьмой. Католич. церковь (см. Католицизм) неоднократно пополняла число Д., причем основанием для установления нового Д. служило не только решение церк. собора, но и единоличное определение рим. папы, поскольку последний считается непогрешимым главой церкви. Сама эта непогрешимость папы тоже является Д. католицизма. Помимо этого Д., католицизм признает не принимаемые др. христ. вероисповеданиями Д. о чистилище, о непорочном зачатии Богородицы, об исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына и нек-рые др. В протестантизме нет твердо установленной системы Д., как нет и центр. церк. учреждения, одной из функций к-рого было бы утверждение этих Д. Первоначально догматика протестантизма отличалась тем, что она базировалась только на Библии и не принимала во внимание "священное предание". Однако, поскольку Библия поддается различным и часто противоречивым толкованиям, протестантизм создал огромную богословскую лит-ру, задачей к-рой явилось введение некоего единообразия в истолкование "истин веры". Ортодоксальный протестантизм обнаруживает тенденцию рассматривать как Д. осн. положения катехизиса Лютера. Вся христ. церковь считает Д. "богооткровенными" (см. Боговдохновенность) истинами, полностью содержащимися в Библии и не подлежащими никаким изменениям. Признание того или иного Д. или отказ от такого признания считается монополией церкви, а непогрешимость последней, в частности, по вопросам установления и толкования Д., в свою очередь, является Д. В иудаизме Маймонидом было установлено 13 Д. веры, напр. о вечности и всеведущности бога, о том, что придет мессия, и т.д. В дальнейшем число Д. в иудаизме сократилось до трех. И. Крывелев. Москва. В и с л а м е религ. догматика оформилась в схоластич. богословии – каламе. Осн. Д. ислама – единство бога-аллаха, к-рый, по Корану, "не родил и не рожден, и нет никого равного ему" (сура 112). Второй Д. – пророч. миссия Мухаммеда, к-рый якобы по внушению свыше сообщил роду человеческому божеств. откровение, записанное в Коране. Помимо того, религ. вероучению ислама свойствен Д. о предопределении, согласно к-рому все дела, слова и мысли любого человека еще до сотворения мира были предопределены аллахом. Человек, по мнению мусульм. богословов, не обладает свободной волей, но имеет способность "приобретать" праведные и греховные действия. В и н д у и з м е осн. Д. являются: признание святости Вед, неравенства людей, переселения душ и др. Е. Беляев. Москва. Богословие в содружестве с наиболее реакц. школами идеалистич. философии ставит своей целью создать нечто вроде "рационального" обоснования Д. Это является, в частности, специальной задачей т.н. догматич. богословия. Решение такой задачи принципиально невозможно, ибо Д. любой религии при попытке их анализа в свете разума обнаруживают свою полную антинаучность, иррациональность, несостоятельность и реакционность. Религ.-догматич. мышление, пытавшееся подчинить себе сознание масс, полностью разрушается развитием научных и атеистических знаний, опровергающих всяческие Д. И. Крывелев. Москва. Лит.: Гарнак?., История догматов, в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, ; ?ранцев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959; Sееberg R., Lehrbuch der Dogmengeschichte, Lpz., 1908; Dorner ?., Grundriss der Dogmengeschichte, В., 1899; L?demann H., Christliche Dogmatik, Bd 1, Bern, 1924.

ДОГМАТ, -а, м. Основное положение в религиозном учении, считающееся (церковью) непреложной истиной и не подлежащее критике. Догматы христианства.


Смотреть значение ДОГМАТ в других словарях

Догмат — догмата, м. (от греч. dogma) (книжн.). 1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении. непогрешимости папы (у католиков). 2. перен. Отдельное положение какого-н.........
Толковый словарь Ушакова

Догмат М. — 1. Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.
Толковый словарь Ефремовой

Догмат — -а; м. [от греч. dogma (dogmatos)]
1. Основное положение в религиозном вероучении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.
2. = Догма (1 зн.).
◁ Догмати́ческий (см. 2.Д.).
Толковый словарь Кузнецова

Догмат — - основное положение вероучения, обязательное для всех верующих, признаваемое непреложной истиной.
Политический словарь

Догмат — в религии - утвержденное высшими церковными инстанциямиположение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, неподлежащее критике. Систему догматов имеют........
Большой энциклопедический словарь

Догмат — - в религии - утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявленное непреложной истиной, не подлежащее критике и пересмотру. Систему Д. имеют........
Исторический словарь

Догмат — Любой общий принцип, убеждение или догма, которого придерживается группа или определенная школа мысли.
Психологическая энциклопедия

Догма или Догмат — (греч. "мнение" или "общее убеждение") - первоначально это учения философских школ. В христианстве "догматы" - вероучительные истины, обсужденные и принятые на Вселенских........
Философский словарь

Догмат Религиозный — (греч. - учение, мнение) - основные формулы вероучения, истинность которых считается неоспоримой. Все они объявляются богоустановленными, воспринятыми "отцами и учителями........
Философский словарь