Понятие о боге у философов. Единый бог в троице поклоняемый. Писатель Николай Васильевич Гоголь

Цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах… ()

На эту тему говорят даже отъявленные атеисты. Многие из них, долгое время отрицая и веру, и Бога, при каких-то обстоятельствах круто меняли свое мнение. Множество великих деятелей прошлого - учёных и дипломатов, мыслителей и литераторов, военачальников и государей, врачей и драматургов, в том числе материалистов, - с глубочайшим уважением говорили . Вот небольшая подборка их цитат…

Поэт Александр Сергеевич Пушкин

«Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов. Книга сия называется Евангелием - и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению».

Архиепископ и хирург Лука (Войно-Ясенецкий)

«Мы привыкли думать, будто знание сильнее веры, лежащей в основе религии. Но на самом деле именно вера сообщает силу знанию. Знание без уверенности в нем, без признания – мертвое сведение. Вы можете знать, что самолет в состоянии поднять вас, но, если вы в этом не уверены, вы никогда не решитесь в него сесть. Мы познаем Бога так, как ученые познают электроны, – по проявлениям Его, по действиям Его, по излияниям на нас силы Божией, по благодати Божией, которую мы ощущаем в сердцах наших.

Вера недоказуема. Много было споров, много было попыток одних людей доказать, что Бог существует, и других – что Бога нет. И никогда на протяжении всей истории человечества никто не мог переубедить своих противников, ибо не в доказательствах дело. Доказать рассуждением существование Бога нельзя. Бога можно только воспринимать чистым сердцем. Наука доказывает необходимость бытия Бога логически, эстетика показывает идеальное бытие в образах, а религия соединяет, приводит в общение с Богом».

Генералиссимус Александр Васильевич Суворов

«Пресвятая Богородице, спаси нас! Святителю отче Николае, моли Бога о нас! – Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай. Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог».

Князь Александр Невский

«Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»

Математик Блез Паскаль

«Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту. Познание Бога без познания своей греховности приводит к гордости. Познание своей греховности без познания Бога приводит к отчаянию. Познание же Иисуса Христа приводит на верный путь, так как в Нём находим мы Бога и свою греховность».

Писатель Николай Васильевич Гоголь

«Не будьте мёртвыми душами, но живыми. Есть только одна дверь к жизни, и эта дверь - Иисус Христос».

Хирург Николай Пирогов

«Я не могу слышать без отвращения ни малейшего намека об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании, а посему существование Верховного Разума, а следовательно и Верховной Творческой Воли, я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума».

Физик Альберт Эйнштейн

«Я верю в Бога как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты своей жизни я не был атеистом. Правда, я иудей, но лучезарный опыт Иисуса Назорея произвёл на меня потрясающее впечатление. Никто не выражался так, как Он. Действительно, есть только одно место на земле, где мы не видим тени, и эта Личность - Иисус Христос. В Нём Бог открылся нам в самом ясном и понятном образе. Его я почитаю».

Физик Исаак Ньютон

«Небесный Владыка управляет всем миром, как Властитель вселенной. Мы удивляемся Ему по причине Его совершенства, почитаем Его и преклоняемся перед Ним по причине Его беспредельной власти. Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия; и всё, соответственное месту и времени, разнообразие сотворённых предметов, что и составляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа самобытного, Которое я называю Господом Богом».

Император Наполеон Бонапарт

«Александр Македонский, Август Кесарь, Карл Великий и я сам основали громадные империи. А на какой основе состоялись эти создания наших гениальностей? - На основе насилия. Один лишь Иисус Христос основал Свою империю любовью… И будьте уверены, что все они были настоящими людьми, но никто из них не был подобен Ему; Иисус Христос больше, чем человек. На расстоянии тысячи восьмисот лет Иисус Христос предъявляет трудное для выполнения требование, превосходящее все другие требования. Он просит человеческого сердца».

Учёный Галилео Галилей

«Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться. Всё, что оно говорит, совершенно непреложно. Как оно, так и природа, созданы божественным Словом: Библия - по внушению Духа Святого, а природа - к исполнению Божественных велений».

Физик Макс Планк

«Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате ищут истину и приходят к исповеданию Бога.

Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога в начале, а вторая - в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга».

Биолог Луи Пастер

«Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя».

Астроном Николай Коперник

«Переплетённая терпением моя жизнь, была одной радостью. Хотя перед величием Божиим я должен сознаться: Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия, но мне казалось, что я иду по следам Бога. Чувствую, недалеко и моя смерть, но это меня не пугает. Всемогущий Бог найдёт для моего духа иную форму бытия, поведёт меня дорогой вечности, как ведёт блуждающую звезду через мрак бесконечности. Я спорил с людьми за правду, но с Богом - никогда, спокойно ожидая конца отмеренного мне времени».

Поэт Иоганн Вольфганг Гёте

«Евангелие отражает от себя сияние, исходящее от личности Христа. Если Бог когда-либо приходил на землю, то только в Личности Иисуса Христа».

Писатель Фёдор Михайлович Достоевский

«В несчастье яснеет истина. Я скажу вам про себя, что я - дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор, и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовию говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, - то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиною. Христианство есть единственное убежище Русской земли от всех её зол».

Президент Авраам Линкольн

«Я часто преклонял мои колени пред Богом, побуждаемый сильным убеждением, что ни к кому другому я не могу обратиться в моей нужде. Я верю, что Библия - наилучший дар Божий человеку. Всё прекрасное от Спасителя мира передаётся нам через эту Книгу».

Философ Владимир Соловьёв

«Стоит только перед тем, как решиться на какой-нибудь поступок, вызвать в душе своей нравственный образ Христа, сосредоточиться на нём и спросить себя: мог бы Он совершить этот поступок; или другими словами, - одобрит ли Он его или нет, благословит меня на его совершение или нет - и мы получим ответ. Предлагаю эту проверку всем, она не обманет. Во всяком сомнительном случае, если только осталась возможность опомниться и подумать, вспомните о Христе, представьте Его себе живым, каков Он и есть, и возложите на Него всё бремя ваших сомнений».

Поэт Тарас Шевченко

«Сейчас моё единственное утешение - это Евангелие. Я читаю его ежедневно и ежечасно».

Учёный Михаил Васильевич Ломоносов

«Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».

Драматург Уильям Шекспир

«Я вручил мою душу в руки Бога, моего Создателя, и абсолютно непоколебимо верю в Иисуса Христа, моего Спасителя».

Естествоиспытатель Карл Линней

«Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошел мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении; и везде, даже в самых мелких и незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство! Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как сам шар земной тяготеет к солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь».

Император Пётр Великий

«Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен. Кто забывает Бога и заповедей Его не хранит, тот при всей своей работе не будет иметь успеха и мало пользы получит».

Князь Владимир Мономах

«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, - это ведь начало всякого добра».

Космонавт Юрий Гагарин

«Кто не нашёл Бога на Земле, тот не найдёт его и в космосе».

Поэт Джордж Байрон

«Если Человек может быть Богом и, если Бог может быть Человеком, то Иисус Христос был и Тем и Другим».

Публицист Генрих Гейне

«И что это за Книга Библия! Величественная и обширная, как мир, укоренившаяся в глубинах вселенной и восходящая до таинственной лазури небес! Воистину - это Слово Божие, тогда как все другие книги мира выражают только своё, человеческое искусство».

Писатель Чарльз Диккенс

«Я предал душу свою на милость Божию во Христе Спасителе».

Натуралист Чарльз Дарвин

«Я никогда не был атеистом в смысле отрицания существования Творца. В первую клетку жизнь должна была быть вдохнута Творцом.

Мир покоится на закономерностях и в своих проявлениях представляется, как продукт разума - это указание на его Творца».

Философ Иммануил Кант

«Вы хорошо поступаете, что ищете успокоения в Евангелии, потому что это неиссякаемый источник всей истины, которую разум никогда в другом месте не найдёт.

Существование Библии является наибольшим и наивысшим благословением, какое только человечество когда-либо испытало».

Философ Карл Ясперс

«Бытие Бога настолько очевидно, что неверие в него являетсягрехом, и оно настолько неочевидно, что вера в него является заслугой».

Философ Николай Бердяев

«Вера в бессмертие есть не только утешительная вера, облегчающая жизнь, она есть также страшная, ужасная вера, отягчающая жизнь безмерной ответственностью.

Без великого таинства покаяния духовная жизнь немыслима. Грех не только должен быть осознан, но и сгореть в огне покаяния».

