Философия (учебное пособие) - Вишневский М.И. Джон Локк. Философско-правовые взгляды Дж. Локка Основные принципы познания

К середине 17-го века в Англии усилилось реформаторское движение и утвердилась пуританская церковь. В отличие от властной и баснословно богатой католической церкви Реформаторское движение проповедовало отказ от богатства и роскоши, экономию и сдержанность, трудолюбие и скромность. Пуритане просто одевались, отказывались от всяческих украшений и признавали самую простую пищу, отрицали праздность и пустое времяпровождение и, наоборот, всячески приветствовали постоянный труд.

В 1632 году в одной пуританской семье и появился на свет будущий философ и просветитель Джон Локк. Он получил прекрасное образование в Вестминстерской школе и продолжил свою научную карьеру в качестве учителя греческого языка и риторики, а также философии в колледже Крайст-Чёрч.

Молодой учитель интересовался естественными науками, а в особенности химией, биологией и медициной. В колледже он продолжает изучение интересующих его наук, при этом его также волнуют и политико-правовые вопросы, этика и вопросы воспитания.

В это же время он близко сходится с родственником короля, лордом Эшли Купером, возглавлявшим оппозицию правящей верхушки. Он открыто критикует королевскую власть и положение дел в Англии, смело высказывается о возможности свержения существующего строя и образования буржуазной республики.

Джон Локк оставляет преподавательскую деятельность и селится в имении лорда Купера в качестве его личного врача и близкого друга.

Лорд Купер вместе с оппозиционно настроенными дворянами пытается воплотить свои мечты в явь, но дворцовый переворот не удался, и Куперу совместно с Локком приходится спешно бежать в Голландию.

Именно здесь, в Голландии, Джон Локк написал свои лучшие труды, которые впоследствии принесли ему всемирную известность.

Основные философские идеи (кратко)

Политическое мировоззрение Джона Локка оказало огромное влияние на становление политической философии Запада. «Декларация прав человека», созданная Джефферсоном и Вашингтоном, строится на учении философа, особенно в таких разделах, как создание трех ветвей власти, отделение церкви от государства, свобода вероисповедания и всех вопросов, касающихся прав человека.

Локк считал, что все знания, полученные человечеством за весь период существования, можно разделить на три части: натуральную философию (точные и естественные науки), практическое искусство (сюда входят все политические и социальные науки, философия и риторика, а также логика), учение о знаках (все лингвистические науки, а также все понятия и идеи).

Западная философия до Локка держалась на философии античного ученого Платона и его идеях идеального субъективизма. Платон считал, что некоторые идеи и великие открытия люди получали еще до рождения, то есть бессмертная душа получала информацию из космоса, и знания появлялись практически неоткуда.

Локк во многих своих трудах опровергал учение Платона и других «идеалистов», доказывая, что не существует никаких доказательств существования вечной души. Но при этом он считал, что такие понятия, как нравственность и мораль, передаются по наследству и существуют люди «нравственно слепые», то есть не понимающие никаких нравственных устоев и потому чуждые человеческому обществу. Хотя доказательств этой теории он также не смог найти.

Что касается точных математических наук, то большинство людей не имеют о них никакого представления, поскольку для обучения этим наукам необходима длительная и методическая подготовка. Если же эти знания можно было получить, как утверждали агностики, от природы, то незачем было бы и напрягаться, стараясь уяснить сложные постулаты математики.

Особенности сознания по Локку

Сознание – это особенность только человеческого мозга отображать, запоминать и объяснять существующую действительность. По Локку, сознание напоминает чистый белый лист бумаги, на котором, начиная с первого дня рождения, можно отражать свои впечатления об окружающем мире.

Сознание опирается на чувственные образы, то есть полученные при помощи органов чувств, а потом мы их обобщаем, анализируем и систематизируем.

Джон Локк считал, что каждая вещь появилась в результате причины, которая в свою очередь была продуктом идеи человеческого мышления. Все идеи порождаются качествами уже существующих вещей.

Например, маленький снежок холодный, круглый и белый, поэтому он и порождает эти впечатления в нас, которые можно также называть качествами. Но качества эти отражаются в нашем сознании, поэтому их и называют идеями.

Первичные и вторичные качества

Локк рассматривал первичные и вторичные качества любой вещи. К первичным относятся качества, необходимые для описания и рассмотрения внутренних качеств каждой вещи. Это способность к движению, фигура, плотность и число. Ученый считал, что эти качества присущи каждому объекту, а уже наше восприятие формирует понятие о вешнем и внутреннем состоянии объектов.

К вторичным качествам относятся способности вещей порождать в нас определенные ощущения, а поскольку вещи способны взаимодействовать с телами людей, то и способны пробуждать в людях чувственные образы через видение, слух и ощущения.

Теории Локка довольно неясны в отношении религии, поскольку понятия «Бог» и «душа» в 17-м веке являлись незыблемыми и неприкосновенными. Можно понять позицию ученого в этом вопросе, поскольку, с одной стороны, над ним довлела христианская мораль, а с другой совместно с Гоббсом он отстаивал идеи материализма.

