Иконописная алипия печерского. Преподобный алипий иконописец. Преподобный алипий печерский молитва

Али-пий Пе-чер-ский был од-ним из пер-вых и луч-ших рус-ских ико-но-пис-цев, по-стри-же-ник пре-по-доб-но-го Ни-ко-на († 1088; па-мять 23 мар-та/5 ап-ре-ля), с мо-ло-дых лет под-ви-зал-ся в Ки-е-во-Пе-чер-ском мо-на-сты-ре. Ико-но-пи-са-нию он учил-ся у гре-че-ских ма-сте-ров, ко-то-рые рас-пи-сы-ва-ли Пе-чер-скую цер-ковь. Св. Али-пий был оче-вид-цем див-но-го чу-да: ко-гда ико-но-пис-цы укра-ша-ли жи-во-пи-сью ал-тарь, то в нем са-ма со-бой изо-бра-зи-лась ико-на Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы; при этом ико-на бли-ста-ла яр-че солн-ца, по-том из уст Пре-чи-стой Бо-го-ро-ди-цы вы-ле-тел го-лубь, ко-то-рый, по-ле-тав дол-гое вре-мя по церк-ви, вле-тел в уста Спа-си-те-ля, изо-бра-жен-но-го на иконе, на-хо-дя-щей-ся в верх-ней ча-сти церк-ви.

Пре-по-доб-ный Али-пий пи-сал ико-ны да-ром и ес-ли узна-вал, что в ка-кой-ни-будь церк-ви ико-ны об-вет-ша-ли, брал их к се-бе и по-прав-лял без-воз-мезд-но. Свя-той ни-ко-гда не был празд-ным и остав-лял ико-но-пи-са-ние толь-ко ра-ди бо-же-ствен-ной служ-бы. Он был по-свя-щен в сан иеро-мо-на-ха. Свя-той Али-пий был из-ве-стен да-ром чу-до-тво-ре-ний еще при жиз-ни. Пре-по-доб-ный ис-це-лил ки-ев-ля-ни-на, стра-дав-шей про-ка-зой, по-ма-зав ра-ны боль-но-го крас-ка-ми. Мно-го икон, на-пи-сан-ных пре-по-доб-ным про-сла-ви-лись как чу-до-твор-ные. Из-вест-ны неко-то-рые слу-чаи, ко-гда Ан-ге-лы Бо-жии по-мо-га-ли ему пи-сать ико-ны. Один ки-ев-ля-нин, по-стро-ив цер-ковь, по-ру-чив двум ино-кам за-ка-зать для нее ико-ны. Ино-ки ута-и-ли день-ги и ни-че-го не ска-за-ли пре-по-доб-но-му Али-пию. Про-ждав дол-гое вре-мя, ки-ев-ля-нин об-ра-тил-ся с жа-ло-бой к игу-ме-ну на пре-по-доб-но-го, и тут толь-ко об-на-ру-жи-лось, что свя-той ни-че-го не слы-шал о за-ка-зе. Ко-гда при-нес-ли дос-ки, дан-ные за-каз-чи-ком, ока-за-лось, что на них уже на-пи-са-ны пре-крас-ные ли-ки. Ко-гда сго-ре-ла для них по-стро-ен-ная цер-ковь, то ико-ны оста-лись це-лы-ми. В дру-гой раз Ан-гел на-пи-сал ико-ну в честь Успе-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, ко-гда свя-той ле-жал в пред-смерт-ной бо-лез-ни. Тот же Ан-гел при-нял ду-шу пре-по-доб-но-го Али-пия, ко-то-рый скон-чал-ся в 1114 г. и был по-гре-бен в Ближ-них пе-ще-рах.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Можно ли направить талант во славу Божью и добиться на этом поприще успеха? Архимандрит Алипий - яркий пример того, что можно. Как и его тёзка из XI века, священник прославился благодаря таланту живописца. Многие годы, невзирая на советские реалии, он тратил на реставрацию и сохранение икон и храмов православия.

Иван Воронов вырос в деревне, выучился живописи, делал на заводе бомбы

Иван Михайлович Воронов родился в 1914 году в деревне Торчиха. Обычная крестьянская семья, небогатая, зато была возможность отучиться в Москве после сельской школы.

