Воины берсерки. Воинская элита - берсерки. С одином в поле воины

Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в драпе (длинном стихотворении) о победе короля Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в 872 г.

Немного истории. Ошибочно предпологать,что боевое безумие удел Нормандских викингов. Это искусство было везде, где были люди. А значит и воины. Но различались методы. Так в Европе, во времена Походов норманнов, Берсеркеры были или по рождению, или такие качества проявлялись спонтанно во время битвы. Берсеркеров, боялись не только вся Европа и пол Азии, но и сами норманны. Дело в том что Приступы Боевого безумия были неконтролируемы. Впасть в боевой транс берсеркер мог от любой мелочи: порез, оскорбление,большая эмоциональная нагрузка. И судьба была ему уготована безрадостная: вдали от населенных мест, как правило без семьи. Доживали до 30 лет единицы. Своей смертью от старости умереть им также не грозило. Зато родить ребенка-берсеркера считалось очень хорошим знаком. считалось что сам Отец Дружин отметил его своей милостью, и значит семью, где он родился не обойдет его рог Изобилия. В общем это правда, Берсеркеры получали добычу вторые после конунга. Ссорится с берсеркером не улыбалось никому. Постепенно этот древний боевой обычай угас- дело в том что мальчика подающего признаки отммеченого Одином, отдавали на воспитание берсеркеру, который принимал преемника. Но у викингов присутствовал обычай крововосмешения, посему и преемников и наставников становилось все меньше. Наступило время допинга.

Нацисты практически подошли к промышленному производству,модефицировав оригинал. Германскими химиками была разработана целое семейство стимуляторов: от простых амфетаминов, заканчивая «боевыми коктейлями» что практически запустили в производство.

Не могу не сказать пары слов и о Востоке. Насколько мне известно, ни в Тибете, ни в Китае таких техник не практиковали. Но опять же они скорее всего являются секретными, держаться в Великой Тайне. Страсть к скрытности азиатов известна далеко за пределами самой Азии. Единственное что знаю точно, Боевое Безумство практиковалось в рядах ассасинов. Притом практиковалась довольно необычная методика: Учеников накуривали гашишем(оттуда и другое их название: гашашины),и подготовленных таким образом учеников подвергали разным внушениям, от блокировочных, до снимающих все страхи, вплоть до презрения к смерти. Кстати они практиковали особый ритуал- испытание: испытуемого накуривают различными зельями, до тех пор, пока он не впадет в искусственную кому. После, через определенное время его оживляли по особой методике. К сожалению подробностей не знаю(вряд ли их знает вообще кто нибудь),так общих чертах. Могу сказать, что Ритуал прохождения через Смерть, заглядывание за «Грань»,практиковалось повсеместно, от индейских племен в Северной Америки, до кланов шиноби (синоби) в Японских горах. Но это отдельная тема. Поговорим о «Воинах-тенях».Это практически единственные воины, что детально разработали детально и развили Искусство Боевого Безумия. Свои главные знания ниндзя почерпнули у ямабуси- горных воинах, по легендам, это были самураи, потерпевшие поражение в бою, но не совершившие ритуального самоубийства- сеппуку.В горах они продолжали развивать свои боевые искусства. Скорее всего они открыли и развили эту разновидность Искусства боя. Ниндзя выделили 7 типов изменения состояния. каждому типу соответствовал бог-олицетворение качества, которое было необходимо шиноби в нужную минуту. Каждое такое «вхождение в образ» сопровождалось магической формулой и особым сплетением пальцев в магическую фигуру (исскуство сплетения пальцев магические знаки имеет название «фюккë»).При таком применение знаков и формул, вхождение практически 100%.Кстати современные спецслужбы обучают своих именно по методике «сокрытых в листве»,но по упрошенной схеме,только1 вид, а именно холодной ярости.(не думайте, Там сидят не дураки, и в тайне хранят основные принципы вхождения, и психосоматические техники небезызвестный пресловутый бесконтактный бой.)