Локк считал, что «наивысшее наслаждение человека есть счастье», и только оно может заставить человека целенаправленно действовать, чтобы добиться желаемого. Он считал, что поскольку каждый человек испытывает влечение к вещам, то именно это желание обладать вещами заставляет нас мучиться и испытывать боль неудовлетворенного желания.

При этом мы испытываем двоякие чувства: поскольку обладание вызывает наслаждение, а невозможность обладания вызывает душевную боль. К понятиям боли Локк относил такие чувства, как гнев, стыд, зависть, ненависть.

Интересны идеи Локка относительно состояния государственной власти на различных стадиях развития человеческого коллектива. В отличие от Гоббса, который считал, что в догосударственном состоянии существовал только «закон джунглей» или «закон силы», Локк писал, что человеческий коллектив всегда подчинялся более сложным, нежели закон силы, правилам, которые и определяли сущность человеческого бытия.

Поскольку люди – существа прежде всего разумные, то они и способны пользоваться своим разумом для контроля и организации существования любого коллектива.

В естественном состоянии каждый человек пользуется свободой как естественным правом, данным самой природой. При этом все люди равны и относительно своего общества, и относительно прав.

Понятие о собственности

По Локку, только труд является основанием для появления собственности. Например, если человек посадил сад и терпеливо возделывал его, то и право на полученный результат принадлежит ему на основании вложенного труда, даже если земля не принадлежит этому труженику.

Идеи ученого о собственности являлись поистине революционными для того времени. Он считал, что человеку нельзя иметь больше собственности, чем он может использовать. Само понятие «собственность» священно и охраняется государством, поэтому можно мириться с неравенством в имущественном состоянии.

Народ как носитель верховной власти

Как последователь Гоббса, Локк поддерживал «теорию общественного договора», то есть он считал, что люди заключают с государством договор, отдавая при этом часть своих дарованных природой прав за то, чтобы государство охраняло его от внутренних и внешних врагов.

При этом верховная власть обязательно утверждается всеми членами общества, и если верховный сюзерен не справляется со своими обязанностями и не оправдывает доверия народа, то народ может его переизбрать.

Локк Джон

Сочинения в 3 томах

М.: Мысль, 1985/1985/1988.- 621/560/668 стр.
ISBN 5-244-00084-5, 5-244-00085-3 (Том III)
Серия Философское наследие. Т. 93/94/103
Формат: DjVu

Размер: 14,6 / 13 / 14,2 Мб

Качество: отличное - сканированные страницы, текстовый слой (OCR), содержание

Язык: Русский

В первый том сочинений английского просветителя, крупнейшего европейского философа-материалиста, основоположника материалистического сенсуализма Дж. Локка входят три первые книги его основного философского труда - «Опыта о человеческом разумении», одного из важнейших произведений мировой философской мысли.
Для научных работников, а также для преподавателей, аспирантов и студентов.
Во второй том сочинений видного английского философа входят четвертая книга его главного произведении «Опыт о человеческом разумении», а также ряд гносеологических и
натурфилософских работ, тесно примыкающих к «Опыту...». Издание снабжено научным аппаратом.
В третий том сочинений вошли произведения, посвященные общественно-политическим вопросам: «Мысли о воспитании», «Два трактата о правлении», «Опыт о законе природы», «Послание о веротерпимости» и др. Впервые на русский язык переводятся «Опыт о веротерпимости», «Первый трактат о правлении», «Мысли о том, что читать и изучать джентльмену», «Опыты о законе природы».

СОДЕРЖАНИЕ

ТОМ I

Нарский. ДЖОН ЛОКК И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ

ПОСВЯЩЕНИЕ
ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ

КНИГА ПЕРВАЯ
Глава первая. Введение
Глава вторая. В душе нет врожденных принципов
Глава третья. Нет врожденных практических принципов
Глава четвертая. Дальнейшие соображения о врожденных
принципах как умозрительных, так и практических

КНИГА ВТОРАЯ
Глава первая. Об идеях вообще и их происхождении
Глава вторая. О простых идеях
Глава третья. Об идеях одного чувства
Глава четвертая. О плотности
Глава пятая. О простых идеях от разных чувств
Глава шестая. О простых идеях рефлексии
Глава седьмая. О простых идеях как ощущения, так и рефлексии
Глава восьмая. Дальнейшие размышления о наших простых идеях
Глава девятая. О восприятии
Глава десятая. Об удержании [простых идей]
Глава одиннадцатая. О различении и других действиях ума (mind)
Глава двенадцатая. О сложных идеях
Глава тринадцатая. О простых модусах, и прежде всего о простых модусах пространства
Глава четырнадцатая. О продолжительности и ее простых модусах
Глава пятнадцатая. О времени и пространстве, рассматриваемых вместе
Глава шестнадцатая. О числе
Глава семнадцатая. О бесконечности
Глава восемнадцатая. О других простых модусах
Глава девятнадцатая. О модусах мышления
Глава двадцатая. О модусах удовольствия и страдания
Глава двадцать первая. О силах [и способностях] (of power)
Глава двадцать вторая. О смешанных модусах
Глава двадцать третья. О наших сложных идеях субстанций
Глава двадцать четвертая. О собирательных идеях субстанций
Глава двадцать пятая. Об отношении
Глава двадцать шестая. О причине и следствии и других отношениях
Глава двадцать седьмая. О тождестве и различии
Глава двадцать восьмая. О других отношениях
Глава двадцать девятая. О ясных и смутных, отчетливых и путаных идеях
Глава тридцатая. Об идеях реальных и фантастических
Глава тридцать первая. Об идеях адекватных и неадекватных
Глава тридцать вторая. Об идеях истинных и ложных
Глава тридцать третья. Об ассоциации идей