год рождения Ивана Михайловича Воронова

Но в столице Иван Михайлович не задержался: в деревне болела мать, а потому любящий сын вернулся заботиться о ней.

В 1932 году стал учиться в вечерней студии при Московском союзе художников. Этот опыт пришёлся Ивану Михайловичу по душе, так что через два года он поступил в изостудию, по статусу примерно как Академия художеств.

Но последовала служба в Красной армии, где Иван Михайлович не бросил любимое дело. Он организовывал изокружки в воинских частях Московского военного округа.

В 1938 году Иван Михайлович закончил службу и стал диспетчером транспортного цеха на военном заводе №58 им. Ворошилова. Тогда это был секретный объект, где производили бомбы, сегодня там ОАО «Импульс».

Здесь и застала Ивана Воронова Великая Отечественная война. Начальство пыталось сбежать на служебном транспорте, но будущий Алипий иконописец не позволил этого сделать. Машины нужны были, чтобы доставить орудия на фронт. Иван Михайлович сделал всё, чтобы всё именно так и произошло.

Иван Воронов работал диспетчером на военном заводе

В суете войны Иван Михайлович не забыл о матери, а потому выделил время навестить её. Когда вернулся, на заводе уже не осталось руководства - только рабочие. Все вместе приняли решение не останавливать производство бомб, хотя это и было рискованно: Москву атаковали захватчики.

Завод превышал нормы втрое. Для этого приходилось жертвовать сном, личной жизнью, фактически жить на заводе.

Во время войны Иван Воронов дошёл до Берлина и писал иконы за продукты для солдат

21 февраля 1942 года Ивана Михайловича призвали на фронт. Он отправился туда не с пустыми руками - прихватил инструменты для живописи. Знал ли он тогда, как это решение поможет в будущем?

Дело даже не в том, что художник создавал картины и этюды на военную тему. Он кормил своих товарищей: местные жители платили продуктами за реставрацию икон.

и поощрений получил Иван Воронов

Конечно, на войне была не только живопись. И будущий иконописец пережил немало. Чего стоит хотя бы тот факт, что он дошёл до самого Берлина и получил свыше 70 поощрений и наград, среди которых:

  • «За отвагу»;
  • «За победу над Германией»;
  • «За боевые заслуги»;
  • «Орден Красной Звезды»;
  • «Гвардия»;
  • «За взятие Берлина»;
  • «За боевые заслуги»;

Не смотря на тяжёлые условия и долгий срок сражений, Иван Воронов избежал и ран, и контузий. Но для него это не был благоприятным стечением обстоятельств: будущий иконописец дал клятву, что если выживет на войне, то обязательно уйдёт в монастырь.

Также он боялся кого-либо убить, и через годы так говорил о войне на проповедях:

Алипий Воронов

Архимандрит

«Я часто бывал в ночных дозорах и молил Бога, чтобы не встретились вражеские разведчики, чтобы никого не зарезать».

Иван Воронов после войны стал известным художником, но предпочёл уйти в монастырь

С войны Иван Воронов пришёл уже художником с именем. Он имел при себе примерно 1000 работ, которые тут же продемонстрировал на выставке. Это позволило ему стать членом Товарищества московских художников.

Теперь не было нужды зарабатывать на жизнь работой диспетчера или ещё чем-то, не особо интересным. Иван Михайлович давно хотел зарабатывать живописью, и новый статус давал на это право.

Но жизнь распорядилась иначе. В 1948 году Иван Воронов побывал в Троице-Сергеевой Лавре под Москвой. Это место очаровало и покорило его. В конце концов, ведь на войне Иван Михайлович поклялся стать монахом, и вот оно - то самое место, где можно реализовать замысел.

Имя Алипию Печерскому избрали в честь киевского святого иконописца

Мать благословила Ивана Михайловича на поступление в Троице-Сергиеву Лавру иконой «Утоли мои печали». И произошло чудо: ему нарекли имя «Алипий» - то есть, «беспечальный».

Это совпадение воодушевило новоиспечённого монаха. И с тех пор он не боялся ничего на своём пути, уверенный в том, что находится под защитой небесных сил.