Писатель Жан Жак Руссо

«Слова Библии наполняют меня удивлением, святость Евангелия говорит моему сердцу. Взгляните на книги философов, как они ничтожны против Библии. Возможно ли, чтобы такая удивительная и вместе с тем простая книга была делом рук человеческих?»

Физик Майкл Фарадей

«Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудесную книгу Откровения»!?

Химик Роберт Бойль

«В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца».

Физик Анри Мари Ампер

«Самое убедительное доказательство бытия Бога – это гармония средств, при помощи которой поддерживается порядок в универсуме, благодаря этому порядку живые существа находят в своем организме все необходимое для развития и размножения своих физических и духовных способностей».

Астроном Иоганн Кеплер

«Велик наш Господь и велика держава Его, И премудрости Его нет конца. Хвалите Его солнце, луна и звёзды, и планеты, - на каком бы языке восхваление не происходило. А также вы, свидетели Его открытых истин, и ты, душа моя, воспевай честь и славу Господу всю твою жизнь».

Физик Ганс Эрстед

«Всякое основательное исследование природы кончается признанием существования Бога».

Физик Уильям Томсон, лорд Кельвин

«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога».

Историк Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«Сознание предшествует воплощению идей. Бог – великий архитектор».

Философ Фрэнсис Бэкон

«Поверхностное знание удаляет от Бога; глубокое знание приводит к Богу».

Писатель Франсуа Мориак

«Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру».

Писатель Клайв Стейплз Льюис

«Бог говорит с человеком шёпотом любви, если он не слышит, то голосом совести, если он не слышит - через рупор страданий.

Все события на свете - ответы на молитвы, в том смысле, что Господь учитывает все наши истинные нужды. Все молитвы услышаны, хотя и не все исполнены».

Писатель Джон Толкин

«Единственное лекарство для слабеющей и убывающей веры - это приобщение Святых Таинств».

Писатель Иван Тургенев

«Земное все прах и тлен, - и блажен тот, кто бросил якорь не в эти бездонные волны! Имеющий веру - имеет все и ничего потерять не может».

Философ Иван Ильин

«Вера в Бога принадлежит к самым глубоким, таинственным и духовно-драгоценным состояниям человека. Это есть благодатное переживание великой душевно-художественной ценности и жизненной силы, которым надо дорожить, которое надо беречь и к которому не следует подходить, умничая и произволяя».

Поэт Василий Жуковский

«Бог есть положительное добро, положительная правда, положительная истина, положительная красота, - все противоречащее добру, истине, красоте, правде, есть отрицание Бога. основание всякого добра, всякой правды, истины и красоты в душе человека есть вера в Бога. Из веры в Бога исходит всякое добро, всякая правда, всякая истина и красота».

Странник Григорий Сковорода

«Царствие Божье есть внутри нас. Счастье в сердце, сердце в любви, а любовь же в законе вечном».

Философ Семён Франк

«Только вера объединяет, неверие же распыляет, атомизирует человеческие силы».

Физик Джеймс Джоуль

«После того, как мы узнаем Волю Бога и подчиняемся ей, у нас есть еще одно важное дело: постичь Его Мудрость, Мощь и Милосердие из тех свидетельств, что явлены в Его делах. Познание законов природы - есть познание Бога».

Бог и философия

Обрушившихся на их города. Будучи философом, Платон пишет своего «Тимея», а как человек религиозный, призывает на помощь богов и богинь мира, который собирается описывать, и призывает, собственно, еще до начала этого описания[ - Платон. Тимей, 27.]. Как и всякий другой человек, Платон хочет, чтобы его окружали личностные силы, заботящиеся о его жизни и судьбе. Весьма характерно, что основной атрибут платоновского бога заключается в его провиденциальной роли по отношению к человеку[ - Платон. Законы, X, 888. Ср. там же., X, 899-907. Вывод из этого текста таков: «Бытие богов, их промысл и полнейшая их неумолимость в отношении несправедливого» (там же. X, 907).]. Благодаря дружественному присутствию своих божеств Платон не чувствует себя одиноким в хаотической пустыне бездушных вещей. «Все полно богов», - недвусмысленно повторяет Платон вслед за Фалесом, однако никогда не думает о своих божественных покровителях слишком возвышенно. «Ты полностью принижаешь наш человеческий род, чужеземец!», - говорит Мегилл в VII книге «Законов»; а Афинянин отвечает: «Не удивляйся, Мегилл, прости меня! Я взирал на бога и под этим впечатлением сказал сейчас свои слова»[ - Там же. VII, 804.]. Такое описание религиозной позиции Платона не только проясняет некоторые аспекты его учения, но и дает нам возможность осмыслить философское понятие бога в момент его возникновения. Платон, который, по-видимому, открыл Идеи как философский принцип истолкования, богов не изобретал. В его учении они появляются как наследие греческой мифологии и именно поэтому играют такую большую роль в Платоновых мифах. Философ снова и снова напоминает нам о том, что людская вера в существование богов весьма древнего происхождения и потому заслуживает почтения. Однако эта открыто унаследованная вера допускает некоторое рациональное оправдание, и то, каким образом Платон это делает, наводит на серьезные раздумья. Всякий раз, когда мы видим живую и самодвижущуюся вещь, оживленную изнутри спонтанной силой действия, мы можем быть уверены в том, что она имеет душу, а поскольку каждая душа есть бог, он обитает в каждой живой вещи. Таковы, например, солнце и другие звезды, вечное вращение которых свидетельствует о том, что в них присутствует некое божество. Иными словами, для Платона душа является настоящим образцом, в соответствии с которым человек формирует свое понятие бога. Если бы не было души, как можно было бы объяснить спонтанное движение человеческого тела? Но, добавляет Платон, как объяснить спонтанное движение звезд, не привнося в каждую из них некий вид души? Если вы это делаете, вам тут же надо признать, что в каждой звезде обитает бог[ - Там же. X, 899. Ср. XII, 966-967. О критике легендарной мифологии Гомера и Гесиода см.: «Государство», II, 377-378.]. В своей манере, притязающей на объективность и ориентированной на реальную данность, Аристотель извлекает из Платонова доказательства урок, касающийся происхождения нашего философского понятия бога. Согласно Аристотелю, люди выводят его из двух источников: своей души и движения звезд[ - Аристотель, «фрагмент 12», в Aristotelis Opera (Berlin, 1870), V, 1475-1476. В снах и прорицаниях душа, по-видимому, ведет себя так, как будто она является богом; что же касается звезд, то их упорядоченное движение наводит на мысль о существовании причин этого движения и порядка. Каждая из этих причин есть бог.]. Если мы вспомним о богах Гомера, сразу же станет очевидно, что Аристотель прав. В истории естественной теологии метафизика Аристотеля стала эпохальным событием - благодаря тому, что в ней долго напрашивавшаяся связь между философским первоначалом и понятием бога, в конце концов, стала свершившимся фактом. Перводвигатель аристотелевского универсума в то же время является его верховным богом. Совершить собственное богостановление для философского первоначала и верховной причины мира значило добиться весьма многого, однако что касается всего семейства греческих богов, то для них точно так же превратиться во множество философских начал представляло собой крайне опасное приключение. Древним олимпийцам пришлось сойти со сцены, но это было не столько утратой, сколько приобретением, причем не только для философии, но даже для религии. Реальная же опасность, которая по-прежнему грозила богоутратой, заключалась в том, что они, олимпийцы, стали терять саму свою божественность. Мир Аристотеля наличествует как нечто, что всегда было и будет. Этот мир вечно необходим и необходимо вечен. Таким образом, наша проблема заключается не в том, чтобы узнать, как он появился, а в том, чтобы понять, что в нем происходит и, следовательно, что он из себя представляет. На вершине аристотелевского универсума – не Идея, а самосущий и вечный Акт мышления. Назовем его Мыслью: божественной Мыслью, мыслящей самое себя. Ниже находятся концентрические небесные сферы, каждая из которых вечно движима самобытным Разумом, который сам представляет собой самобытного бога. Через вечное движение этих сфер вечно происходят возникновение и гибель, т. е. рождение и смерть всех земных вещей. Очевидно, что в таком учении теологическое истолкование мира едино с его философским и научным истолкованием[ - О самомыслящей Мысли Аристотеля см.: «Метафизика», Кн. XI, гл. VII и IX.]. Единственный вопрос заключается в следующем: может ли у нас еще быть религия? Чистый Акт самомыслящей Мысли вечно мыслит о себе самой и никогда - о нас. Верховный бог Аристотеля не создавал мира, в котором мы живем, он даже не знает его как нечто отличное от самого себя и, следовательно, не может заботиться ни о ком из существ и ни о какой вещи, в нем пребывающих. Верно, что каждый человек наделен самобытной душой, однако эта душа больше не является бессмертной богоподобной душой Платона; будучи физической формой материального бренного тела, человеческая душа вместе с ним обречена на гибель. Быть может, нам и надо любить Аристотелева бога, однако какая в этом польза, если сам он нас не любит? Время от времени какой-то горстке мудрецов на какой-то миг удается возвыситься до вечного блаженства богосозерцания, но даже если философы издалека и усматривают высшую истину, их блаженство скоротечно, а их самих немного. Настоящие мудрецы не играют в богоуподобление: вместо этого они стремятся достичь практической мудрости в нравственной и политической жизни. Бог пребывает у себя на небесах, а люди сами должны позаботиться об этом мире. С приходом Аристотеля греки, бесспорно, обрели рациональную теологию, но утратили свою религию. Едва - с помощью философов - освободившись от заботы о земном, греческие боги как будто раз и навсегда отказываются от своего прежнего интереса к человеку и его судьбе. Народные боги греческой мифологии непрестанно осуществляли свои религиозные функции, но у рационализированных богов философии таких функций больше нет. В учении Эпикура, например, боги представляют собой множество вечно пребывающих материальных существований, совершенное блаженство которых приводит к тому, что им просто никогда не надо беспокоиться о чем-нибудь еще и особенно о людях[ - Относительно отголосков Аристотеля в понятии богов у Эпикура см. превосходное исследование Фестюжьера, op. cit., р. 63.]. Что касается великих стоиков, то у них почти в каждой главе встречаешь имя бога, однако их бог - просто огонь, материальная стихия, из которой сотворена эта вселенная. Благодаря ей мир сохраняет свое единство; всепроникающая гармония, или симпатия, связывает воедино его части, и каждый из нас пребывает в нем как одна из многих его частей: «Потому что все соподчинено и упорядочено в едином миропорядке. Ибо мир во всем един, и бог во всем един, и естество едино, и един закон - общий разум всех разумных существо, и одна истина»[ - Марк Аврелий Антонин. Размышления. СПб., 1993. С. 36. Ср. Кн. VII, 9 и Кн. IV, 23.]. Поскольку мы пребываем в мире, как во граде Зевса, любить его - значит для нас самое мудрое, чему мы можем следовать. Нравится нам это или нет, однако придется признать неизбежность его законов. «Причинность - мощный поток, все увлекает», -говорит Марк Аврелий[ - Там же. Кн. IX, 29. С. 52.]. И снова: «Природа целого устремилась к миропорядку. И теперь, что ни происходит, либо происходит последственно, либо лишено всякого смысла даже и самое главное, к чему собственно устремляется всемирное ведущее. Вспомни это, и много тише будет у тебя на душе»[ - Там же. Кн. VII, 75. С. 42.]. О Марке Аврелии говорят, что у него не было бога, которого он заслуживал. Однако правильнее, наверное, было бы сказать, что у него вообще не было никакого бога. Его благочестие по отношению к нему - всего лишь мудрое смирение перед тем, что он постигает как неизбежное. «Недалеко забвение: у тебя - обо всем и у всего - о тебе!»[ - Там же. Кн. VII, 21. С. 37. Даже у Марка Аврелия боги все еще присутствуют как дружеские силы, которые заботятся о людях и делают все возможное, чтобы защитить их от зла (см., например, кн. II, П.); однако боги Марка Аврелия не играют в его учении почти никакой роли; их добрая воля даже не вдохновляет его никаким радостным чувством, оставляя одно лишь почти безнадежное смирение.]. Эти слова великого стоика - последние слова греческой мудрости, и они ясно свидетельствуют о том, что греки не смогли дать всеобъемлющего философского объяснения мира, не утратив при этом своей религии. В свете всего сказанного легко установить причину такой несостоятельности. Греческое философское истолкование мира представляет собой объяснение природных сущностей с помощью того, чем является некая определенная природа, иными словами, греки постоянно пытались объяснить природу всех вещей с помощью одного или нескольких начал, которые сами воспринимались как вещи. Человека можно призвать к поклонению любому живому существу, начиная от совсем выдуманного, наподобие Зевса, и кончая совершенно смехотворным, каким, например, был золотой телец. Важно только, чтобы это был некто или нечто, в котором по ошибке можно было усмотреть некое живое существо, и тогда они рано или поздно станут ему поклоняться. Единственное, чего человек, вероятно, не может заставить себя сделать, - поклоняться вещи. Когда греческая философия пришла к своему завершению, для развития в области естественной теологии был крайне необходим прогресс в сфере метафизики. Такому философскому развитию суждено было совершиться уже в IV в. н.э., однако весьма любопытно, что метафизике предстояло это сделать под влиянием религии. Глава II Бог и христианская философия В то время как греческие философы задавались мыслью о том, какое место отвести своим богам в умопостигаемом мире философии, евреи уже обрели Бога, который должен был дать философии ответ на поставленный ею вопрос. Речь шла не о Боге, возникшем в воображении поэтов или открытом каким-нибудь мыслителем как последний ответ на его метафизические проблемы, но о Боге,

