Анализ стихотворения А. Пушкина «Мадонна. Анализ стихотворения «Мадонна» А.С. Пушкина Мадонна анализ

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Мадонна» относится к любовной лирике поэта. Данная работа была посвящена будущей избранницы великого поэта Наталье Гончаровой.

Толчком к написанию стихотворения «Мадонна» стало согласие Натальи Гончаровой выйти замуж за Пушкина. Случилось это в 1830 году.

За шесть месяцев до свадьбы Гончарова уезжает в родное имение, а Александр Сергеевич остается в Москве. Поэт начинает активные приготовления к свадьбе и очень скучает по своей Наталье. Он пишет Гончаровой несколько строк, в которых сравнивает ее с «белокурой мадонной» и говорит, что они похожи с ней как две капли воды. Наталья также отвечает теплыми словами поэту и говорит, что скоро часы разлуки пройдут, и они будут вместе.

Стихотворение «Мадонна» написано в форме сонета. С первых слов мы понимаем, что Пушкин давно мечтал обрести настоящую любовь и гармонию. Поэт говорит, что тихая и спокойная семенная жизнь может украсить любой дом и затмить красоту «картин старинных мастеров», что счастливые супруги притягивают взор окружающих не меньше, чем шедевры искусства.

Александр Сергеевич верил в свой идеальный брак. Недаром он отмечает: «Она с величием, он с разумом в очах…» - идеальная пара, которая способна прожить долгую и счастливую жизнь. Пушкин благодарен господу за то, что «тебя мне ниспослал».

К сожалению, Пушкин не мог знать, что уже через некоторое время произойдет первый семейный конфликт. Связан он был с приданым Натальи Гончаровой. Девушка, хоть и относилась к высшему сословию, но была из разорившейся семьи. Вместе с Натальей Пушкину достались огромные долги ее семьи.

Стоит отметить, что стихотворение «Мадонна» стало единственным, которое поэт посвятил своей супруге. После свадьбы отношение Пушкина к Гончаровой изменилось. Теперь он считал ее своей карой. Причиной этому стало то, что во время церемонии венчания Наталья уронила обручальное кольцо Александра Сергеевича, а затем в его руках потухла свеча. Все это поэт расценил, как знаки свыше, как то, что его брак с Гончаровой не будет счастливым.

Возможно, Пушкин был прав, ведь именно из-за Гончаровой он был застрелен на дуэли. Но, не смотря на это, Наталья Гончарова осталась для Пушкина самой любимой и желанной женщиной. Именно за нее поэт отдал свою жизнь.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Стихотворение «Мадонна» было написано в 1830 году. На тот момент первая красавица столицы Российского государства Наталья Гончарова стала невестой поэта. «Мадонна» была написана за шесть месяцев до их свадьбы.

3 слайд

Описание слайда:

Неудивительно, что произведение посвящено именно будущей любимой жене. Оно по праву признано жемчужиной любовной лирики поэта. Будучи в разлуке с любимой женщиной, Александр Сергеевич повесил в своей творческой обители портрет белокурой мадонны. Образ прекрасной девы, как писал сам поэт, напоминал ему образ избранницы. Об этом поразительном сходстве Пушкин даже сообщает в письме к Наталье Гончаровой, на что невеста говорит, что совсем скоро ему не придется любоваться картиной, ведь у него будет жена. И действительно, в период написания «Мадонны» художник проводит «целые часы» перед картиной.

4 слайд

Описание слайда:

Тема стихотворения, образы Главным объектом произведения является любимая женщина Пушкина. Он говорит о ней с оттенком почти религиозного обожания, восторга, благоговейного и чарующего восхищения. Стихотворные строки погружают читателя в атмосферу божественной святости. Благодаря выражениям «пречистая», «ангелы», «обитель», «суеверно» создается иллюзия пребывания в храме. Поразительно, что стихотворение не изобилует яркими эпитетами, головокружительными и помпезными сравнениями и метафорами – чистое любовное пламя поэта выражено благородно, красноречиво и просто. Язык «Мадонны» гармоничный, высокий и пластичный.