Интересно и ещё одно совпадение. Имя «Алипий» дано Ивану Михайловичу в честь Алипия Печерского - киевского преподобного святого, тоже иконописца! Он родился около 1067 года, учился у греческих мастеров разным искусствам. Известен тем, что стал первым из русских иконописцев, кого упомянули по имени.

Родители сами отдали будущего святого обучаться иконописи, в монастыре он принял постриг и занимался разными родами творческой деятельности:

  • Делал мозаики;
  • Писал иконы;
  • Реставрировал старые образы;
  • Занимался ювелирным делом.

Предание гласит, что в сложные моменты писать иконы ему помогали ангелы.

Есть немало историй о чудесах, которые творил сам преподобный Алипий, либо написанные им иконы. Сегодня о нём практически не сохранилось достоверных сведений, даже назвать произведения Алипия, которые 100% написаны им, затруднительно.

На должности наместника Отец Алипий защищал Псково-Печерский монастырь от нападок советской власти

В Троице-Сергиевой лавре всё не сразу сложилось благополучно. Наместник сказал, что отдельную келью выделить не может, но если монах себе сам соорудит за ночь что-нибудь в коридоре, то может там поселиться.

Отец Алипий с заданием благополучно справился, чем удивил настоятеля. Тот явно не рассчитывал на успех монаха. Однако у отца Алипи получилось: перегородки, штукатурка, пол, даже самовар.


Уже в 1959 году отец Алипий стал наместником Псково-Печерского монастыря - второго из двух действующих в СССР. Это было сложное время. Советские власти старались закрыть Печерский монастырь. К тому же имелись и внутренние заботы. Например, отец Алипий намеревался восстановить древние святыни.

В годы наместничества отца Алипия в СССР действовали всего 2 монастыря

Но как всё успеть? Как со всем справиться?

Хрущёвская власть серьёзно давила на Церковь. В газетах шла активная пропаганда. Заголовки нагнетали, настраивали людей против монастыря. Продажные и просто порабощённые режимом журналисты охотно упражнялись в остротах в адрес «попов» и упрекали их в мракобесии.

А ведь была надежда! После войны позиции православной Церкви укрепились, но нет, страна восстанавливалась, и священнослужители снова стали «нахлебниками». В ход шли аресты, клевета, угрозы и т.д. Просто жить становилось тяжело, ведь каждый монах и священник теряли шанс обеспечить себе жизнь.

Но отец Алипий не боялся и смело отвечал на нападки. Никто не мог победить его в полемике. Например, рассказывают такую историю. В монастырь явились финансовые работники с проверкой.

«- Кто вас уполномочил?

Нас уполномочил народ!

Тогда на завтрашней службе мы попросим вас выйти к амвону и спросим у народа, уполномочивал ли он вас.

Нас уполномочила партия!

А сколько в вашей партии человек?

20 миллионов.

А в нашей Церкви - 50 миллионов. Меньшинство большинству диктовать не может».

В другой раз те же проверяющие вернулись с предписанием, но отец Алипий Печерский сказал, что может разрешить проверку только с благословения из епархии. Проверяющие созвонились с епархией и получили благословение.

Алипий Воронов

Архимандрит

«- Вы коммунисты? Как же вы, коммунисты, могли брать благословение у духовного лица? Я сейчас позвоню в обком партии, вас завтра же из партии выгонят».

Больше эти проверяющие монастырь не посещали. Были и другие, но то на монастыре вывешивали объявление о чуме, то ещё что-то удавалось придумать.

Отец Алипий активно занимался реставрацией монастыря и храмов

Не забывал отец Алипий и о своей цели - реставрация наследия православной Церкви.

До 1968 года он вернул пригодный вид следующему:

  • Стены Псково-Печерского монастыря;
  • Тюремная башня;
  • Успенский храм;
  • Сретенский храм;
  • Покровский храм;
  • Настоятельский дом;
  • Братский корпус;
  • Тарарыгина башня;
  • Изборская башня;
  • Благовещенская башня;
  • Петровская башня;
  • Мостовые в монастыре;
  • Мостик к Успенской площадке;
  • Никольская башня;
  • Русла и туннель ручья Каменец.

Также отец Алипий устроил иконописный класс, переложил печь, отремонтировал Лазаревский храм, реставрировал иконостас Успенского храма, Никольский храм, Михайловский собор. Это далеко не полный перечень всего, что успел сделать отец Алипий.