Составил Вадим Номоконов (бахаи из Санкт-Петербурга)

ПРЕДИСЛОВИЕ

"Что же и составляет величие человека,
как не мысль." (А.С.Пушкин)

За последние годы в нашей стране многое сделано для того, чтобы дать людям представление о таких вопросах, как вопросы о Боге, ином мире, душе, вере, религии. Найти адекватные ответы на эти вопросы является жизненно важным делом, поскольку они напрямую связаны с духовностью каждого человека и общества в целом, а уровень духовности, в свою очередь, в решающей степени определяет возможность выхода из того всеобщего кризиса, в котором оказались и страна, и все человечество. Поэтому все большее число людей становится на путь активных поисков истины в этих и других вопросах, относящихся к категории "вечных". Данная подборка высказываний людей, известных своими достижениями в различных областях человеческой мысли, и была составлена с целью предоставления материала, который бы мог пригодиться при такого рода поисках.


Эта работа представляет собой попытку собрать в одном издании изречения по указанным вопросам, сделанные представителями разных стран, жившими в различные исторические эпохи или являющимися нашими современниками. Здесь приведены мнения философов, мыслителей, ученых-естествоиспытателей, политических, общественных и религиозных деятелей, деятелей искусства, а также даны некоторые примеры народной мудрости и фрагменты из Писаний мировых религий. При этом слово предоставлено как тем, кто высказывается в пользу существования Творца и иного мира, так и тем, кто высказывает противоположное мнение. Это соответствует предпосылке о том, что при проведении самостоятельного поиска не следует бояться мнений, откуда бы они ни исходили, но следует приветствовать свет независимо от его источника.
Собранный материал оказался достаточно обширным, и на первом этапе он будет издаваться в виде отдельных небольших по объему выпусков: первый выпуск содержит высказывания о Боге, Его существовании и атрибутах, второй - о душе, духе, жизни в следующем мире, третий - о вере и религии, четвертый - об атеизме и соотношении науки и религии.
Приведенные краткие цитаты могут помочь в обдумывании этих вопросов, но свои ответы каждый составляет сам.

СЛОВА ФИЛОСОФОВ И МЫСЛИТЕЛЕЙ

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ (625 - 547 до н. э.), древнегреческий философ.
* Бог древнее всего, ибо он не сотворен.
* Что прекраснее всего? - Мир, ибо он творение Бога. (Все из 1, Т.1, С. 35-36)

ЛАО-ЦЗЫ (579-499до н. э.), китайский философ.
* Есть Существо, без которого не было бы ни неба, ни земли. существо это спокойно, бестелесно, свойства его называют любовью, разумом, но само существо не имеет имени. Оно самое отдаленное и самое близкое. (Цит. по 2, С. 48)

ПИФАГОР (576-496 до н.э.), Древнегреческий философ.
* Бог един... Он светоч неба и отец вселенной, ум и одушевление всех вещей, движение всех круговращений. (1, с.79)
* Зло, являясь разногласием с Божественным законом, не есть дело Бога, а человека, и поэтому зло существует лишь относительно и временно. Добро же, состоя в согласии с Божественным законом, существует реально и вечно. (4, С. 288)

СОКРАТ (469-399 до н.э.), греческий философ.
* Боги все знают - как слова и дела, так и тайные намерения, они везде присутствуют и дают указания обо всех делах человеческих... Благочестие - это угодно богам. (3, С. 8)

ПЛАТОН (427-347 до н.э.), древнегреческий философ.
* Боги всеблаги и, значит, им в высшей степени свойственно иметь попечение обо всем... Никто из богов не бывает небрежен по нерадивости и праздности, ибо трусость им совсем не присуща... Причина всего становления есть Бог. (3, С. 12)
* Во главе всех благ как для богов, так и для людей стоит правда. (3, С. 309)

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.), древнегреческий философ.
* Хотя и невидим, Бог проявляет Себя через Cвои творения. (12)
* Видя каждый день, как солнце обходит небесный свод, а ночью - стройное движение других светил, нельзя не счесть, что существует некий Бог, виновник этого движения и стройности.