5 слайд

Описание слайда:

Образ прекрасной избранницы преисполнен нежности и мягкого сияния. Мадонна в произведении Пушкина – символ чистоты, нравственного идеала и величественного, но скромного целомудрия. Особенными, но простыми словосочетаниями поэт подчеркивает всю невинность героини стихотворения: Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.

6 слайд

Описание слайда:

Для Пушкина его Мадонна – эталон женственности, очарования и гармонии. Благодаря поэтическому языку художника, сам читатель видит деву идеалом, чья захватывающая дух прелесть очаровывает, приносит радость, умиротворение, греет душу. Ее лицезрение есть высшее благо. Пушкин верит в то, что Мадонна – божественный дар, ниспосланный ему небесами, отчего душа поэта наполняется светлой радостью.

7 слайд

Описание слайда:

Сюжет и структура Условно «Мадонна» делится на три части. Первый эпизод являет собой экспозицию: Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков.

8 слайд

Описание слайда:

Вторая часть толкует предпочтение поэта. Художник хочет наблюдать только одну картину, где будет изображена пречистая мадонна, выражающая представление о прекрасном Александра Сергеевича. Божественная дева «с разумом в очах», освященным нравственным началом. Третья часть произведения гласит о радостном осознании того, что Творец претворил сей образ в жизнь, исполнив мечту художника. Бог любит свое творение, благословлено им самое прекрасное чувство – любовь.

Стихотворение «Мадонна» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. На тот момент первая красавица столицы Российского государства Наталья Гончарова стала невестой поэта. «Мадонна» была написана за шесть месяцев до их свадьбы.

Неудивительно, что произведение посвящено именно будущей любимой жене. Оно по праву признано жемчужиной любовной лирики поэта. Будучи в разлуке с любимой женщиной, Александр Сергеевич повесил в своей творческой обители портрет белокурой мадонны. Образ прекрасной девы, как писал сам поэт, напоминал ему образ избранницы. Об этом поразительном сходстве Пушкин даже сообщает в письме к Наталье Гончаровой, на что невеста говорит, что совсем скоро ему не придется любоваться картиной, ведь у него будет жена. И действительно, в период написания «Мадонны» художник проводит «целые часы» перед картиной.

Тема стихотворения, образы

Главным объектом произведения является любимая женщина Пушкина. Он говорит о ней с оттенком почти религиозного обожания, восторга, благоговейного и чарующего восхищения. Стихотворные строки погружают читателя в атмосферу божественной святости. Благодаря выражениям «пречистая» , «ангелы» , «обитель» , «суеверно» создается иллюзия пребывания в храме. Поразительно, что стихотворение не изобилует яркими эпитетами, головокружительными и помпезными сравнениями и метафорами – чистое любовное пламя поэта выражено благородно, красноречиво и просто. Язык «Мадонны» гармоничный, высокий и пластичный.

Образ прекрасной избранницы преисполнен нежности и мягкого сияния. Мадонна в произведении Пушкина – символ чистоты, нравственного идеала и величественного, но скромного целомудрия. Особенными, но простыми словосочетаниями поэт подчеркивает всю невинность героини стихотворения:

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Для Пушкина его Мадонна – эталон женственности и благодетели, очарования и гармонии. Благодаря поэтическому языку художника сам читатель видит деву идеалом, чья захватывающая дух прелесть очаровывает, приносит радость, умиротворение, греет душу. Ее лицезрение есть высшее благо. Пушкин верит в то, что Мадонна – божественный дар, ниспосланный ему небесами, отчего душа поэта наполняется светлой радостью.