Отец Алипий вернул 504 церковные ценности, которые украли нацисты

Отец Алипий вернул немало церковных ценностей, которые нацисты вывезли во время войны. Он составил списки Пеорских сокровищ, и вскоре те нашлись в Америке. Из 566 предметов в итоге не нашли лишь 62.

Особую ценность представляли следующие находки:

  • Крест из золота с жемчугом и драгоценными камнями (1590 г.);
  • Потир (1603 г.);
  • Золотой потир (1681 г.).

Отец Алипий стал архимандритом, и сохранил при этом свои увлечения: иконопись и коллекционирование живописи

В 1961 году Алипий получил сан архимандрита, а через четыре года к празднику Успения Божией Матери его наградили вторым крестом с украшениями. В дальнейшем он получил ещё множество наград, читал проповеди и всегда напоминал, что главное - это любовь:

Алипий Воронов

Архимандрит

«Любовь - есть высшая молитва. Если молитва – царица добродетелей, то христианская любовь - Бог, ибо Бог и есть Любовь… Смотрите на мир только сквозь призму любви, и все ваши проблемы уйдут: внутри себя вы увидите Царствие Божие, в человеке – икону, в земной красоте – тень райской жизни. Вы возразите, что любить врагов невозможно.

Вспомните, что Иисус Христос сказал нам: “Все, что сделали вы людям, то сделали Мне”. Запишите эти слова золотыми буквами на скрижалях ваших сердец, запишите и повесьте рядом с иконой и читайте их каждый день».

Архимандрит Алипий Воронов, хотя и был постоянно чем-то занят, находил время для своего любимого труда - писал для церкви иконы. Одну из этих икон можно увидеть в Псково-Печорском монастыре. Называется она «Невеста неневестная».

Иконописец Печерский также увлекался коллекционированием картин. Он очень любил живопись и имел у себя произведения Васнецова, Шишкина, Крамского, Дубовского и многих других русских художников. Имел работы и западных мастеров: Ромборутса, Сарто, Буйерманса.

В 1974 году архимандрит передал большую часть коллекции в Русский музей Ленинграда.

АЛИМПИЙ (XI в.) - древнейший русский иконописец. Имя упоминается в Киево-Печерском патерике, в главе «О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алимпии иконописце». (Киево-Печерский патерик 1980) . Здесь говорится, что Алимпий был отдан родителями учиться иконописанию при князе Всеволоде Ярославиче (1078–1098) и при игумене Никоне (1078–1088). Учился у греческих иконописцев из Константинополя, которые расписывали Печерскую церковь (построена в 1073–1078 гг.). Когда кончили расписывать церковь, Алимпий принял пострижение. Это было еще при Никоне. Согласно патерику, Алимпий «добре извык хитрости иконней, иконы писати хитр бе зело». Писал иконы игумену и всей братии бесплатно, поновлял обветшавшие иконы. Заработанное делил на три части: одну тратил на иконы, другую раздавал нищим, а третью брал на свои нужды. Был поставлен священником.

Патерик рассказывает о чудесах Алимпия: однажды он исцелил человека иконными красками; ангел помог ему написать икону Успения Богородицы; несколько икон было написано вмешательством божественной силы. Во время пожара, когда сгорел весь Подол, иконы Алимпия остались целы. Одна из них была позднее перенесена Владимиром Мономахом в Ростов, в построенную им церковь. Автор утверждает, что видел эту икону; при нем та церковь рухнула, икона сохранилась и была перенесена в деревянную церковь, та сгорела, но на иконе не осталось признаков огня.

Основываясь на рассказе патерика, ростовское предание считало иконой Алимпия находившуюся в Успенском соборе Ростова икону Богоматери Владимирской . Эта дошедшая до нашего времени икона оказалась произведением к. XVII в. (Мельник 1993) . Предположение, что эта икона является списком иконы Алимпия также не может быть принято (Сазонов 1995) . Д. В. Айналов, а вслед за ним некоторые другие исследователи, считали иконой Алимпия икону «Богоматерь Великая Панагия », происходящую из Ярославля. В настоящее время большинство специалистов считают ее произведением 1-й трети XIII в. (ГТГ. Каталог 1995) . Алимпию приписывались и некоторые другие иконы без всяких на то оснований.