МАРК ТУЛИЙ ЦИЦЕРОН (106-43 до н.э.), древнегреческий философ, оратор.
* Бог существует. Это так ясно, что я сомневаюсь, имеет ли рассудок тот, кто этот факт отрицает. (12)
* Что может быть глупее и неприличнее, чем дерзкое мнение, будто человек обладает душою и разумом, но помимо него во вселенной нет ничего подобного, или будто те вещи, которые он едва может постигнуть при крайнем напряжении своего разума, движутся и управляются без какого-либо разума вообще?

ЛУЦИЙ СЕНЕКА (4 до н.э. - 65 н.э.), римский философ, политик, поэт.
* Бог притягивает тех, которые хотят подняться до Него. И потому неудивительно, что человек стремится к Богу. Бог идет к людям, входит в людей. Нет ни одной души, которая была бы хороша без Бога. (3, С. 18)

ПЛУТАРХ (46-127), греческий писатель, философ-моралист.
* Не существует разных богов у народов северных и южных, не существует богов варваров и богов греков. Но, как солнце, луна, небо, земля и море, они едины для всех людей, несмотря на множество разнообразных имен, которыми их называют, также есть только единый Логос, который царствует над всем миром. Повсюду действуют одни и те же силы, а изменяются лишь их имена и обряды культов, и те символы, которые возносят душу к божеству, бывают иногда ясны, иногда темны. (1, Т. 1, С. 390)

ЭПИКТЕТ (50-135), римский мудрец.
* Бог, - или первоначальная причина, - создавший мир и управляющий им, бесконечно благ и премудр. Лучи Его благой мудрости отражаются в разумении человека. И поэтому истинное назначение человека в том, чтобы поднимать и развивать в себе это божеское начало, подражать своему создателю в Его благорасположении ко всей природе. (5, С. 15)
* Мы - дети Бога, так чего же нам бояться? (6, С. 57)
* Надежда человека в том, чтобы ввериться Богу, чтобы то, что Бог хочет, человек сам хотел, и чего Бог не хочет, этого и сам он не хотел. (1, Т.1, С. 397)
* Если бы тебя усыновил царь, твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием, что ты сын божий?
* Слов человеческих не хватает для того, чтобы достаточно возблагодарить и прославлять Бога за все блага, которыми Он нас наделил." "Опомнись! Ты получил от Бога все, и ты обвиняешь Его, когда Он что-либо у тебя отнимает! (6, С. 73)
* Напрасно, друг мой, ты падаешь духом и сомневаешься в Боге. Когда мы видим дело рук человеческих, понимаем: это сделал человек. Точно также и весь мир, очевидно, имеет своего Создателя. Начало всех начал, причину всех причин, Отца мира вещественного и духовного мы называем Богом. (6, С. 18)

МАРК АВРЕЛИЙ (121-180), римский император и философ.
* Помни, что есть Бог, который хочет не хвалы или славы от людей, Им созданных по подобию Своему, а того, чтобы они, руководствуясь данным им разумением, поступками своими уподоблялись Ему. (7, С. 33)
* Сущность Божества явна в делах Его, и поэтому я преклоняюсь перед Ним... Вселенная есть выражение Сущего, живого Бога. Весь мир подчинен единому закону, и во всех разумных существах единый разум. Правда едина, и для разумных людей понятие о совершенстве тоже едино. (7, С. 20)
* Нам остается полагаться на Его /Божества/ милосердие и справедливость с уверенностью, что Оно не упустило бы, при устройстве мира, ничего такого, чего требует разум для блага человека. (7, С. 64)

ОРИГЕН (185-254), философ, творивший в Александрии и Палестине.
* Опровергши, по возможности, всякую мысль о телесности Бога, мы
утверждаем, сообразно с истиной, что Бог непостижим и неоценим. Даже и в том случае, если бы мы получили возможность знать или понимать что-либо о Боге, мы все равно, по необходимости, должны верить, что Он несравненно лучше того, что мы узнали о Нем... (8, С. 42-43)

ЛУЦИЙ ЛАКТАНЦИЙ (260-325), христианский теолог и писатель.
* Дурно то, что люди не знают Бога, но еще хуже то, когда люди признают Богом то, что не есть Бог. (Цит. по 2, С. 232)

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ) (354-430), христианский философ.
* Образ Божий - эта неуничтожимая принадлежность человека - находится, собственно, не во внешнем, а во внутреннем человеке, не в теле, а в бестелесной, бессмертной разумной душе.
* Всякого человека, поскольку он человек, следует любить ради Бога, а Бога - ради Него Самого... Мера любви к Богу есть любовь без меры.
* Все чудеса мы называем явлениями, противными природе. Но на самом деле они не противны природе. Ибо как может быть противным природе то, что совершается по воле Божьей, когда воля Творца есть природа всякой сотворенной вещи? Чудо противно не природе, а тому, как известна нам природа. (Все из 1, Т.1, С. 438-452)

АЛЬ-ГАЗАЛИ (1058-1111), иранский философ.
* Можно ли представить, чтобы человек любил себя и не любил своего Господа, благодаря которому он существует! Ведь известно, что если изнывающий от палящих лучей солнца любит тень, то он, несомненно, любит и дерево, бросающее эту тень. (1, Т. 2, С. 51)

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274), итальянский философ, богослов.
* Есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом. (1, Т. 2, С. 83)
* Божественная истина есть мера всякой истины... Всякая разумная истина должна измеряться истиной Бога. (1, Т. 2, С. 87)

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536), ученый, теолог, писатель.
* Это ужасный мир, если страдания в нем не производят добра. Это какое-то злое устройство, сделанное только для того, чтобы духовно и телесно мучить людей... И, конечно, если нет Бога и бессмертия, то понятно высказываемое людьми отвращение к жизни: оно вызывается в них существующим порядком или, скорее, беспорядком, - ужасным нравственным хаосом, как его следует назвать.
Но если только есть Бог над нами и вечность перед нами, то изменяется все. Мы прозреваем добро в зле, свет во мраке, и надежда прогоняет отчаяние.
Какое же из двух предположений вероятнее? Разве можно допустить, чтобы нравственные существа - люди - были поставлены в необходимость справедливо проклинать существующий порядок мира, тогда как перед нами выход, разрешающий их противоречие? Они должны проклинать мир и день своего рождения, если нет Бога и будущей жизни. Если же, напротив, есть и то и другое, жизнь сама по себе становится благом и мир - местом нравственного совершенствования и бесконечного увеличения счастья и святости. (Цит. по 2, С. 381)

ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600), итальянский философ.
* Мы иным образом, нежели негодяи и глупцы, определяли волю Бога. Нечестиво искать его в крови клопа, в трупе, в пене припадочного, в палачах или мистериях колдунов. Мы ищем его в неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей...

ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626), английский философ.
*Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии. (1, Т. 2, С. 133)
* Религия открывает волю Бога, а естественная философия - Его мощь. (30, С. 94)

ТОМАС ГОББС (1588-1679), английский философ.
* Философия есть скорее естественный человеческий разум, усердно изучающий все дела Творца, чтобы найти и сообщить бесхитростную правду о их порядке, их причинах и следствиях. (1, Т. 2, С. 170)

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650), французский философ, математик.
* Существование нашей души, или сознания, я принял за первое начало, из которого вывел наиболее ясное следствие, именно, что существует Бог - творец всего, находящегося в мире... (1, Т. 2, С. 200)

БЛЕЗ ПАСКАЛЬ (1623-1662), французский, физик, мыслитель.
* Когда истина высказывается человеком, то это не значит того, чтобы истина эта исходила из человека. Всякая истина от Бога. Она только проходит через человека. Если она проходит через этого, а не другого человека, то это только оттого, что этот человек сумел сделать себя настолько прозрачным, чтобы истина могла проходить через него.
* Истинное богопочитание свободно от суеверия; когда в него проникает суеверие, то и богопочитание разрушается.
* Два сорта людей знают Бога: люди со смиренным сердцем, любящие презрение и унижение, все равно, какую бы степень ума они ни имели, высокую или низкую, и те, которые имеют достаточно ума, чтобы видеть истину, какие бы ни были препятствия к этому.