Если кто-то считает что на Руси не было таких бойцов, то это заблуждение. Были. И самое интересное что они это Искусство тренировали. Не могу утверждать что это истина в последней инстанции, но есть доводы что его практиковали Волхвы.(Боевое Безумство и Шаманские Камлания очень похожи по ощущениям, да состояние примерно одинаково).И достигли немалых успехов. Так один из обрядов заключался в следующем: Зимой полуобнаженный воин садился на землю, скрестив ноги, концертировал Живу в Яровом чреве(солнечном сплетении),его засыпали снегом по горло, и он должен был своей внутренней силой растопить снег. Посудите сами: это очень суровое испытание. И воины, проходившие такие испытания(их было великое множество) носили прозвище: Ярые, что подчеркивало их высокое мастерство. Достаточно вспомнить слова где используется корень «Яр».Ярость, Яркий(тогда его значение было другим, оно обозначало отвагу и бесстрашие в бою) .

Берсерки

Бе́рсерк (бе́рсеркер ) - воин , посвятивший себя богу Одину , перед битвой приводивший себя в ярость.

В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах, или обнаженными по пояс. Сыновья конунга Канута - берсерки - плавали на отдельном драккаре, так как сами викинги их боялись.

Этимология

Слово берсерк образовано от старонорвежского berserkr, что означает либо «медвежья шкура» либо «без рубашки» (корень ber- может означать как «медведь» , так и «голый» ; -serkr означает «шкура» , «рубашка» ). Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в г.

Лишь подобные воины могли продолжить традицию берсерков.

В литературе берсерки часто появляются парами, неоднократно их сразу двенадцать. Они считались личной охраной древнескандинавских конунгов. Это указывает на элитарный характер этой касты воинов. Непреложная верность своему властителю встречается в нескольких местах старых саг. В одной из саг у короля датчан Хрольфа Краке было 12 берсерков, которые были личной его охраной: Бёдвар Бьярки, Хьялти Хохгемут, Цвитсерк Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг.

Но берсерки не могли быть только у конунга Харальда Прекрасноволосого. Тацит упоминает особенную касту воинов, которую он называет «Harier » и которые несут все признаки берсерков, это было 800 лет до битвы при Боксфьорде:

В играх

Смотри также

Ссылки

  • В. А. Косарев. Гнев Геракла (сопоставление мифа о бешенстве Геракла и боевого неистовства берсерков)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Берсеркер
  • Берсеркеры

Смотреть что такое "Берсерки" в других словарях:

    Берсеркер

    Берсеркеры - Берсерк (берсеркер) воин, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах,… … Википедия

Сущ., кол во синонимов: 3 берсеркер (2) игра (318) медведеподобный (2) … Словарь синонимов

«Берсерк», 6А - Файл:Изображение:Берсерк, 6А.jpg Нитка маршрута Описание маршрута нужно начать с необходимого пояснения. Категории free даны касательно сложности исключительно лазания, не обращая внимания на вид страховки (т.е. без учета трудностей в организации … Энциклопедия туриста

Берсерк - древнесканд. воин, посвятивший себя верховному богу Одину; во время битвы б. приходил в неистовство, сражался без доспехов и считался неуязвимым … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Берсерк Обложка DVD издания аниме ベルセルク (Бэрусэруку) Berserk Kenpuu Denki Berserk 剣風伝奇ベルセルク 베르세르크 Жанр … Википедия

Берсерк Обложка DVD издания аниме ベルセルク (Бэрусэруку) Berserk Kenpuu Denki Berserk 剣風伝奇ベルセルク 베르세르크 Жанр ужасы, драма, фэнтези … Википедия

Разработчик Байтэкс Дата выпуска Декабрь 2011 Жанр Коллекционная карточная игра Платформа Web браузер Режим игры Многопользовательская игра … Википедия

Берсерк Обложка DVD издания аниме ベルセルク (Бэрусэруку) Berserk Kenpuu Denki Berserk 剣風伝奇ベルセルク 베르세르크 Жанр сэйнэн, ужасы, драма, фэнтези Манга Автор … Википедия

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Берсерк (значения). Берсерк Издатель Мир Фэнтези Кол во игроков … Википедия

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/25 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

Книги

  • Берсерк , Поселягин Владимир Геннадьевич. Что ожидает нас после смерти? Гипотезы выстраиваются разные, но Максим Ларин теперь знает точно: смерть - это возвращение к началу, и знает он это на собственном…
  • Берсерк , Ольга Григорьева. Новый роман Ольги Григорьевой повествует о судьбе простой словенской девушки, не по своей воле затянутой в круговорот невероятных событий. Русские князья и варяжские конунги, воины Одина и…

Мирча Элиаде, «Ритуалы и символы инициации», глава V — «Героические и шаманские инициации». Английское издание 1965 года1. Перевод с английского Д.Громова

Становление берсерка

В знаменитом отрывке «Саги об Инглингах» так представляются товарищи Одина:

Они шли без щитов и были безумны как псы или волки, и грызли собственные щиты, и были сильны как медведи или быки; они убивали людей, и ни огонь, ни сталь не могли ничего сделать с ними; и это было то, что называют неистовством берсерка.