В некоторых поздних источниках сообщается точная дата смерти Алимпия - 17 августа 1114 г. Она является вымышленной (Сазонов 1995) . Возможно, что упоминаемый в патерике пожар может быть связан с пожаром, о котором сообщают летописи под 1114 г. Однако из текста неясно, был ли жив Алимпий в это время. Мощи Алимпия находятся в Киево-Печерской лавре, в пещере.

Библиография:

Киево-Печерский патерик // ПЛДР. XII в. М., 1980:313–626, 692–704; Карамзин 2:примеч. 158; 3:130; Сахаров 1849:12–14; Ровинский 1856:128; Словарь исторический о святых 1862:16–17; Собко 1893:123–126; Успенский А. И. Очерки по истории русского искусства. Т. 1: Русская живопись до XV века включительно. М., 1910:3–8; Мельник А. Г. К атрибуции двух икон из собрания ростовского музея // История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993:212–214; Государственная Третьяковская галерея: Каталог собрания. Т. 1: Древнерусское искусство X – начала XV века. М., 1995. Кат. 15; Сазонов С. В. Алимпий Печерский и икона «Богоматерь Владимирская» из Ростовского Успенского собора // Сообщения Ростовского музея. VIII. Ярославль, 1995:63–75.

Расшифровка сокращений в библиографическом списке:

  • ПЛДР = Памятники литературы Древней Руси
  • Карамзин = Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 1–12. М., 1988. Репринт издания 1842–1844 гг.
  • Сахаров 1849 = Сахаров И. Исследования о русском иконописании. Кн. 2. М., 1849.
  • Ровинский 1856 = Ровинский Д. А. История русских школ иконописания до конца XVII века // Записки Императорского Археологического общества. Т. 8. СПб., 1856.
  • Собко 1893 = Собко Н. П. Словарь русских художников, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. С древнейших времен до наших дней (XI–XIX вв.) / Сост. на основании летописей, архивных документов, автобиографических заметок и печатных материалов Н. П. Собко (с 1867 по 1892 г. включит.). Т. 1. Вып. 1. СПб., 1893.

Алипий Печерский (+ ок. 1114), иконописец, иеромонах, преподобный. Память 30 августа (17 августа), в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Алипий Печерский был одним из первых и лучших русских иконописцев, постриженник преподобного Никона (U 1088 г.; память 23 марта/5 апреля), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, которые расписывали Печерскую церковь. Св. Алипий был очевидцем дивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собой изобразилась икона Пресвятой Богородицы; при этом икона блистала ярче солнца, потом из уст Пречистой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находящейся в верхней части церкви.

Преподобный Алипий писал иконы даром и если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно. Святой никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха. Святой Алипий был известен даром чудотворений еще при жизни. Преподобный исцелил киевлянина, страдавшей проказой, помазав раны больного красками. Много икон, написанных преподобным прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему писать иконы. Один киевлянин, построив церковь, поручив двум инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время, киевлянин обратился с жалобой к игумену на преподобного, и тут только обнаружилось, что святой ничего не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела для них построенная церковь, то иконы остались целыми. В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда святой лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия, который скончался в 1114 г. и был погребен в Ближних пещерах.

Канон преподобному Алипию Печерскому

Тропарь

Зраки изобразуя святых на дщицах, сих благодеяния спешно, яко искусен художник, всехвальне Алипие, написовал еси на скрижалех твоего сердца и сего ради, аки образ, благолепне украшен, священства благодатию, аки златом, обложился еси от Христа Бога и Спаса душ наших.