ИОГАНН ШЕФФЛЕР (АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС) (1624-1677), немецкий теолог и поэт.
* Если ты служишь Богу из-за вечного блаженства, то ты служишь себе, а не Богу. (Цит. по 2, С. 17)
* Бояться Бога хорошо, но еще лучше любить Его. Лучше же всего воскресить Его в себе. (Цит. по 2, С. 45)

БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677), голландский философ.
* Бог есть существо, состоящее из бесчисленных атрибутов, из которых каждый бесконечен или в высшей степени совершенен в своем роде. (Б. Спиноза. Переписка)
* Каждое мгновение Бог своим содействием продолжает порождение всего. Все вещи существуют не своей, а Его силой. (1, Т. 2, С. 266)

ПЕТР ВЕЛИКИЙ (1672-1725), российский император, реформатор.
* Кто забывает Бога и заповедей Его не хранит, тот при своей работе не будет иметь успеха и мало пользы получит. (10, С. 1)
* Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или от природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен. (10, С. 1)
* Светския науки далеко еще отстают от таинственнаго познания величества Творца, котораго молю, да вразумит меня по духу. (10, С.69)

ВОЛЬТЕР (1694-1778), французский философ.
* Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать; но Он существует! Вся природа говорит об этом. (12)
* В человеке, в любом животном существует принцип деятельности, как и во всякой машине. Этот первый двигатель, эта изначальная движущая сила необходимо и вечно управляется волей Верховного Существа, без чего все было бы хаосом, без чего не существовало бы самого мира.
* Я смотрю на истинных философов как на апостолов божества. Такие апостолы нужны для разного рода людей. Приходский учитель катехизиса говорит детям, что есть Бог; Ньютон доказывает это мудрецам. (1, Т. 2, С. 322-323)

БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН (1706-1790), американский философ, ученый, политик.
* Моя вера такова. Я верю в единого Бога - творца Вселенной, в то, что Он правит ею с помощью провидения, что Ему следует поклоняться, что самое угодное служение Ему - это делать добро другим Его детям, что душа человека бессмертна и к ней отнесутся справедливо на том свете соответственно ее поведению в этом. (1, Т. 2, С. 329)

ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778), французский философ.
* Когда я обращаю свой взор к мирозданию, я бесконечно восхищаюсь его Создателем. (12)
* Пускай ученые, философы придумывают свои случайности, свои предопределения, свои необходимые движения и создают мир из ряда киданий игральных костей. Я вижу в мире то единство замысла, которое, несмотря на их утверждения, заставляет меня признать Единое Начало. Все равно, как если бы они мне сказали, что Илиада составилась из случайно брошенного типографского шрифта. Я бы не колеблясь сказал им: да, это может быть, но это неправда, хотя у меня нет никакой другой причины не верить в это, кроме той, что не верю в это. "Все это предрассудок," - говорят они. Может быть и предрассудок, - отвечаю я, - однако, что может сделать ваш столь неясный разум против предрассудка, который убедительнее его? Вы говорите: "Нет двух субстанций, духовной и телесной". Я говорю, что нет ничего общего между моей мыслью и деревом.

ДЕНИ ДИДРО (1713-1784), французский писатель и философ.
* Достаточно посмотреть на воробьиный глаз или крыло, чтобы отвергнуть аргументы атеиста. (12)

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804), немецкий философ.
* Но не осуждать Провидение (хотя бы оно предназначило нам сейчас в нашей земной жизни такой трудный путь) - в высшей степени важно: частью для того, чтобы мы не теряли среди тягостей жизни мужества, частью для того, чтобы мы, сваливая вину на Провидение, не упускали из виду нашей собственной вины, которая, может быть, есть единственная причина всех наших зол.

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН (1743-1826), американский государственный деятель, философ.
* Бог на небесах не будет бесконечно смотреть сквозь пальцы на беззакония тиранов.
* Наши частные убеждения в вере подотчетны одному только нашему Богу. Я никого не спрашиваю о них и никого не беспокою своими собственными. (Все из 11)

ГЕОРГ ГЕГЕЛЬ (1770-1831), немецкий философ.
* Бог, согласно моментам Его сущности, 1) абсолютно свят, так как Он есть внутри себя совершенно всеобщая сущность. Он есть 2) абсолютное могущество, так как сохраняет единичное, т. е. является вечным Творцом Вселенной. Он есть 3) мудрость, так как Его могущество - только святое могущество, 4) доброта, так как единичное в своей действительности получает от Него полную свободу действий, и 5) справедливость, так как Он вечно возвращает единичное ко всеобщему. (13, С. 77)
* Зло есть отчуждение от Бога, коль скоро в силу своей свободы единичное отделяется от всеобщего и, отделяясь от него, стремится существовать абсолютно для себя. (13, С. 77)
* Вину за все /зло/ несет не Божество, а человечество, злоупотребившее своими дарованиями, неправильно пользующееся своими способностями, малодушное и ленивое. Человек злоупотребляет тем, что дано ему для счастья, - религией, правительством и наукой. (13, С. 545)

ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ (1794-1856), русский мыслитель.
* Хвала земным мудрецам, но слава одному только Богу! Человек никогда не шествовал иначе, как при сиянии божественного света. Свет этот постоянно озарял дорогу человека, но он не замечал того источника, из которого исходил яркий луч, падающий на его путь. (14, С. 415)

РАЛЬФ ЭМЕРСОН (1802-1882), американский философ и поэт.
* Я сознаю свою обязанность жить для своей души. И заботиться хочу и буду не о мнении обо мне людей, а о своей жизни, о том, исполняю я или не исполняю я свое назначение перед Тем, Кто послал меня в жизнь. (Цит. по 2, С. 206)

ДЖУЗЕППЕ МАДЗИНИ (1805-1872), итальянский политический деятель.
* Бог есть. Нам не нужно этого доказывать. Доказывать Бога - это кощунство; отрицать Его - безумие. Бог живет в нашей совести, в сознании всего человечества, в окружающей нас вселенной. Отрицать Бога под сводом звездного неба, у гроба дорогих людей или при радостной смерти казнимого мученика может только или очень жалкий или очень развращенный человек. (Цит. по 2, С. 54)

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809-1852), русский писатель и мыслитель.
* Я не совращался с своего пути. Я шел тою же дорогою... - и я пришел к Тому, Кто есть источник жизни.
* Бог есть свет, а потому и мы должны стремиться к свету. Бог есть духовное веселие, а потому и мы должны быть также светлы и веселы.
* Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство. (Из ответа Гоголя на письмо Белинского к нему).

СЕРЕН КЬЕРКЕГОР (1813-1855), датский философ.
* Отношение к Богу есть то, что делает человека человеком. (15, С.16)

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881), русский посатель.
* Гибель народу без Слова Божия... (Братья Карамазовы)
* Ад - это неспособность любить.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828-1910), русский писатель, философ-моралист.
* Говорят, Бог есть любовь, или любовь это Бог. Говорят тоже, что Бог это разум, или разум это Бог. Все это не совсем верно. Любовь и разум это те свойства Бога, которые мы сознаем в себе, но то, что Он сам в себе, этого мы можем знать. (2, С. 45)
* Любить Бога - значит любить высшее добро, какое мы только можем себе представить.
* Бойтесь всего, что становится между вами и Богом - духом, образ, подобие которого живет в вашей душе. (49, Т.2, Ч.1, С. 51)
* Сойтись по-настоящему люди могут только в Боге. Для того, чтобы людям сойтись, им не нужно идти навстречу друг другу, а нужно всем идти к Богу.