Эта мифологическая картина может быть с уверенностью истолкована как описание реального мужского общества — имеются в виду знаменитые Monnerbunde древнегерманской цивилизации. Буквально слово берсерк означает «воин в шкуре (serkr) медведя»2. Иначе говоря, эти воины магически идентифицировались с медведем; более того, предполагалось, что иногда они могли превращаться в волков или медведей3. Человек становился берсерком в результате инициации, включавшей в себя особые воинские испытания. Так, Тацит сообщает, что у хаттов кандидат не стриг волосы и бороду до тех пор, пока не убивал врага. У тайфалов юноша должен был убить кабана или волка; у герулов он должен был сражаться безоружным. В процессе этих испытаний кандидат сопоставлялся с дикими животными; он становился наводящим ужас воином в той мере, в какой вел себя, как хищный зверь. Проходящий инициацию кандидат трансформировал себя в сверхчеловека настолько, насколько удавалось вобрать в себя магико-религиозную4 силу, присущую хищнику.

В скандинавской «Саге о Вёльсунгах» сохранились сведения об испытаниях, типичных для инициаций берсерков. Король Сиггейр вероломно захватил владения своих девяти шуринов, Вёльсунгов. Прикованные к брусу, все они были съедены волчицей, уцелел лишь Сигмунд, спасшийся благодаря хитрости сестры своей Сигни. Скрываясь в хижине в глубине леса, куда Сигни приносит ему пищу, он ожидает часа расплаты. Когда два сына Сигни достигли десятилетнего возраста, она послала их к Сигмунду на испытание. Сигмунд находит, что они трусы, и по его совету Сигни убивает их. В результате кровосмесительных отношений со своим братом Сигни рождает третьего сына, Синфьотли. Когда ему исполняется десять лет, мать подвергает его первому испытанию: она пришивает рубашку к его рукам, протыкая кожу. Сыновья Сиггейра, подвергшиеся тому же испытанию, кричали от боли, но Синфьотли был невозмутим. Когда рубашка снята, мать сдирает кожу и спрашивает, чувствовал ли он что-нибудь. Мальчик отвечает, кто Вёльсунгов не беспокоят подобные пустяки. Тогда мать посылает его к Сигмунду, который подвергает мальчика тем же испытаниям, которых не выдержали когда-то сыновья Сиггейра: он приказывает сделать хлеб, в мешке с мукой при этом находится еще и змея. Когда Сигмунд ночью приходит домой, он обнаруживает свежеиспеченный хлеб и спрашивает Синфьотли, не нашёл ли он в мешке чего-либо особого. Мальчик ответил, что, помнится, он видел что-то, но, к сожалению, не обратил на это внимания и замесил в тесто. После этого доказательства мужества Сигмунд берет мальчика с собой в лес. Однажды они нашли две волчьих шкуры, висящих на стене хижины. Два сына короля были превращены в волков и могли выходить из волчьих шкур только каждый десятый день. Сигмунд и Синфьотли надели шкуры, но не смогли их снять. Они выли как волки и понимали волчий язык. Тогда они разделились и договорились, что не будут звать друг друга на помощь, разве что придется иметь дело более, чем с семью противниками сразу. Однажды Синфьотли был призван на помощь и убил всех людей, напавших на Сигмунда. В другой раз Синфьотли сам был атакован одиннадцатью врагами и убил их, не обращаясь за помощью к Сигмунду. Тогда Сигмунд несётся к нему и кусает за горло, однако вскоре сам же и исцеляет нанесенную им рану. В конце концов оба они возвращаются в свой дом и дожидаются момента, когда смогут сбросить свои волчьи шкуры. Приходит время, и они бросают шкуры в огонь. На этом инициация Синфьотли заканчивается и он может мстить убийцам Вёльсунгов.