Канон

глас 8-й

Песнь 1

Ирмос: Песнь возслем, людие, чудному Богу нашему, свободившему Израиля от работы, песнь победную поюще и вопиюще, поим Тебе, Единому Владыце.
Припев:
Песнь возслати подаждь, Христе, помощь свыше рабом Твоим, да принесем от теплыя любве хваление в памяти угодника Твоего Тебе, Единому Владыце.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Благодати умножившейся, процветаше вера, и умножашеся полк преподобных на горе Печерстей, имже сообщник в житии хотя быти преподобный, прииде послужити Единому Христу и Владыце.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
От юности твоея вдался еси родители своими, преподобне, в научение иконнаго писания, емуже усердно прилежа, написовал еси в сердце своем целомудрие и чистоту, яко от обоих был еси раб своему Владыце.
Слава: Чудное твое послушание дивнаго тя чудесе зрителя показа, отче, видел бо еси образ Владычицы, изображен нерукотворенне, и, от сего видения большею любовию к богомыслию разгоревся, сердце свое уготовлял еси, аки скрижаль, к написанию памяти о Христе Владыце.
И ныне: Скрижале, имущая Духом Святым написанный несказанно Образ Ипостаси Отчия, мое злообразие, Мати Дево, во благообразие благих деяний претвори, да отныне уготовлюся послужити Христу, Богу моему и Владыце.

Песнь 3

Ирмос: Нест ь свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш, Егоже поет вся тварь: несть праведен, паче Тебе, Господи.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Несть Тебе подобен в бозех, Христе, действом бо Твоего Пресвятаго Духа изобразил еси икону Матере Твоея нерукотворенне, и бысть чудо велие, емуже самовидец бе преподобный Твой, Господи.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Иже чудеса действоваше, Тойжде излете от уст иконы нерукотворенныя во образе голубинем, Егоже видев облетающа внутрь церкве, преподобный Твой, Христе, вся презре и ничтоже в мире сем возлюби, паче Тебе, Господи.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Образ славы Божия видев, преподобне, абие изменил еси мирский образ, быв черноризец, добре написуя добродетели изображение, еже и нам вообрази теплыми молитвами твоими.
Слава: От иконнаго художества своего, отче, навыкл еси духовныя детели воображати, добре бо убелив свиток сердца своего слезными потоки, написал еси памяти о Бозе помышление.
И ныне: Радуйся, свитче, Богоневестная Дево, на Немже перстом Божиим написася Отчее Слово, напиши на свитце сердца моего память Страшнаго суда и грядущими мучении удержи е от злых, молюся.

Господи, помилуй (трижды).

Седален

глас 4-й

Божия славы зрителя и иконнаго делателя премудра, кто с нами песньми тя не восхвалит, преподобне, видел бо еси от части чувственне Святаго Духа, – ныне же, предстоя Вышняго Престолу, не зерцалом, но лицем к лицу присносущную зриши славу Божию, еяже и мы да причастимся, отче Алипие, молитвами твоими.
Слава, и ныне: Предстательнице Святей Троице, предстани нам скоро, в днешний день собравшимся в храме Твоем пречестнем, и даждь славу преподобных Твоих зрети славящим Тя, Дево, молитвами Твоими.

Песнь 4

Ирмос: Из горы приосененныя, Слове, пророк, единыя Богородицы, хотяща воплотитися Боговидно усмотри и со страхом славословяше силу Твою.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Из горы призвал еси вслед Тебе тещи преподобнаго Твоего, Христе, тойже, мирския молвы отвергся, всею душею приложися Тебе и во уме изображаше присно силу Твою.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Яко светлая звезда, возсиял еси, отче, на горе Печерстей, добродетели бо от тебе, яко лучи, прострошася, блаженне, и освещают днесь тя величающих, темже и мы прославляем благодать твою.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Не мзды ради, но ревностию движим, прилежал еси делу своему и от сего во благолепие нещадно раздавал еси церквам Божиим, яко да вси, зряще на иконы твоя, в любовь Божию сердца своя обращают.
Слава: Добр делатель явился еси, блаженне, винограда Христова, яко свойственно Тебе со апостолом глаголати: не туне хлеб ядох, ибо руце мои мне и инем послужисте, темже приял еси от Бога динар и с благими рабы славу присносущную зриши.
И ныне: От чистаго сокровища чрева Твоего Динар явившая миру, искупила еси тем всех от первороднаго долга, Мати Божия, к Тебе прибегаю, искупи мя от мысленных заимодавец, да присно славлю благость Твою.