Сюжет и структура

Условно «Мадонну» делится на три части. Первый эпизод являет собой экспозицию:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

Вторая часть толкует предпочтение поэта. Художник хочет наблюдать только одну картину, где будет изображена пречистая мадонна, выражающая представление о прекрасном Александра Сергеевича. Божественная дева «с разумом в очах» , освященным нравственным началом. Третья часть произведения гласит о радостном осознании того, что Творец претворил сей образ в жизнь, исполнив мечту художника. Бог любит свое творение, благословлено им самое прекрасное чувство – любовь.

Несмотря на аскетичный тон стихотворения, в нем присутствуют тропы: эпитеты («божественный спаситель» , «чистейший образец» ), лексический повтор, усиливающий эмоциональность («Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…» ), сравнение («Чтоб на меня с холста, как с облаков…» ).

Форма «Мадонны» - сонет . Строгая, классическая форма была выбрана Пушкиным неслучайно. Она отражала внутреннее содержание излияния души художника, идейный смысл произведения, в котором истинное чувство воспевалось без пафоса, блеска и прикрас. Это отсылка и к лучшим традициям эпохи Возрождения, где чувство воспевалось сдержанно, но с необычайной силой. «Мадонна» состоит из четырех строф, двух трехстиший и четверостиший. Размер – шестистопный ямб.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

Утверждение о любвеобильности великого русского поэта, наверное, имеет под собой какую-то основу. Нельзя отказать поэту в способности видеть и чувствовать прекрасное, нельзя отказать чуткому сердцу влюбляться в прекрасные образы. Иначе быть не может. Но чтобы понять всю палитру чувств поэта, все его влюблённости, нужно обратиться к традициям того времени. Главным критерием души и чувств могут служить только стихи. И ни одна строчка поэта не содержит в себе какой-либо двусмысленности. Множество написанных стихов в адрес прекрасных женщин у Пушкина наполнены подкупающей чистотой и искренностью.

Признанной вершиной любовной лирики А.С. Пушкина является стихотворение «Мадонна», в котором раскрывается полнота чувств и истинного отношения к любимой женщине. По свидетельствам современников, это стихотворение было написано в 1830 году и посвящено невесте. В это время Н.Н. Гончарова на повторное предложение Пушкина ответила согласием.

«Чистейшей прелести чистейший идеал»

Главная темы этого сонета является любимая женщина, вознесённая чувствами поэта до почти божественного образа. К любому читателю с первых строф приходит ощущение средневекового романтизма в самых искренних его проявлениях. В стихотворении отсутствуют напыщенные цветастые фразы и эпитеты, оно написано благородным сдержанным языком любви и обожания. Слог стихотворения наполнен лексикой той романтической эпохи, и в тоже время, содержит такие эпитеты, как «божественный», «пречистая», «с облаков», позволяющие понять всю глубину чувств поэта. В первую очередь именно язык, которым написано стихотворение, обращает нас к любовным сонетам классиков романтизма Петрарки и Шекспира. Поэт не случайно использует такие выражения - ими говорит его душа, обращённая к невесте. Гений поэта неосознанно нашёл форму выражения своей любви и слова, которые даже в то время уже не являлись общеупотребимыми и тривиальными. Отношение к своей невесте, как к чистому ангелу ниспосланному поэту богом, даёт понимание любви Пушкина к Наталье Николаевне. Она получила это стихотворение ещё до свадьбы и была тронута таким благоговейным отношением к ней. Это отношение в семье Пушкина между супругами сохранялись все годы до самой трагической смерти поэта.

Средневековый любовный сонет

Классический сонет обычно выполнялся пятистопным ямбом, но именно для выражения глубины стиха здесь поэтом был использован шестистопный ямб. Традиционный русский александрийский стих - шестистопный ямб, признанным мастером которого был Пушкин, является размером этого сонета. Форма сонета, которая выстроена из двух четверостиший и двух трёхстиший, является классической и помогает показать всю силу чувств и эмоций. Как две мощных приливных волны накатываются одна за другой на читателя. Сначала они медленные и высокие, но за двумя эти волнами следуют два сильных шквала, которые раскрывают весь смысл сказанного. Не случайно в них применены слова в их превосходных формах.