ШРИ РАМАКРИШНА (1836-1886), индийский религиозный мыслитель, реализовавший опыт достижения высших духовных состояний поочередно на основе основных мировых религий - индуизма, христианства и ислама.
* Как взволнованная поверхность озера искаженно отражает луну, так и неустановившийся ум мирского человека, поглощенного земными заботами, искаженно и неполно отражает Бога. Эгоизм подобен облаку, скрывающему Бога от нашего взгляда; если эгоизм исчезнет, то Бог будет виден во всей Славе своей.
*Как быстро малое знание делает человека полным самомнения! Я говорил одному человеку о Боге. Но он не пожелал слушать, сказав: "Все это я знаю!" Среди неспособных обрести знания о себе - те, кто хвастается своей ученостью, те, кто самодовольны из-за своих познаний, и те, Кто гордится богатством. (Все из 16)

АБДУЛ-БАХА (1844-1921), персидский мыслитель.
* ...человек не может понять Существо Божественного, но может, с помощью своей способности к рассуждению, наблюдению, с помощью интуиции и силы распознания, даваемой верою, верить в Бога, открывать дары Его благодати.
* Человеку дан особый дар - духовные способности, благодаря которым он может воспринимать большую часть Божественного Света. Совершенного человека можно сравнить с отшлифованным зеркалом, отражающим Солнце Истины и заключенные в ней Божественные Свойства.
* Все люди - листья и плоды одного дерева... их происхождение едино. Один дождь падает на них, одно солнце их растит, один и тот же ветер их освежает... Все человечество окружено Милостью и Благодатью Бога. Святые Писания говорят нам: все люди равны перед Богом; Он нелицеприятен.

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ (1853-1900), русский философ.
* Бог, как безусловная цель, есть определяющее начало нашей жизни; отделенная от Бога, поставленная как цель сама по себе, наша материальная жизнь теряет и всякий предел, получает характер безграничности и ненасытности, ненаполнимой пустоты, в которой она становится мучением и злом. В Боге предел материи. Отделенная от Него, она есть дурная бесконечность, огонь неугасимый, жажда неутолимая и вечное мучение. (17)
* Само Божество всегда останется тем, что оно есть - любовью; но лишь духовно-совершеннолетних может Бог ввести в совершенный совет Своей любви; а на духовное младенчество Он необходимо действует как и сила и власть, на духовное отрочество - как закон и авторитет. (18, С. 142)

ВИВЕКАНАНДА (1863-1902), индийский мыслитель.
* ... И над всеми, над вечной нашей природой существует вечное, бесконечное Бытие, которое есть Бог. (19, С. 19)
* Первичная идея Бога была очень расплывчата. Самые древние нации имели различные божества - солнце, землю, огонь, воду. У древних евреев мы находим множество богов, ожесточенно сражающихся друг с другом. Затем появляется Элохим, которому поклоняются евреи и вавилоняне. Затем мы находим одного Бога, стоящего под всем. (19, С. 22)

МАХАТМА ГАНДИ (1869-1948), индийский общественный и государственный деятель.
* Я не колеблюсь утверждать, что существование Бога для меня большая очевидность, чем наше присутствие в этом пространстве. (12)

НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ ЛОССКИЙ (1870-1965), русский философ.
* Бог - высочайшая ценность, и поэтому Его необходимо любить больше всего в мире. Затем в иерархии ценностей следует тварная личность как некий индивидуум, неповторимый как существующий и незаменимый никакой иной ценностью, если мы примем во внимание возможное творчество в Царстве Божием. Следовательно, каждый должен любить ближнего, как самого себя. Далее мы должны любить безличные абсолютные ценности, такие, как истина, нравственная добродетель, свобода, красота, которые являются составными частями абсолютного блага полноты жизни и подчиняются ценности личностей. (18, С. 300)

ШРИ АУРОБИНДО (1872-1950), индийский мыслитель, поэт.
* И все же то, что Господь не сотворил мир в соответствии с нашими представлениями о совершенстве - это благословение, потому что у нас есть столько всяких идей о том, что является совершенным, а что - нет, о том, каким должен быть Бог, и особенно каким Он быть не должен, что после того, как мы отбросили бы все, что не соответствует этим представлениям, в нашем мире не осталось бы ничего, кроме или одного большого нуля, который уже никак не потерпел бы нечистоты нашего собственного существования, или одной большой казармы...
Этот мир не закончен, он находится в становлении... Наш мир находится в процессе эволюции, а эволюция имеет духовное значение... Что мы знаем о великом земном путешествии? Оно кажется нам мучительным, жестоким, нечистым, но мы ведь только рождаемся! (20, С. 158)

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ (1874-1948), русский философ.
* Человек не только от мира сего, но и от мира иного, не только от необходимости, но и от свободы, не только от природы, но и от Бога... Человек глубже и первичнее своего психологического и биологического...
* Факт бытия человека и факт его самосознания есть могучее и единственное опровержение той кажущейся истины, что природный мир - единственный и окончательный... Человек служит посредником и соединителем между Богом и природой. И Бог и природа отражаются в его двойственном существе. (22)

СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ ФРАНК (1877-1950), русский философ.
* Реальности Божественного соответствует в нашей душе в плане субъективных переживаний чувство, которое мы называем Благоговением и которое есть неразделимое единство трепета преклонения - чего-то подобного страху, но совсем не тождественного ему - и блаженства любви и восхищения. (23)

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН (1883-1954), русский философ, политический мыслитель.
* Это объективно-совершенное есть само Божественное, как бы излучившееся в мир, в природу и людей и вот теперь излучающееся из них навстречу ищущей душе. Мир вещей и людей пронизан веяниями благодати, освещен и освящен присутствием Духа Божия. Духовно слепой не видит этого света; духовно мертвенный не осознает этих веяний. Но душа духовно разверстая и чуткая внемлет им как чудной и светлой музыке... (25, С. 157-8)
* Через духовный опыт человек сообщается с божественной стихией мира и входит в живое соприкосновение с Богом. Отсюда возникает "верующая" вера. Здесь зарождается религия и церковь. (25, С. 152)

ОМРААМ АЙВАНХОВ (1900-1986), французский философ и педагог.
* Никто не видел Бога, ибо Бог - это бесконечность, беспредельность... Просто потому, что физическим нашим глазам не дано видеть Бога. Чтобы мы увидели какой-либо предмет или какое-либо существо, они должны иметь форму, размеры, границы, должны помещаться в пространстве и во времени. Но Бог находится вне времени и пространства, и вы можете видеть лишь отблески, проявления Его, рассеянные везде - в камнях, в растениях, в животных и также в людях, в их возвышенных мыслях, благородных чувствах, в их добрых или смелых поступках, в их произведениях искусства. И чем вы чище, тем лучше вы различаете Его след, Его жизнь, благоухание, музыку Бога. (26, С. 139)
* Господь - есть великолепие, свет, беспредельность, и мы пребудем отделенными от Него, пока останемся порочными, мрачными, злыми. Только удалив все наслоения грязи, накопленные нами в себе, мы сумеем слиться с Ним, иначе говоря, "лицезреть Его". (26, С. 141)

ДАНИИЛ ЛЕОНИДОВИЧ АНДРЕЕВ (1906-1959), русский религиозный мыслитель, поэт.
* Не случайно, вероятно, то обстоятельство, что большинству крупных ученых XX века их научная эрудированность не мешала обладать личной религиозностью, не мешала им разделять и даже создавать яркие спиритуалистические системы философии. Эйнштейн и Планк, Павлов и Лемэтр, Эддингтон и Милн, каковы бы ни были области их научных изысканий, оставались каждый по-своему глубоко верующими людьми. Разумеется, я не принимаю при этом русских ученых советского периода, некоторые из коих вынуждены были заявлять о своем материализме не из философских соображений, а в силу совершенно иных причин, для всякого понятных. (27, С. 18)

ОГ МАНДИНО (род. 1924), англоязычный писатель, исследователь вопросов саморазвития человека.
* Есть ли такие маловерные, которые бы в момент, когда их положение было серьезно или они оказались в сильном горе, не воззвали бы к своему Богу? Кто не восклицал при столкновении с опасностью, смертью или непостижимой тайной?
Махните перед лицом другого человека, и он моргнет. Постучите по колену, и нога шевельнется. Напугайте человека, и такое же глубокое побуждение заставит его произнести: "О Боже". Не являются ли наши выкрики формой молитвы? (29, С. 110)

Анализируя философскую литературу по проблеме религии, мы сформулировали задачу - раскрыть разные подходы и аспекты этого понятия в истории философии, в особенности на современном этапе общественного развития.

Целью нашего исследования является рассмотрение проблемы обоснования существования божества, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку, а также раскрытия сущности религии используя метод исторического исследования.

Сама проблематика философского рассмотрения религии на сегодняшний день очень актуальна. Причиной тому не только усиливающиеся религиозные тенденции и перспектива установления исламских государств на Ближнем Востоке, на примере Исламского государства (ИГИЛ), как это может показаться на первый взгляд, но и кризис демократии, отчетливо наблюдающийся в США и Евросоюзе. Актуальной она всегда была и в науке философии на протяжении многих веков. Большое количество авторов, мыслителей во все времена рассуждали о сущности религии и выдвигали свои представления о ней. Но, как мне представляется, прежде чем начать анализ различных взглядов по проблематике религии и философии, необходимо указать, что важнейшее место здесь всегда отводилось и процессу научного познания религии, как объекту изучения, в том числе вопросам методологии.