Песнь 5

Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, иного не вемы.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Утренюющих славословием к тебе от уныния возстави, отче, и от мрачных дел к свету богоразумия молитвами твоими возведи умы наша, скораго бо тебе на помощь поспешника знаем.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
От дела руку твоею, отче, в честь Единаго Бога в тричастное отлучал еси разделение: иконному требованию, в монастырское делание и в милостыню нищим, и сим стяжал еси лучшее, присножелаемое рая селение.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
День ручным деланием, нощь же бдением, молитвою и поклонением провождал еси всегда, блаженне, и тако, возложив руку на рало, управлен был еси в Царство Божие. Тамо помяни и нас ходатайством твоим к Богу.
Слава: Возсия солнце и виде твоя труды, святе, ибо смирение, нестяжание, чистоту, терпение, пост любовию ко всем растворял еси, и сим восхождением возшел еси на высоту богомыслия и Небеснаго дарования сподобился еси.
И ныне: Утро мысленное, произведшая в мир великое Солнце, озари наш ум и сердце и сыны Свету покажи ны, молимтися, Безневестная Дево, Ты бо еси просвещение и упование наше.

Песнь 6

Ирмос: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Ризу ангельскаго образа украсив шарами иноческих трудов, возшел еси на высокий степень священства советом наставника своего и, на том стоя, аки светило, светом твоих дел многих просветил еси.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Ризу Крещения окалявшему мне греха калом, даждь умиление, святе, молитвами твоими, да в нем испиру и чист явлюся лицу Божию: се бо предстою, песнословя хвалу твою бренными устнами.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Одежду священства приемь, по подобию Великаго Архиерея, Сына Божия, вшел еси, отче, во внутренняя завесы, приносити жертву Пожершемуся за грех всего мира, твоими молитвами ныне, аки жертвою, и о нас, святе, Творца умилостиви.
Слава: Одеян сый одеждею священства, больших дарований сподобился еси, яко и одеянных прокажением молитвами твоими исцелил еси, и нас, мысленне недугующих, сими исцели, молимтися, преблаженне.
И ныне: Уязвивших нас грехолюбия стрелою, уязви, Пречистая Дево, и побегнут, студом поражени, демонския полки, Ты бо еси бесом струп неисцельный.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак

глас 2-й

От юности Божественное в себе имея начертание, вдан был еси в научение иконнаго писания; и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь, ты таможде пособствовал и видел еси Духа Святаго осияние, от Негоже приял еси чудес действо, яко иконы твоя чудотворяху, тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Детски играюща сумнением в вере праведно казнь Божия постиже, покры бо проказа лице его, сего ты, отче, исцелил еси и отыде, поя: благословен Бог отец наших.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Исповедавшему грех неверствия своего первее приложил еси, блаженне, покаяния пластырь, и, души исцелевшей, исцеле и лице помазанием вап твоих, и той о тебе воспет: благословен Бог отец наших.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Иже первее обоняния грехом острупився, по совету диаволю отчаяся спасения надежды. Се той паки, твоим, святе, учением к Богу обратився, исцелен бысть и, избыв обоих струпов, воззва: благословен Бог отец наших.
Слава: Твоим, преподобне, дивящеся чудесем многим, взываем согласно: радуйся, Елисее новый, неверующаго исцеливый от проказы, яко Неемана, и о тебе песнь отроческую воспет: благословен Бог отец наших.
И ныне: Безобразие души моея кто исправит, аще не Ты, Мати Божия, шарами благости Твоей тоя лице в благообразие претвориши? И, благолепие прием, воспою: радуйся, Образующая живописательне человеческий образ.

Песнь 8

Ирмос: На горе святей прославльшася и в купине огнем Приснодевы Моисеови тайну явльшаго, Господа пойте и превозносите во вся веки.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Яви тя, отче, всех Создатель на горе Печерстей доброцветущее ко исцелению древо, плоды бо твоих молитв всем к тебе приходящим подавал еси исцеление неоскудно, и отхождаху здравы, превозносяще Господа во веки.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Незлобие сердца твоего не лиши тя, преподобне, великих дарований, никогдаже бо огорчился еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси зло за зло, тем и прослави тя Христос зде и тамо во веки.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Сребролюбия омраченнии тьмою обличаху тя пред человеки, но Бог изведе, яко свет, правду твою и незлобие твое, яко полудне, ископавшии же тебе яму впадоша в ню, и студ их поминают вси во веки.
Слава: Седми даровании действуяй в Троице Единый Боже, изобразитися седмим иконам повелел еси нерукотворенне и явил еси преподобнаго, имущаго седмь Параклита Твоего даров, сия и нам подаждь, Всещедрый Царю, да превозносим Тя во веки.
И ныне: От всех дарований приемшая истканную ризу, рясны златыми одеяна предстала еси Троице Живоначальней. Стани убо, воздевши пречистеи руце Твои, и о нас, благотворения обнаженных, помолися, Ты бо еси, Пренепорочная, покрывающая грехи наша.