Инициатические темы здесь очевидны: испытание мужества, сопротивление физическому страданию, вызванному превращением в волка. Но компилятор «Саги о Вёльсунгах» уже не понимал исходного их значения. В саге Сигмунд и Синфьотли лишь случайно находят кожи и не знают, как снять их.

Трансформация в волка — то есть ритуал надевания волчьей шкуры — составляла важнейший момент инициации в мужское тайное общество. Надевая шкуру, инициируемый перенимал поведение волка; другими словами, он становился воином-зверем, непреодолимым и неуязвимым. «Волками» называли членов индоевропейских военных обществ.

Сценарий героических инициаций прослеживается и в других сагах. Так, например, в «Саге о Греттире» герой спускается в могильный холм, который содержит драгоценное сокровище и борется последовательно с призраком, с двенадцатью берсерками и с медведем. В «Саге о Хрольфе Краки», Бодвар убивает крылатое чудовище и затем инициирует своего юного товарища Хоттри, давая ему съесть кусочек сердца чудовища.

К сожалению, здесь нет возможности подробно рассмотреть социологию, мифологию и ритуалы германских мужских союзов, которые были так блестяще изучены Лилией Вэйзер5, Отто Хоффером6 и Жоржем Демюзилем7; или других индоевропейских мужских обществ — таких, например, как mairya индоиранцев, которые составили предмет интереснейших работ Стига Викандера8 и Дж.Уиденгрена9. Я лишь упомяну, что характер индоевропейских отрядов (банд) воинов во многом схож с характером тайных братств примитивных народов. В обоих случаях члены группы10 терроризируют женщин и тех, кто не участвует в инициатических действиях, и в том или ином виде осуществляют «право грабежа», которое, в измененной форме, все еще можно встретить в популярных традициях Европы и Кавказа. Грабеж и особенно кража рогатого скота, ставит членов воинской банды на один уровень с хищными зверями. В германском Wutende Heer или в подобных ритуальных организациях, лай собак (вой волков) является частью неописуемого шума, в котором присутствуют все виды странных звуков — например, звонки и трубы. Эти звуки играют важную ритуальную роль; они помогают членам группы подготовиться ко вхождению в состояние бешеного экстаза. Во многих примитивных культурах звук трещоток, как верят, является голосом Сверхъестественных Существ; следовательно это — знак их присутствия среди инициируемых. В германских или японских мужские тайных союзах странные звуки, подобно маскам, свидетельствуют о присутствии Предков, о возвращении душ мертвых. Встречаясь с мертвыми, возвращающимися на землю (особенно в период зимнего солнцестояния), инициируемые приобретают важнейший опыт. Зима также — сезон, когда инициируемые превращаются в волков. Другими словами, в течение зимы члены банды способны преобразовать свое обычное состояние и достигнуть сверхчеловеческого существования через общение с Предками или приближая свое поведение к поведению хищного зверя, что является магией.

Боевое испытание обычно представляло собой отдельный бой, который строился таким образом, чтобы в инициируемом пробудилась «ярость берсерка». Здесь задействовалась не только воинская доблесть; обучение невоенным навыкам кандидаты проходили по одиночке. Для овладения воинским неистовством молодежи не достаточно было просто приобрести храбрость, физическую силу, выносливость; такое овладение становилось результатом магико-религиозного опыта, который радикально изменял сам способ существования человека. Молодой воин должен преобразовать свою человеческую сущность припадком агрессии и ярости, которые сопоставляли его с бушующим хищником. Тогда юноша становился «разогретым» до экстремальной степени, он наполнялся таинственной, нечеловеческой и непреодолимой силой, которая поднималась из предельных глубин его существа и проявлялась в ярости и воинской мощи. Древние немцы назвали эту священную силу wut, у Адама Бременского она переведена как «ярость»; это в своем роде демоническое безумие, которое заполняет противника ужасом и парализует его. Ирландский ferg (дословно — «гнев»), menos Гомера являются почти точными эквивалентами этого же самого ужасающего священного опыта, специфического для героических боев. Ж.Вендрие11 и Мария-Луиза Сьёстедт12 показали, что некоторые определения, употребляемые по отношению к Герою, в староирландском оказываются прямо связаны со значениями «страсть, возбуждение, набухание». Как пишет мисс Сьустедт, «Герой — человек в ярости, одержимый бурной и жгучей энергией».

