Дифференциация звуков ль й задания в тетрадь. Автоматизация звуки л, ль, р, рь. звуки л, ль, р, рь речевой материал. Закрепление произношения звука С в словах различного

Цели:

  • Образовательные :
    • уточнить артикуляцию звуков Ль и Й, выделяя сходство и различия;
    • добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении;
    • закрепить знания о характеристике звуков;
    • правильно соотносить звуки с соответствующими буквами;
    • учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
  • Коррекционные :
    • развивать фонематический слух и анализ;
    • работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
    • предупреждение дисграфических ошибок;
    • развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитательные :
    • воспитание умения понимать учебную задачу;
    • воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, картинки настроения, компьютер, презентация.

План занятия.

I. Оргмомент
II. Артикуляционная гимнастика.
III. Артикуляция звуков.
IV. Сравнение букв
V. Дифференциация изолированно, в слогах.
VI. Физминутка.
VII. Дифференциация в словах.
VIII. Дифференциация в предложениях.
IX. Итог занятия.
X. Домашнее задание
XI. Оценка деятельности учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

– Чем мы занимаемся на логопедических занятиях?

Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
Буквы правильно читаем,
Пишем их старательно.

Цели: мы должны научиться:

  • четко и правильно произносить близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
  • слышать и различать близкие по артикуляции мягкие согласные [Й] и [Л"];
  • читать слоги и слова с буквами Й и Л;
  • правильно изменять слова.

II. Артикуляционная гимнастика

  • «Улыбка (лягушка)»
  • «Лопатка»
  • Массаж языка:

1) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.
2) «Покусать зубками язык от кончика до середины и обратно»
3) «Почистить рыбку» – высовывать язык, «царапая» его верхними резцами.
4) «Наказать непослушный язык» – хлопать губами язык от кончика до середины и обратно.

  • «Киска сердится»
  • «Горка»

III. Артикуляция и характеристика звуков

Попеременно произнеси звуки, стараясь почувствовать движение языка:

Й – Л", Й – Л"; Л" – Й; Л" – Й.

– Чем отличается звук от буквы?
– Звук мы слышим и произносим, а букву – видим, пишем, читаем.

Прочитай слоги:

Ай, иль,ель, ой, эль, уй, юль, ёль, ый, яль.
Ле – й, лю – ю, ля – я, ли – й, лё – ё, ле – е.

VI. Физминутка

Упражнение для мелкой моторики рук: «Зайка».
Ушки дл инные у зай ки. (Все пальчики сначала в кулачок.)
Из кустов они торчат.
(Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими вперёд – назад.)
Он и прыгае т, и скачет. (Удары локтем по столу в такт стихотворения.)
Весел ит своих зай чат.

VII. Дифференциация в словах

1. Прочитай и отгадай загадки.

Угадай те, что за зверь я :
У меня на лбу деревья . л ень)

«Чик-чирик!»
К зёрнышку прыг,
Кл юй , не робей .
Я бывалый …? (Воробей )

Мы привыкл и к нему,
А ведь он чародей :
Он со мной говорит
Голосами друзей . (Сотовый тел ефон)

Он почти как апел ьсин,
С толстой кожей , сочный ,
Недостаток л ишь один –
Кислый очень, очень. (Л имон)

2. Назови сказочных героев, чётко произнося звуки Ль,Й:

В каких словах тебе встретился звук Й, Ль, оба звука?

3. Игра «Доскажи словечко». Слого-звуковой анализ первой отгадки.

Зверь уснул, укрывшись гривой .
Хвостик с кисточкой игривой
Я бы тронул, осмел ев,
Да боюсь, проснётся … л ев.

VIII. Дифференциация в предложениях

Измени предложения по образцу:

У Кол и попугай .
– Это Кол ин попугай .
У Л ёши кой ка.
– Это Л ёшина кой ка.
У Л иды л ей ка.
– Это Л идина л ей ка.
У Л юбы зай ка.
– Это Любин зай ка.
У Л ёвы гай ка.
– Это …
У Л ены л иней ка.
– Это …

IX. Итог занятия

– Какие звуки мы учились сегодня различать?
– Чем отличаются эти звуки?

X. Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).