Песнь 9

Ирмос: Тя, Неискусобрачную Матерь Бога Вышняго, Тя, паче ума рождшую словом воистинну Бога, вышшую пречистых Сил, немолчными славословлении величаем.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Тя, отче, прославляющаго, прослави Бог, яко твоего писания иконам никогдаже огнь одолеваше, но пребываху целы от пожара невредимы, яже чудодеющия видяще, о тебе немолчно славословлении Христа величаем.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Отвсюду стекахуся людие видети преславное чудо, яко вся иныя пояде пламень огненный, твоегоже писания икон никакоже вреди. Еже и мы, слышаще чудодействующаго в тебе Бога, славословлении величаем.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Хранил еси незлобие и видел еси правоту, житие свое провождая во всяцей святыни, темже отвсюду Бог тя прославляше и изымаше от всякия напасти; сея и нас избави твоими молитвами, святе, да выну тя песньми величаем.
Слава: Радуется град Ростов, содержай икону, манием Божиим написану, и яко многоценным сокровищем искупуется от всех страстей, юже лобызающе, поминает, колико Бог действоваше тобою, блаженне. Сие чудодействие и мы днесь чтуще, удивляемся и славословлении величаем.
И ныне: Столп крепости имущие Тя, раби Твои, Богородице Дево, от лица враг наших гоними, к Тебе прибегаем и, припадающе, молимся: сохраняй нас, в бедах сущих, Ты бо еси столп нам крепок от лица вражия и стена необорима.

Алипий Печерский (+ ок. ), иконописец, иеромонах , преподобный

Один из первых и лучших русских иконописцев, постриженик преподобного Никона , с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре . Иконописанию учился у греческих мастеров, с года украшавших Печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в каком-нибудь храме образа обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе.

Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящён в сан иеромонаха и известен даром чудотворений ещё при жизни: так, он исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного приготовленными для писания икон красками.

Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда ангелы Божии помогали ему в святом деле писания образов. Так было с чудесно написанными образами для киевского храма на Подоле, из которых наиболее прославлена Владимирская-Ростовская икона Божией Матери (см. подробнее). В другой раз ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы , когда преподобный Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же ангел принял душу преподобного, который скончался 17 августа не позже года.

Святой Алипий был погребён в Ближних пещерах . У правой руки преподобного три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони - в таком молитвенном осенении себя крестным знамением он скончался. Одна из написанных им икон - Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, именуемая Свенской , хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Зра́ки изобразу́я святы́х на дщи́цах,/ си́х благодея́ния спе́шно,/ я́ко иску́сен худо́жник, всехва́льне Али́пие,/ написова́л еси́ на скрижа́лех твоего́ се́рдца / и сего́ ра́ди, а́ки о́браз, благоле́пне укра́шен,/ свяще́нства благода́тию, а́ки зла́том, обложи́лся еси́// от Христа́ Бо́га и Спа́са ду́ш наших.

Кондак, глас 2 От ю́ности Боже́ственное в себе́ име́я начерта́ние,/ вда́н бы́л еси́ в науче́ние ико́ннаго писа́ния:/ и внегда́ небеси́ подо́бная Богоро́дицы писа́шеся це́рковь,/ ты́ та́можде посо́бствовал/ и ви́дел еси́ Ду́ха Свята́го осия́ние,/ от Него́же прия́л еси́ чуде́с де́йство,/ я́ко ико́ны твоя́ чудотворя́ху,// те́м тя́ чти́м и ублажа́ем, чу́дне Али́пие.

Использованные материалы

  • "Преподобный Алипий Печерский", житие в календаре на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
  • Минея-август, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 199, 203:
    • http://files2.regentjob.ru/minea/aug2/aug2199.html (тропарь)
    • http://files2.regentjob.ru/minea/aug2/aug2203.html (кондак)