Инициация Кухулина

Сага об инициировании юного героя Кухулина превосходно иллюстрирует это извержение «шумной и жгучей энергии». Согласно староирландской саге Tain Bo Cualnge13, Кухулин, племянник Конхобара, короля уладов, однажды подслушал, как его учитель, друид Катба, сказал: «Маленький мальчик, который возьмет оружие в этот день, будет великолепен и знаменит делами оружия… но век его будет недолгим и мимолетным». Кухулин выпросил у своего дяди оружие и колесницу и отправился к замку трех сыновей Нехты, худших врагов уладов. Несмотря на физическую мощь и неукротимость трех этих героев, мальчик победил их и отрезал им головы. Однако при этом мальчик пришел в такое воинское неистовство, что друид вынужден был предупредить короля, что Кухулин, вернувшись, может перебить всех воинов в городе. Процитируем дальнейший текст саги14:

И вот что они задумали: выслать навстречу Кухулину в поле трижды пятьдесят обнаженных женщин во главе со Скандлах, чтобы показали они ему свою наготу и срам. Вскоре вышли за ворота все юные девушки и показали мальчику свою наготу и срам. Скрыл от них мальчик свое лицо и оборотился к колеснице, дабы не видеть наготу женщин. Тогда отняли его от колесницы и погрузили в три чана с ледяной водой, чтоб погасить его гнев. Словно ореховая скорлупа разлетелись доски и обручи первого чана, во втором же вспенилась вода на несколько локтей в высоту, а воду из третьего чана стерпел бы не всякий. Изошел тут из мальчика гнев (ferg), и тогда облачили его в одежды.

Несмотря на свою фантастичность, сага о Кухулине представляет собой превосходный материал для исследования индоевропейских воинских инициаций. Как убедительно показал Ж.Дюмезиль, сражение мальчика с тремя МакНехтами является древним индоевропейским сюжетом — сюжетом о борьбе с тремя противниками или с трехголовым чудовищем. Но особенно интересным для нашего исследования представляется гнев (ferg) Кухулина, его ярость берсерка. Демюзиль сравнил инициационный жар Кухулина и его последующее «укрощение» женской наготой и холодной воды, с определенными моментами в инициациях у каннибалов куакиутл. Так же, как и в случае Кухулина, лихорадочное и смертоносное безумие молодого куакиутл во время инициации «укрощается» женщиной, танцующей перед ним голой с трупом в руках, а также путем погружения его головы в чан с соленой водой. И жар каннибала, и гнев молодого воина, проявляющийся в чрезвычайной высокой температуре, является отнюдь не чем-то обычным и естественным, но — именно так! — сакральным, магико-религиозным опытом.

Символика магического жара

Резонно предположить, что мы видим здесь магико-религиозный опыт, истоки которого чрезвычайно архаичны. Для людей примитивного общества магико-религиозная сила представляется как «горение» и обозначается терминами, связанными с высокой температурой, горением, жаром. Именно по этой причине многие шаманы и знахари пьют соленую или приправленную специями воду и едят благовонные растения — они предполагают увеличить таким образом свой внутренний жар. То, что данный волшебный жар реально существует, доказано большой сопротивляемостью холоду, наблюдаемой у арктических и сибирских шаманов, а также у гималайских отшельников. Кроме того, шаманы обучаются как «повелители огня» — например, они глотают горящие угли, касаются раскаленного железа, ходят по огню. Подобные феномены и взгляды зарегистрированы и среди более цивилизованных народов. На санскрите итоговый смысл аскетического развития называется tapas, причем исходное значение этого слова — именно «жар», высокая температура. «Разогреваясь» посредством аскетизма, Праджапати создавал Вселенную. В Дхаммападе говорится, что Будда «горит», и тантрические тексты утверждают, что пробуждение кундалини проявляется горением. В современной Индии мусульмане полагают, что человек в связи с Богом становится «пылающим жаром». Любой, кто совершает чудеса, называется «кипящим». Говоря вообще, любой, совершающий некие действия с использованием магико-религиозной силы считается «горящим», а сами такие действия устойчиво ассоциируются с «горением». Эта священная сила, результатом действия которой является и повышение температуры шамана, и «жар» воина, может быть преобразована и дифференцирована специальными усилиями для придания ей различной окраски. Индийское слово Kratu вначале обозначало «энергию, специфическую для горячего воина, в частности, для Индры», затем оно приобрело смысл «победной, героической силы, страсти, храбрости, любви к бою», а еще позднее, при расширении смыслового значения, стало означать «силу набожного человека, которая позволяет ему следовать за предписаниями rta15 и достигать счастья». «Ярости» и «жара», вызванных мощным, чрезмерным проявлением священной силы, боится большинство человечества. Термин shanti, который на санскрите означает спокойствие, мир души, свободу от страстей и страдания, восходит к архаическому корню, первоначально имевшему значение гашения огня, ярости, лихорадки, короче говоря, — высокой температуры, вызванной демоническими силами.