В первую очередь нельзя не отметить, что философия религии в широком смысле существует столько же, сколько существует и философия в целом как часть духовной культуры, т.е. она понимается в широком смысле. Философия религии понимаемая также и в узком смысле -- это автономное философское рассуждение о Боге и религии (например, Платона, Фомы Аквинского, Бенедикта Спинозы, Иммануил Канта, Г. Ф. В. Гегеля и т. д.). Это сближает философию религии с историей философии.

Разумно указать, что определению сущности религии способствуют рассуждения относительно сравнения в целом философии и религии. Религия старше философии и очевидно имеет свои собственные корни. Она скорее нечто иное по отношению к философии, поскольку здесь мы имеем дело с реальностью, превосходящей границы и возможности человеческого разума. Эта ситуация особенно ярко ощущалась в эпоху раннего христианства, не видевшего ни малейшей нужды в философском обосновании. И дальнейшая история христианства дает немало примеров того, что религия относится к философии как к своей противоположности.

Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что "различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли" Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие / П.В. Алексеев. - М.:2003 - 256 с.. Более того, "религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны" Там же, с. 261.. Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия - в основном на представлениях, т. е. конкретно-чувственных образах. Поэтому философия может понять религию, а религия философию - нет. "Философия, как постигающее мышление... - указывает он,- обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли". В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии - на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии - мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.:2004. - 352 с..

В целом в философии можно выделить следующие научно-исследовательские позиции относительно изучения вопроса религии:

  • 1) религия выступает только как объект изучения. Её сущность может понять только критический разум, а имеющийся субъективный интерес к религии не учитывается. Примером такого подхода может выступать теория религии И. Канта и возникшее в более позднее время научное изучение религии;
  • 2) религия непосредственно связана с познающим её субъектом. В этом случае лишь человек сам являющийся верующим и обладающий религиозным опытом способен постичь сущность религии. Примером такого похода является теория религии Ф. Шлейермахера;
  • 3) религия рассматривается через непосредственное отношение к ней при посредничестве критического разума. В этом случае пересматриваются существовавшие до этого формы религии и делается вывод о неизбежном появлении новых, более современных форм.

Существуют различные типы человеческих представлений о богах:

  • - политеизм, представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни;
  • - пантеизм - вера в Бога, тождественного природе и миру в целом;
  • - деизм - идея Бога - Творца универсума, не вмешивающегося в человеческую историю;
  • - монотеизм или теизм (эти понятия часто используют как синонимы) - вера в единого Бога - высшее Бытие, личное и моральное, Творца, ответственного за свое творение.

Монотеистическое представление о Боге явилось основой иудео-христианской традиции. В определении Бога выделяется прежде всего его бесконечность и неограниченность. Как писал крупнейший протестантский богослов ХХ века Пауль Тиллих, мы можем только сказать, что Бог существует, любые определения Бога ограничивают, ставят его на одну ступень с прочими существами.

Бог - Творец всего существующего. В традиционном теизме считается, что Бог сотворил мир из ничего. Это очень важный момент, поскольку тем самым исключается возможность предсуществования материи как внешнего материала, из которого можно создавать объекты. Все возникает из небытия благодаря творческому акту Бога, акту его воли и любви. Средневековый мыслитель Фома Аквинский подчеркивал, что творение не было необходимым. Творческие действия Бога - это действия абсолютно свободные. Мир вообще мог бы не существовать, мог быть совершенно иным, и это нисколько не уменьшило бы величия и полноты Бога. Творение не происходит во времени. Наивно было бы утверждать, что творение мира было неким фактом, произошедшим миллионы лет тому назад и тогда же завершившимся. Повествование о творении, изложенное в первой книге Библии, не рассматривается сейчас как буквальное основание для научных концепций, но скорее как классическое мифологическое выражение веры в то, что весь естественный порядок это божественное творение.

Английский философ Уильям Пейли (1743-1805) в работе "Естественная теология" предполагал, что у этого мира есть разумный и всемогущий создатель. Пейли замечает, что многие вещи, изготовленные человеком, имеют целесообразное устройство, благодаря которому все части соответствуют общему замыслу. Так, например, если бы мы нашли на земле часы, то, рассмотрев их механизм, взаимодействие пружин, винтиков, стрелок, мы пришли бы к выводу, что это устройство создано с определенной целью - измерения времени. Более того, логично предположить, что часы сделаны часовым мастером. Мы вполне можем не знать конкретно этого конструктора, но сам факт существования целесообразного часового механизма говорит нам о его сознательной деятельности. Наш мир можно сравнить с комплексом механизмов, устроенным столь же точно как и эти часы. Классическая критика телеологического доказательства представлена в "Диалогах о естественной религии" Дэвида Юма. Юм утверждает, что даже если мы обнаружили, что в мире есть целесообразность и порядок, это не дает оснований проводить далеко идущие аналогии и перепрыгивать к концепции Бога. "Когда мы видим дом, мы с величайшей достоверностью заключаем, что он был создан архитектором или строителем, потому что знаем из опыта, что именно такого рода действие следует за такого рода причиной. Но, конечно, ты не станешь утверждать, будто вселенная настолько похожа на дом, что мы можем с такой же достоверностью переходить от нее к аналогичной причине".

Французский философ Жак Маритен предлагает доказательство бытия Бога, основанное на экзистенциальном опыте человеческого мышления. Внимательное рассмотрение такого опыта приводит нас к выводу о том, что наша мысль бессмертна и "предсуществует" в божественном разуме. Но не только человеческий разум свидетельствует о божественном. Маритен говорит и о "путях практического интеллекта" к Богу.

Шлейермахер в своей работе "Речи о религии" (1799) выделяет в определении религии два основных момента - отношение к бесконечному и элемент чувства, переживания. "Религиозное размышление есть лишь непосредственное сознание, что все конечное существует лишь в бесконечном и через него, все временное - в вечном и через него. Сущность религии постигается через непосредственный опыт, а не путем рациональной аргументации. Шлейермахер убежден, что религиозное чувство живет в каждом, необходимо лишь пробудить эту способность.

Рудольф Отто в своей работе "Священное" предпринимает феноменологическое исследование религиозного опыта, выявляет "нерациональный" или "сверхрациональный" момент в природе божественного. В ней делается попытка выявить некий основной общий элемент, свойственный всем религиям. Отто подчеркивал, что сущность религии не в четко определенных догматических высказываниях о Боге и не в сведении Бога к этике, - все это попытки показать, что теизм можно рационально оправдать. В своей философии религии Отто не отрицает разумность религиозной точки зрения, но это, скорее, разумное признание встречи с той реальностью, которая по природе своей "сверхрациональна". В центре религии стоит опыт "священного" или "ноуменального" (от латинского numen - божественное, божество; не поддающаяся рациональному выражению сторона божественного).

Он выделяет несколько составляющих элемента опыта священного. Первым таким элементом оказываются "тварное чувство" - ощущение зависимости, собственного ничтожества перед величием абсолютно недоступного божества. Следующим моментом выступает чувство "благоговейного ужаса", "благоговение перед величием" - ощущение своего бессилия перед лицом всеподавляющего могущества.

В ХХ веке классические представления о Боге как о высшем бытии, трансцендентном и потустороннем, абсолюте или основе бытия в целом оказываются в глубоком кризисе. Особую роль здесь сыграла философия Мартина Хайдеггера, для которого важнейшей темой было соотношение понятия бытия и Бога, философии и теологии. Рассматривая историю европейской метафизики, Хайдеггер приходит к выводу о том, что синтез философии Платона и Аристотеля с идеями христианства, во многом определявший философские вопросы, приводит к забвению бытия и превращению библейского Бога в метафизическую абстракцию. Хайдеггер полагает, что Бог и бытие не тождественны, поэтому вопрос стоит не о бытии Бога, а скорее о его проявлении. Уже в ранних работах Хайдеггер замечает, что в основе исходного христианского понимания человека лежит гораздо более глубокий опыт, чем тот, который представляет метафизика, превратившая христианство в христианскую философию и теологию. В статье "Феноменология и теология" Хайдеггер показывает, что только понимая абсолютное отличие теологии как позитивной науки о сущем от философии как науки о бытии, можно ставить вопрос об их взаимосвязи. Теология есть наука о вере и о содержании веры, т.е. об "Откровенном". Это наука, которую вера порождает и оправдывает в себе самой.