XI. Оценка деятельности учащихся .

Информационные ресурсы

1. Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. «Дельта» С. – П. 1999.
2. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно «Дельта» «Аквариум» 1996.
3. Козырева Л.М. «Большой логопедический альбом». Автоматизация звуков в речи. Ярославль. Академия развития. 2006.
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звука «Й».
5. Ткаченко Т.А. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников. // Дошкольное воспитание 1989 №3 с. 36-40
6. Презентация «33 сестрицы».
7. Клипарт на прозрачном фоне


Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках

Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,

Ветви ели побелели. Только отдых подавай.

Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!

К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду

Яму объехали Или книги клеем склей,

И домой поехали. Котику воды налей!

Но лентяй одно в ответ:

Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,

Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,

Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,

Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,

Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.



Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.

Коля колья колет, Илья лейку моет.

Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.

Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.

Мы видели линей, один одного длинней.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах

Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.



ЛИЛИИ

Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.

БАБА ЛЮБА

У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»

НА КАТКЕ

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.

1. «Слушай, не зевай» /Услышав звук Й, опустить руки вниз, звук Ль – руки поднять вверх»

Й – Ль - 1

ё, аль, ли, ой, я, ле, пли, оль, ай, уль, май, гель, лето, йод, мой, моль, мель, дай, яма, Лена.
2. «Запомни, повтори» /проговаривать по 3 – 5 раз/

3. Проговаривать /5 – 7 раз/, различая звуки Й и Ль:

1. «Слушай, не зевай»

Й – Ль - 2

ягоды, липа, пальма, юг, мой, соль, солянка, пойду, глина, синий, лебеди, ябеда, вылить, пьёт, Лена.
2. «Запомни, повтори» /5 – 7 раз/

3. Проговаривать/ 5-7 раз/

4. Игра «Я – Они» - Изменять слова по образцу, выделяя голосом звуки Й и Ль: Что делали вчера? И наоборот: Что я делаю?.

1. «Слушай, не зевай и показывай буквы»

Й – Ль - 3

клюква, поёт, салют, малютка, смешной, пилит, моет, магия, колено, фея, отдаёт, олень, юнга, лента, Геннадий.

2. Проговаривать / 5 7 раз/

3. Придумать предложения со словами:
- улей – Пчёлы живут в у. Пчела заетела в ле.

Папа смастерил лй дя пчё.
- Абоит - …
- беь - …
- ии - …

4. «От 1 до 5 /7/ и обратно» - ека /зеёна/й/ лейка/

5. «Запомни, повтори»

клей – линейка – лилия
улей – лей – бельё
талия – больной - Илья



1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

звуки Й – Ль - 4


2. Игра с мячом «Я …, ты …, он …»
- выивать воду из /зеёно/ еки


3. «Запомни, повтори»

ель – листья – выпиливают
аллея – июль – веселье
поехали – бледный - соболья

4. Придумать предложения со словами:

- отпиливают - …
- поливает - …
- выливает …
- поехал - …
- поехала …

1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

звуки Й – Ль - 5

ёгки/й/ поень/йа/, кеновая аея, юбимы ник, динна инека, купенна ь, угоная пы

*Если ребёнку трудно произносить слова, то их отхлопывают по слогам.

2. «От 1 до 7 /10/ и обратно» - длинная линейка, купена/й/ /й/

3. «Закончи предложение»

- Машины из гаража … /выехали/.
- Вокруг лужи машины … /объехали/.
- На мост машины … /въехали/.
- С моста машины … /съехали/.
- К дому машины … /подъехали/.
- В гараж машины … /въехали/.

4. Выучить

Ла Мила земянику, а меля ел клубнику.
- Тёплы халат ене маловат.

1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

звуки Й – Ль - 6

2. Образовывать слова «Какой? Какая? Какое?»

3. Проговаривать предложения
- я выивает воду из еки. – Илья наливает клей в банку.
- Лиля и Юля несут бельё за калитку. – Лиля поливает лилию из лейки.
- Юля и Илья гуляют по аллее.

4. Выучить
У меня сть ека,
О, кака/й/ ека,
Видеи вы еку нову мо?
едяно водо, тало водо
наполню и цветы по

- Какая вода? – Какую воду называют «талой»?

1. Послушать рассказ и ответить на вопросы полными предложениями.
Проговаривать и пересказывать рассказ / 3- 5 раз/
ины именины
етом у и быи именины. Гая и ена были у и на обеде. Они купии дя и тюпаны, евкои и иии. На обед я, Гая и ена и седку, котеты и бины. Пии дети имонад и кюквенны компот. Потом мама и папа и катаи дете на новом автомобие. /Ткаченко Т.А./

- У кого были именины? - Когда были именины?
- Кто пришёл в гости к Юле? - Что купили Юле её подруги?
- Что девочки ели и пили на обед? - Что девочки делали после обеда?