Мы имеем, таким образом фундаментальный магико-религиозный опыт, повсеместно зарегистрированный в архаичных пластах культуры: помимо прочего, доступ к сакральному проявляется потрясающим увеличением температуры. Ввиду ограниченности места, мы не можем подробно рассмотреть здесь этот важный вопрос и показать, например, теснейшую связь между кузнецами, шаманами и воинами, основанную на общей мистике огня и связанных с ней технологиях. Я должен добавить только, что власть над огнем находит свое выражение в равной мере во «внутреннем жаре» и в нечувствительности к жару горячих углей. С точки зрения истории религии, все эти примеры показывают, что шаман, кузнец, или воин теряют свою человеческую сущность и обретают — каждый в собственном смысле — сущность более высокую. Этими более высокими состояниями могут быть состояние Бога, состояние духа, или состояние животного. Соответствующие инициации, разными путями ведут посвящаемого к одной и той же цели — к смерти в человеческом состоянии и к последующему возрождению в новом, сверхчеловеческом качестве. Естественно, в воинских посвящениях инициатическая смерть менее заметна, чем в посвящениях шаманских, так как основное испытание молодого воина состоит конкретно в победе над противником. Но он достигает победы, только обретая «жар» и достигая неистовой ярости — а эти признаки можно понимать как конец человеческого состояния.

Тот, кто ярко проявляет свою волшебный жар, демонстрирует, что принадлежит миру сверхчеловеческому…

Примечания:

1. M.Eliade. Rites and Symbols of Initiation. N.Y., 1965.

2. От древней северной основы Ber, представляющей собой сакральное имя медведя. — Прим. А.Платова.

3. Здесь Элиаде смешивает два разных так называемых «звериных культа» — медвежий и волчий. Воины-волки назывались в древней Скандинавии иначе, чем воины-медведи (собственно Berserkr) — Ulfhednar. — Прим. А.Платова.

4. Магико-религиозный — специфический термин Элиаде, употребляемый им по отношению к ряду феноменов (магико-религиозная сила, магико-религиозный опыт и т.д.). Вводя и широко используя данное прилагательное, Элиаде лишний раз подчеркивает связь этих двух компонент архаической Традиции — магии и религии, — подобно тому, как невозможно обособить магическую и религиозную компоненты в шаманизме современных «примитивных» народов. — Прим. А.Платова.

5. L.Weiser. Altgermanische Junglingsweihen und Mдnnerbьnde. Baden, 1927.

6. O.Hцffer. Kultische geheimbьnde der Germanen. F.-am-M., 1934. текст

7. G.Dumйzil. Mythes et dieux des Germains. P., 1939.

8. S.Wikander. Der arische Mдnnerbund. Lund, 1938.

9. G.Windengren. Hochgottglaube im alten Iran. Uppsala, 1938.

10. Здесь Элиаде имеет в виду особые отряды юношей, проходящих воинскую инициацию. В таких отрядах, тоящих, фактически, вне бытового закона, юноши проводили некоторое время, сражаясь, грабя и совершая прочие воинские подвиги. (См., напр.: В.Г.Балушок. Инициации древних славян // Этнографическое обозрение, №4, 1993. Также: А.Р.Чочиев. Нарты-арии и арийская идеология. М., 1996.). — Прим. А.Платова.