Первые два четверостишия подготавливают понимание образа. Комната, в которой поэт желал бы видеть портрет единственной любимой женщины. Уже первые строки открывают нам романтическую картину жилища поэта. И два заключительных трёхстишия показывают простыми и мощными выражениями, что это за портрет, и что это за женщина! Гениальность русского поэта смогла объединить классику итальянского любовного сонета с русским поэтическим словом.

Божественная любовь

Заключительная строчка сонета стала с того времени самым применимым афоризмом для выражения чистой всепоглощающей любви. И по прошествии почти двух веков мы можем судить по этому стихотворению, насколько глубоко был привязан поэт к своей любви, и как полно он смог это выразить это в маленьком сонете, который стал один из самых ярких произведений обращённых к женщине.

Стихотворение было написано в 1830 году. Посвящено творение Александра Пушкина его любимой женщине - Наталье Гончаровой. Не одно стихотворение было посвящено этой женщине, но «Мадонна», наверное, как нельзя ярче отображает чувства поэта.

У данного стихотворения очень интересная романтическая история: Александр Пушкин получил согласие Натальи выйти за него замуж после второго предложения. Поэт находится в состоянии несоизмеримого счастья, однако семье Гончаровых необходимо уехать в родовое имение. Чтобы легче перенести разлуку, Александр Пушкин вешает у себя картину Мадонны-он считал, что его любимая похожа на нее, как две капли.

Александр Пушкин рассказал об этом своей возлюбленной, после чего она ответила, что в скором времени он будет видеть жену, а не картину. Эта история предшествовала написанию стихотворения-такой ответ будущей жены вдохновил поэта.

Читатель сразу может понять по последней строфе, что любимую женщину Пушкин опять же сравнивает с Мадонной. Поэт придает Наталье божественный образ, он будто покланяется ей, ее красоте. Пушкин написал такие слова о Наталье «Чистейшей прелести чистейший образец». Сразу становится ясно, что Гончарова для поэта была прекрасна, с ней не мог никто сравниться.

И интересна также роль картин в данном стихотворении. С помощью них Александр Пушкин передает свои представления и мечты насчет идеального брака: у нее в глазах величие, у него разум. Своеобразная идеализированная супружеская пара, которая будет навечно вместе, как на картине.

Однако у такой замечательной любовной истории не такой хороший конец. После того, как пара поженилась, поэт больше не посвящал жене стихотворений, с чем это связано? Александр Пушкин был человеком суеверным, сам верил, что его дар дан свыше. Поэтому, когда на свадьбе Наталья уронила кольцо, а пламя свечи в руках Пушкина потухло, он воспринял это как дурной знак. К браку теперь он не относился как к счастью, посланному Богом. Конечно, мы все понимаем, что это был за дурной знак-дуэль Пушкина, которая принесла его кончину.

Вариант 2

Произведение является любовной лирикой поэта и написано по жанровому направлению в форме элегии, посвященной Наталье Гончаровой, будущей любимой супруге автора.

В качестве основной тематики произведения поэт рассматривает собственные мечты о браке с любимой женщиной на примере непорочного образа Мадонны, олицетворяющей идеал женской красоты, гармонии и любви.

Композиционная структура стихотворения представляет собой форму монолога лирического героя, ведущего от первого лица повествование, разделенный тремя частями, первая из которых является пересказом собственной авторской мечты, вторая изображается образы пречистой Девы Марии и спасителя, а третьей описывается исполнение поэтических мечтаний. Структурным стилем стихотворения является сонет строгого, классического стиля, созданный в виде двух катренов и двух терцетов.

Стихотворным размером произведения поэт выбирает шестистопный ямб с кольцевой, перекрестной и параллельной рифмовкой в сочетании мужской и женской рифм. При этом в последние шесть строк стихотворения обозначены поэтом графически в виде двух трехстиший, но в соответствии с рифмовкой могут являться двустишием и четверостишием, свидетельствующими о сложной и в то же время простой поэтической формы.