2. «Чей? Чья? Чьё?»
У и тюпаны. – Чьи это тюльпаны? – Это тюпаны.
У Гаи ь. – Чья это ель? - …
У ены ека. – Чья это лейка? - …
У ли хта. - …
У Лены ягоды. - …
У Гаи од. - …

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л"], дифференцировать их на слух и в произношении.

Научить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л"] - [Й].

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения.

Учить самостоятельно анализировать слова.

Учить ребенка преобразовывать слова.

Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы». Взрослый читает ребенку предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает.

Ваня шел впереди Пети. Кто шел последним? Лес позади дома. Что впереди? Автобус едет впереди грузовика. Что позади? Кошка больше собаки. Кто меньше? Мальчик выше девочки. Кто ниже? Дедушка старше бабушки. Кто моложе? Дуб выше березы. Что ниже?

Задание 2. Знакомство со звуком [Л]. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Л]:

губки слегка в улыбке;

зубки сближены;

узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

Горлышка «работает».

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ...


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Самолет приближается: ллллЛЛЛЛ...; самолет удаляется: ЛЛЛЛлллл... (развитие силы голоса).

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ал, лу-...; ал-ла, ул...

Задание 6 . Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ло-лу-лы... ал-ол-ул-ил... кла-кло-клу-клы... акл-окл-укл-икл...

Задание 7. Закончить слова:

звуком [Л]: сто..., сту..., по..., уко..., камзо...;

слогом ЛА: пи..., ска..., ма...;

слогом ЛЫ: сто..., ска..., пи..., шко..., шпа...

Какие слова получились? Какой слог указывает на большое количество предметов? (ЛА или ЛЫ?)

Задание 8 . Повторить за взрослым цепочку слов. Какой одинаковый последний звук во всех словах?

Бал - был - выл, вол - гол - кол, дал - зал - жал - мал.

Задание 9 . Убрать из слов звук [Л]. Какие слова получились?

Клок - кок, плот - ..., слон - ..., клуб - ..., слова - ..., глаз - ...

Задание 10 . Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились? (Это задание выполняется с помощью взрослого, после подробного объяснения.)

Жи-лы (лы-жи), ма-ла..., ка-пал..., ска-ла...

Задание 11 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л], определить место звука [Л] в словах, придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги, сосчитать количество слов в каждом предложении, определить место слова со звуком [Л] в предложении.

Задание 12 . Выучить чистоговорки и скороговорку:

Ла-ла-ла - лопата и пила.

Ло-ло-ло - у меня весло.

Лы-лы-лы - новые котлы.

Лу-лу-лу - купили пилу.

Ал-ал-ал - темный подвал.

Ол-ол-ол - вымыли пол.

Ул-ул-ул - новый стул.

Ил-ил-ил - я полы помыл.

Алка-алка - у Володи палка.

Олка-олка - у Володи иголка.

Улка-улка - у Володи булка.

Илка-илка - у Володи вилка.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала.

Задание 13. Знакомство со звуком [Л"].

Символ звука: маленький самолетик летит: льльль... (см, цветную вклейку). Характеристика звука [Л"]: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 14 . Фонетическое упражнение.

Девочка поет песенку: ля-ля-ля...

Задание 15 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л"]»:

ль, мь, бь, ль...; ля, лю, ми...; аль, амь...; лист, Поля, машина, уголь...

Задание 16 . Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог

ЛЯ: Коля, Ва..., Га..., То...

Вспомнить как можно больше имен, начинающихся на слоги ЛИ, ЛЁ, ЛЮ:

Лиза, Лина...; Лёша, Лёня...; Люда, Люся...

Задание 17 . Заменить первый звук в словах на звук [Л"]. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения, сосчитать количество слов в каждом предложении:

Мёд - лёд, вес - ..., тюк - ..., пень - ..., печь - ..., песок - ..., вещь - ...

Задание 18. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Л"], определить место звука [Л ’ ] в каждом слове, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение, определить место слова со звуком [Л"] в предложении.

Задание 19 . Выучить чистоговорки:

Ля-ля-ля - зеленые поля.

Ли-ли-ли - малину мы несли.