11. J.Vendryйs. Les dйveloppement de la racine nei en celtique//Revue celtique, XLVI, 1929.

12. M.-L.Sjostedt. Dieux et hйros des Celtes. P., 1941.

13. «Похищение Быка из Куальнге». — Прим. А.Платова.

14. Русский перевод цит. по изданию: Похищение Быка из Куальнге. Подг. Т.А.Михайлова, С.В.Шкунаев. М., 1985.

15. Rta (Rita) — Мировой Закон, Колесо Мирового Порядка. — Прим. А.Платова.

Норверские и скандинавские саги и легенды доносят до нас, что это были непобедимые воины, которые яростно вступали в бой первыми, насыщаясь перед этим силой духа Одина. Но кем же берсерки были на самом деле? Для начала давайте разберемся с их названием. Фактически, термин «берсерк» на русский язык можно перевести буквально как «медвежья шкура» - с древненорвежского, а с английского как «яростный» или же «жестокий».

Кем были берсерки на самом деле?

Действительно, источники упоминают такого рода боевой отряд викингов . Перед боем они приходили в себя, а ярость, а в самом сражении отличались особой жестокостью, быстрой реакцией и возможностью не чувствовать боль. Конечно, мы должны делать скидку на то, что позднеримские и раннесредневековые авторы естественно приукрасили образ берсерков, однако у всех авторов упоминается их жестокость и неистовство. Так, Снори Стурулсон описывает их как свирепых воинов в медвежьих шкурах, которые перед боем от ярости в буквальном смысле грызли свои щиты. Из оружия у них были меч и топор, ни шлемов ни защитной кольчуги они не носили, только медвежья шкура, а чаще и вовсе просто голый торс. Ярость в бою, совершенное владение мечом и топором, а также моментальная реакция их защищали гораздо лучше, нежели кольчуга европейцев. В то же время, знаменитый историк Тацит в своем многотомном труде «Германия» пишет, что «свирепейших воинов по всему миру еще нужно было поискать». Также он описывает определённый обряд инициации берсерков. Так, как только юноши достигали зрелого возраста они зачислялись в отряд. Именно тогда они уже могли отращивать волосы и бороду. Обязательным этапом была первая кровь врага в бою. Только после убийства врага им разрешалось заниматься укладкой волос, в противном случае, трусы и неинициированные ходили с распущенными волосами.

Одно сбегается точно у всех авторов – это понятие «ярость берсерка ». Это особое состояние воина-берсерка, когда он впадал в высшую форму ярости – они становились злыми в бою как собаки и волки, грызли деревянные щиты как быки, а убивали людей как дикие медведи.

Современные ученые долго пытались объяснить происхождение «ярости берсерков». Есть различные теории, но чаще всего склоняются к двум из них – это либо употребление перед боем сильнодействующих психотропных веществ, например, таких как мухомор, либо же употребление алкоголя. Так или иначе, у берсерков прекрасно получалось копировать животную ярость в бою.

Это неутолимое желание животной ярости объясняется прежде всего тем, что среди них был популярен так называемый «медвежий культ», который в те времена был довольно распространённым в северных землях. Так, обряд переодевания в шкуру животного, всегда сопровождался идеями и верой в то, что вместе со шкурой убитого животного, к воину переносится еще его мощь и сила. Таким образом, факт переодевания в шкуры животных, в данном случае в медвежью, давал основание считать им себя неуязвимым. Но тогда откуда бралась эта неистовость и ярость?

Берсерки в «Саге об Инглингах»

Мы знаем, что в «Саге об Инглингах » берсерки зовутся «мужами Одина» который считался богом войны, богом ярости и уничтожения, а также, как ни странно, охоты. Охотясь на животных, как мы уже говорили, древний охотник верил в передачу ему животного духа, а убивая него и надевая шкуру животного он чувствовал его силу и ярость. Один, как «господин ярости» передавал ее от животного воину, который насыщаясь ею, не без помощи других веществ, начинал чувствовать смелость, мужественность и выносливость. Он себя чувствовал как медведь. Поэтому, подобные вещи мы можем встречать у многих воинственных народов, коими были в то время викинги или же те или иные племена германцев. Так, до сих пор остатки этого культа сохраняются в шапках гренадёрских войск её величества королевы Великобритании, охраняющих Тауер.

Цитата из «Саге об Инглингах» о берсерках

«Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда...».