Сюжетная линия произведения выстраивается в просмотре лирическим героем картины, изображающей Мадонну в образе непорочной девы.

Среди средств художественной выразительности в стихотворении присутствуют разнообразные метафоры («творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна», «взирали…во славе и в лучах»), выразительные эпитеты («суеверно дивился») и сравнения («с холста, как с облаков»), позволяющие подчеркнуть эмоциональное настроение и чувства лирического героя. Кроме того, поэт использует в произведении лексические повторы, археологизмы, анафору и инверсию, акцентирующие проникновенность и глубину стихотворного содержания.

Отличительной особенностью стихотворения является его плавная мелодичность, создаваемая поэтом посредством преобладания имен существительных, использования малого количества глагольных форм и союзов, а также отсутствия вопросительных и восклицательных знаков, передающих трогательные и проникновенные ощущения спокойствия, умиротворения и малоподвижности.

Образ Мадонны представляется поэтом в качестве символа нравственной чистоты, благодетельной женственности, прелестного очарования, величественной целомудренной скромности и гармоничного умиротворения, выраженными устами лирического героя путем использования особенных, но простых словосочетаний. При это образ любимой женщины изображается при помощи четкости линий, простоты и ясности форм, заключаемых в восхищении, восторге и преклонении.

Смысловая нагрузка стихотворения демонстрирует авторскую веру в божественности Мадонны, посланной в виде небесного дара и вызывающей у поэта великолепные чувства светлой и неземной радости.

Анализ стихотворения Мадонна А. С. Пушкина

Величайший русский поэт – А. С. Пушкин, был романтиком в душе. В его произведениях можно найти множество созерцательных прообразов, к коим и сам стремился поэт. Его душевной музой всегда была супруга – Наталья Гончарова, с которой он познакомился на балу в Москве. Ей же поэт посвящал свои любовные сочинения из лирики, одним из которых является – стихотворение « » .

Написано оно было в 1830 году, в преддверии их свадьбы. Как ни странно, поводом ко всему этому послужил портрет Сикстинской Мадонны в комнате Пушкина, именно её он сравнивал со своей будущей избранницей, и по ней же было написано любовное стихотворение «Мадонна».

Анализируя его, можно с полной выкладкой сказать, что здесь затрагивается благочестивая атмосфера. Строки наполнены сочетанием из церковного просвещения, где также говорится о Боге – насколько он милосерден, что подарил счастье поэту в образе любимой женщины.

Автор не хотел видеть в своём доме портреты изысканных мастеров, ему больше по душе один образ, который заставляет почувствовать искреннее влечение. В нём всё прекрасно и им можно наслаждаться с большим величием. Сравнивая портрет «Мадонны» со своей будущей женой, Пушкин предвкушался истинной любовью, для него это было важной основой. Без преувеличения, стихотворение «Мадонна» имело особое значение в жизни четы Пушкиных и Гончаровых.

Анализ стихотворения Мадонна по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тишина Некрасова

    Произведение Некрасова является одним из ярких примеров выражения патриотических чувств и любви к своему народу поэтическими средствами. Автор разворачивает картину родной земли, призывая читателей разделить его восхищение перед ней.

  • Анализ стихотворения Разлука Барто

    Произведение детской поэтессы является одним из стихотворений, входящих в сборник под названием «Думай, думай».

  • Анализ стихотворения Первый снег Брюсова 7 класс

    Произведение относится к пейзажной лирике, однако в отличие от традиционных стихов данного жанра в качестве природного предмета восхищения для поэта становятся не окружающая деревенская природа, а картина заснеженной Москвы.

  • Анализ стихотворения Женщине Брюсова

    В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.

  • Анализ стихотворения Безнадежность Бунина

    На самом деле русская природа по большей части – природа севера. Конечно, в России есть и юные регионы, но если смотреть по основным параметрам, то Россия все-таки именно северная страна. Суровая и стойкая как сосна.