Лю-лю-лю - малину я люблю.

Ле-ле-ле - еду на осле.

Задание 20 . Дифференциация звуков [Л] - [Л*]. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, ль, л, ль; ля, оль, ал...

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ля...; ли-лы...; ал-аль...; оль-ол, ...

Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ла-ля, ля-ля-ла, ла-ля-ля, ля-ла-ла, ла-ля-ла, ля-ла-ля.

Задание 21. Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] - [Л"]), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг - то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей - четыре ножки,

А на крыше - суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет, Орешки грызет. (Белка)

Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и [Л ’ ]):

ложка, лук, лопата, лента; селедка, селезень, молоко, плита.

Задание 22 . Разложить картинки на две стопки: предметы, в названиях которых есть звук [Л], и предметы, в названиях которых есть звук [Л"], разделить все слова на слоги, определить место звуков [Л] и [Л ’ ] в словах.

Дидактическое упражнение «Подари подарки Лене и Луше» (вспомнить слова со звуками [Л] и [Л"]).

Назвать как можно больше слов-действий, отвечающих на вопросы:

Что делал? Гулял, писал... Что делала? Гуляла, писала... Что делали? Гуляли, писали...

Задание 23 . Заменить звук [Л] на звук [Л"] в словах. Какие слова получились? Придумать с каждой парой слов предложения.

Лук - люк, угол - ..., пыл - ..., дал - ..., галка - ..., ел - ..., полка - ...

Прослушать предложения. Найти в них все слова со звуком [Л] и со звуком [Л"].

Лена искала булавку. Лиса жила в лесу. Мила поливала лук из лейки.

Задание 24 . Дифференциация звуков [Л"] - [Й]. Повторить за взрослым пары слов, придумать с каждой парой предложения.

Даль - дай, боль - бой, моль - мой, куль - куй, роль - рой. Лежи - ежи, ледок - едок, Любка - юбка, лямка - ямка.

Задание 25 . Знакомство с буквой Л.

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?»

О.Гофман

На что еще похожа буква Л?

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок. Игры с буквой.

Задание 26 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов, выкладывание схем из кружков; запись печатными буквами слов под диктовку, чтение:

стол, стул, полка, лисы, пилить.

Совместно со взрослым преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

пила - липа, мала - лама, скала - ласка; дай - даль, боль - бой.

Анализ предложений. Составление схем предложений, списывание с образца взрослого, чтение, запись под диктовку.

Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.

Юлия Скорик
Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах

Тема : Дифференциация звуков "Ль" и "Й".

Цель :

Коррекционно- образовательные :

Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику звуков "Ль`" и "Й"

Закрепить навыки различения звуков "Ль`" и "Й" в слогах , словах , фразах .

Упражненять в различении звуков на слух и в произношении.

Коррекционно-развивающие :

Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа .

Развивать навыки звукового анализа и синтеза .

Развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно - воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей, слушать ответ до конца, не перебивая.

Воспитывать навыки поведения на занятии

Оборудование : индивидуальные зеркала, вата, фишки для обозначения звуков , карточки-символы с изображением положения языка при произношении звуков , предметные картинки.

Ход занятия:

Сегодня к нам на занятие пришли два друга звук "Ль" и "Й". Давайте их произнесем и посмотрим на себя в зеркало. Расскажите, где и что делает язычок.

Язычок за верхними зубами. Упирается в них и отскакивает назад.

Расскажите какой звук "Ль"?

Этот звук согласный , потому что произносится с преградой во рту. Он звонкий, произносится с голосом и мягкий, губы в улыбке.

Давайте проверим это. Ещё раз произнесём и увидим в зеркале язычок и губы. А потом почувствуем, как звенят голосовые связки в горлышке.

(Уточнение произношения звука "Й".Работа проводится аналогично.)

Сравните эти звуки , расскажите, чем они похожи и чем отличаются.

Эти звуки похожи тем , что они оба согласные, звонкие и мягкие. Отличаются тем, что когда произносим звук "Ль" кончик языка наверху, а когда "Й" - он внизу.

- Звуки приготовили зарядку для ваших язычков. Сейчас мы ее будем выполнять

Артикуляционная гимнастика :

1. «Маляр»

2. «Качели»

3. «Лопаточка»

4. «Чистим зубки»

5. «Вкусное варенье»

А теперь они хотят с вами немного поиграть и предлагают вам игру в футбол.