Р. Бультман считает, что между Богом и человеком существует бесконечное качественное различие, но этот "совершенно иной Бог" определяет человеческое существование, находит человека, "встречается с ним", обращается к нему. Для того, чтобы описать человеческое существование как затронутое, определенное Богом, Бультман принимает отдельные элементы экзистенциальной аналитики Хайдеггера, прежде всего выделение двух фундаментальные характеристик человеческого бытия - подлинного и неподлинного существования. Бытие человека это открытая возможность, которая в неподлинном существовании реализуется как возможность самоутраты, растворения в толпе, "в людях" (das Man). В неподлинном существовании человек отчаянно пытается избежать фундаментальной и неизбежной возможности своей жизни - перспективы смерти. Люди постоянно уговаривают себя и других, что "еще не", еще не скоро, пытаются устроить так, чтобы в отношении смерти было постоянное успокоение, возможность просто о ней не думать.

Бультману в хайдеггеровской аналитике важен прежде всего момент перехода от неподлинного существования к подлинному. У Хайдеггера главную роль здесь играет человеческая решимость "дать смерти стать властной в себе". исторический философский бог религия

В бультмановских построениях инициатива исходит от Бога. По Бультману, опыт ограниченности, который характеризует конечность человеческого бытия, содержательно указывает и на неминуемость смерти, и на возможность будущего, которое воспринимается как дар Бога.

Еще одну интересную попытку выстроить неметафизическую концепцию богопознания предпринимает католический богослов Бернард Вельте. В работе "Философия религии" (1979) он рассматривает пути, на которых человек может испытать реальность Бога. Первым базисным фактом, на котором основывается религиозный опыт, является наше здешнее бытие.

Мы существуем здесь, в этом мире. Этот факт не нуждается в истолковании, все интерпретации выносятся за скобки, чтобы избавиться от какой бы то ни было культурной обусловленности. Вторым фактом оказывается опыт "ничто". Мы не всегда существовали, и не всегда будем существовать. Реальность этого негативного факта очевидна для любого человека.

Третьим базовым фактом является постулат о смысле человеческого существования. Вопрос о смысле не теоретический, он принадлежит к жизненным интересам человеческого бытия. Стремление к смыслу проявляется во всех конечных человеческих целях, во всех конкретных человеческих действиях.

Параллельно с критикой метафизики в богословии ХХ века появляется серьезное критическое переосмысление самой религии. В трудах Д. Бонхёффера, Д. Робинсона, Х. Кокса анализируется возможность христианства без религии. Для этих теологов исходным пунктом стало понимание того, что эпоха религии в истории западной цивилизации прошла. В сознании человека произошла революция, а христианская вера и практика осталась в том виде, который был сформирован мифологическим мышлением ушедшей эпохи.

Образ "Всевышнего" Бога религии, верховной личности на небесах, к которой человек обращается для решения своих проблем, утратил кредит доверия. С большинством вопросов современный человек научился справляться без помощи Бога. "Совершеннолетний" человек становится радикально безрелигиозным, Бог вытесняется не только из публичной сферы, но и из области так называемых "глубин души". У современного человека действительно мирская сущность, он отворачивается от запредельных миров и обращается к этому миру и этому времени.

В заключение хочется сказать только то, несмотря на множество трудов и взглядов относительно религии, каждый человек сам определяет свое отношение к ней, верить или нет. Все зависит от целей, которых еловек ставит перед собой в своей жизни. Познавайте мир и будьте счастливы.

Литература

  • 1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие / П.В. Алексеев. - М.: ООО "ТК Велби", 2003.
  • 2. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004.
  • 3. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004.
  • 4. Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество Рос­сии, 2003.
  • 5. Платон - «Избранные диалоги» - М.: Эскимо, 2010.

(Gott, лат. deus, греч. theos) - высший предмет веры, рассматриваемый в мифологии и религиях большей частью как всеобъемлющая личность, считается сущностью, наделённой «сверхъестественными », т. е. необыкновенными, свойствами и силами; в самом широком смысле - сущность, наделённая всеми совершенствами. В понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим. Особенно хорошо можно проследить развитие представления о Боге в индийской мифологии: индийские «боги» сначала были выдающимися, сильными, победоносными, сведущими и изобретательными людьми, которые знали и умели намного больше, чем все другие, и поэтому приносили людям нужные им блага, о которых их просили. Позднее их возвели в ранг потусторонних богов, тем самым боги стали «могущественными «знающими», «добрыми» и «жертвователями изобретателями, техниками древности, героями и «королями», родоначальниками и вождями племён («праотец», «предок» - у первобытных народов это часто характеристика божества).

В свете представления о Боге с самого начала рассматривались также могущественные природные силы и вещи: ясное дневное небо, Солнце, Луна и т. д.; сначала перед ними преклонялись ещё наивно, как перед самим явлением, позднее преклонялись (или боялись их) перед невидимыми, непонятными силами, стоящими за явлениями или действующими в самих естественных явлениях и управляющими ими (см. Анимизм), как перед духовными сущностями. Поэтому эти сущности стали одновременно идеальными и желаемыми: они суть то, чем и каким человек не является, но хотел бы быть. Они вносят ясность и устойчивость в запутанное и неустойчивое существование. Кто повинуется им, следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому они милостивы, одаряют его сначала материальными, а затем и духовными благами и дают ему долю своей проницательности, своего могущества и, наконец, даже своего бессмертия в «потустороннем» мире. Они придают жизни высший смысл и являются представителями всеобщего принципа, позволяющего понять мир со всем его злом и со всеми страданиями, а также находить объяснение загадкам собственной души («борьба между зверем и ангелом». - А. Жид); см. также Искупление.

Самая первоначальная форма религии - это, пожалуй, монотеизм как «первобытный монотеизм», т. е. почитание родоначальника, праотца внутри рода. Появление других героев, предков, вождей, изобретателей и т. п. вместе с почитанием различных явлений природы приводит к политеизму, почитанию многих «богов»; если при наличии множества богов почитается лишь один бог, говорят о генотеизме. Более поздний универсальный монотеизм происходит отчасти от «первобытного монотеизма», отчасти от смешения политеистических богов в некое предметное единство, которое часто связано с политической централизацией власти. Но первоначально единственный Бог путём обожествления его атрибутов снова может превратиться во множество богов. Представления народной религии в силу своего происхождения остаются по большей части антропоморфическими: бог - это человекоподобная личность (см. Теизм) - или тероморфическими: боги выступают в виде животных. Научное познание и философское мышление приводят к деизму, или к пантеизму, а также к панентеизму, или к атеизму.

Все представления о Боге, выражающиеся в этих понятиях, так или иначе противоречат христианским церковным догмам о Боге, имеющим силу на Западе. В этом смысле специфическое понятие Бога ограничивается, собственно говоря, Западом. Современная метафизика религии называет божественное (бога или богов) первичной данностью человеческого сознания; божественное является священным и абсолютно сущим, в то время как человек относится к сфере относительно и случайно сущего (которое, однако, согласно Шелеру, «выполняет функцию извещения об абсолютном бытии сущего»). Божественное равнозначно царству ценностей, в особенности этических ценностей. Благодаря прогрессивному осуществлению человеком ценностей (см. Этика) происходит становление божественного, божества, бога. Бог в христианстве существует постольку, поскольку христианину на деле удаётся осуществить нравственные ценности. Бог, в поэтическом представлении Рильке, является «грядущим, которое предстаёт перед вечностью, будущим, окончательным плодом дерева, листья которого - мы».

Становящийся Бог вырастает в сердце человека, человек становится человеком в подлинном смысле слова по мере того, как ему удаётся воплотить этические ценности, т. е. по мере того, как в нем вырастает Бог и человек становится богоподобным. «Следовательно, человек - не подражатель „мира идей“, или „провидения“, который существует сам по себе или ещё до сотворения существует в Боге в готовом виде, а один из ваятелей, созидателей и исполнителей идеального результата становления, оформляющегося вместе с самим человеком в мировом процессе. В своём человеческом бытии, смысл которого принимать решение, человек обладает высшим достоинством соратника Бога, соучастника в его делах» (М. Scheler. Philosophische Weltanschauung, 1929). Согласно экзистенциализму, выступающему с критикой теологии (Сартр), а также Ницше, Бог есть лишь идеал самоосуществления человека в бесконечной перспективе будущего.