Дыхательная гимнастика «Футбол»

Эти звуки очень хитрые и любят вставать на место друг друга, но мы не должны допустить этого, потому что каждый звук должен стоять на своём месте.

Игра “Ладки”

Сейчас мы поиграем в «Ладки» со звуками - будем повторять эти звуки , вот так ль-й ль-й ль-й. Сначала медленно, а потом быстрее.

Игра «Дразнилки»

У вас хорошо получается, а теперь мы можем побаловаться со звуками , немного их подразним.

Игра «Запомни, повтори»

Проверим, как вы запомните слова , которые я сейчас назову. Не забываем про звуки [й] и [ль] .

лилия - аллея - листья

липа – ель – тополь

майка - галька – гайка

Хорошо, молодцы, а теперь я повторяйте за мной

Игра "Повтори”

Ой – ой – ой» – стонет мой больной.

Ель – ель – ель – клюквенный кисель.

Лю –лю - лю – телефон я свой люблю.

Лей – лей – лей – ты воды не жалей.

Ай – ай – ай – хорошенько подметай.

Уй – уй – уй – рисунок нарисуй.

- Звуки очень спортивные , они любят делать зарядку со сказочными персонажами и предлагают нам тоже сделать.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в сторону развёл,

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

- Звуки "Ль" и "Й"очень любят сказки, а любимые их персонажи это Баба Яга и Леший. Они даже придумали с ними игру.

Игра «Отдай слово Лешему\ Бабе Яге »

Перед детьми лежать картинки со словами в которых есть звук "Ль" и "Й"

Слова со звуком "Ль" - кладут возле Лешего. А со звуком "Й" - возле Бабы Яги.

Зайка - малина

йогурт - лиса

чай - мелиса

попугай - листья

Молодцы! Все правильно разложили. Звуки поделились со мной одной интересной историей про их знакомых котят. Слушайте внимательно и повторяйте

Пальчиковая гимнастика Котята»

Вот пятеро котят. (Ладонь правой руки раскрыта.)

Один ушел - и его нет.

Ну нет его - и нет.

Котят осталось четверо. (Загнуть большой палец.)

Вот четверо котят.

Один ночной порою

На дерево залез -

Котят осталось трое. (Загнуть мизинец.)

Но где-то запищал

мышонок тонко- тонко

Котенок услыхал -

осталось два котенка. (Загнуть безымянный палец.)

Один из них с мячом

исчез в дверях бесследно, (Загнуть средний палец.)

А самый умный - тот,

оставшийся, последний - (Приложить указательный палец ко лбу.)

Он к миске подошел

и, как и должно киске, (Ладони сложить ковшиком.)

Лакать за пятерых

стал молоко из миски. (Языком изобразить лакающие движения)

Ребята, звуки предлагают нам придумать новые слова , давайте ка попробуем :

Игра «Новые слова »

боль - больной

лес - лесной

поле - полевой

пыль - пыльный

стекло - стеклянный

мыло - мыльный

стекло - стеклянный

тополь - тополиный

липа - липовый

клен - кленовый

Молодцы, звуки вас очень хвалят и они уверенны, что вы справитесь и еще с одним заданием :

Игра «Закончи предложение»

(При произнесении предложения логопед выкладывает перед детьми картинку с изображением слова для упрощения работы)

В осеннем парке земля усыпана опавшими. (листьями)

Зимой дети надевают тёплое. (пальто)

Дети пришли на прогулку в хвойный. (лес)

На опушке леса выросли высокие стройные. (ели)

Наталия поливает на клумбе. (тюльпаны)

Подвожу итог занятия :

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Звуки вас очень хвалят , они бы хотели еще поиграть, но им уже пора домой. Давайте с ними попрощаемся.

Расскажите, что вам сегодня больше всего понравилось?

Кто приходил к нам сегодня?

В какие игры мы с ними играли?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [т] в слогах, словах, фразах» Цель: Коррекционно -образовательные цели: уточнение артикуляции звука «Т». Автоматизация звука «Т» в слогах, словах, предложениях. Закреплять.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [С-Ш] в слогах, словах» Цели: Дифференциация звуков [С], [Ш]. Задачи: -Развивать мышцы артикуляционного аппарата. -Развивать фонематическое восприятия. -Закрепить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Тема занятия: Автоматизация звука [Рь] Цель: автоматизация звука [Рь] Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнить правильную артикуляцию.