КНИГА ТРЕТЬЯ
Глава первая. О словах, или о языке вообще
Глава вторая. О значении слов
Глава третья. Об общих терминах
Глава четвертая. Об именах простых идей
Глава пятая. Об именах смешанных модусов и отношений
Глава шестая. Об именах субстанций
Глава седьмая. О словах-частицах
Глава восьмая. Об отвлеченных и конкретных терминах
Глава девятая. О несовершенстве слов
Глава десятая. О злоупотреблении словами
Глава одиннадцатая. О средствах против упомянутых несовершенств и злоупотреблений

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

ТОМ II

ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ. КНИГА IV
Глава первая. О познании вообще
Глава вторая. О степенях нашего познания
Глава третья. О сфере человеческого познания
Глава четвертая. О реальности нашего познания
Глава пятая. Об истине вообще
Глава шестая. Об общих положениях, их истинности и достоверности
Глава седьмая. О несомненных положениях
Глава восьмая. О положениях с ничтожным содержанием
Глава девятая. О нашем познании существования
Глава десятая. О нашем познании бытия бога
Глава одиннадцатая. О нашем познании существования других вещей
Глава двенадцатая. Об усовершенствовании нашего познания
Глава тринадцатая. Несколько дальнейших соображений относительно нашего познания
Глава четырнадцатая. О суждении
Глава пятнадцатая. О вероятности
Глава шестнадцатая. О степенях согласия
Глава семнадцатая. О разуме
Глава восемнадцатая. О вере и разуме и их различных областях
Глава девятнадцатая. О [религиозном] исступлении
Глава двадцатая. Об ошибочном согласии, или заблуждении
Глава двадцать первая. О разделении наук

ОБ УПРАВЛЕНИИ РАЗУМОМ
[ОТРЫВКИ ИЗ ТРЕХ ПИСЕМ ДЖ. ЛОККА К Э. СТИЛЛИНГФЛИТУ, ЕПИСКОПУ ВУСТЕРСКОМУ]
[Из первого письма]. Письмо Его высокопреподобию Эдуарду, лорду епископу Вустерскому, по поводу некоторых мест в недавнем трактате Его милости «В защиту учения о Троице», относящихся к «Опыту о человеческом разумении» г-на Локка
[Об идее субстанции]
[Об идее духовной субстанции]
[О достоверном знании]
[О реальной и номинальной сущностях]
[Из второго письма]. Ответ г-на Локка на возражение Его высокопреподобия лорда епископа Вустерского на его письмо по поводу некоторых мест в недавнем трактате Его милости «В защиту учения о Троице», относящихся к «Опыту о человеческом разумении» г-на Локка
[О рассуждении посредством идей]
[О противоположности веры и знания]
[Из третьего письма]. Ответ г-на Локка на возражение Его высокопреподобия лорда епископа Вустерского на Его второе письмо, где рассмотрены помимо случайных вопросов мнения Его милости о достоверности, постигаемой посредством разума, о достоверности посредством идей и о достоверности посредством веры; о воскресении тела; о нематериальности души; о несовместимости взглядов г-на Локка с догматами христианской веры и тенденции этих взглядов к скептицизму
[О неясных и путаных идеях]
[О достоверном знании и способах его достижения]
[Против обвинений в скептицизме]
[О способах достижения достоверного знания посредством идей и посредством разума]
[О достоверном знании при смутных идеях]
[О критерии достоверного знания]
[Об интуитивном познании материи]
[О достоверном знании субстанции]
[О способности материи к мышлению]

ИССЛЕДОВАНИЕ МНЕНИЯ ОТЦА МАЛЬЁРАНША О ВИДЕНИИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ В БОГЕ

ЗАМЕЧАНИЯ К НЕКОТОРЫМ КНИГАМ Г-НА НОРРИСА, В КОТОРЫХ ОН ОТСТАИВАЕТ МНЕНИЕ ОТЦА МАЛЬБРАНША О НАШЕМ ВИДЕНИИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ В БОГЕ

ЭЛЕМЕНТЫ НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава I. О материи и движении
Глава II. О вселенной
Глава III. О нашей Солнечной системе
Глава IV. О Земле как планете
Глава V. О воздухе и атмосфере
Глава VI. Об атмосферных явлениях вообще
Глава VII. О родниках, реках и морях
Глава VIII. О разного рода землях, камнях, металлах, минералах и других ископаемых
Глава IX. О растительности, или растениях
Глава X. О животных
Глава XI. О пяти чувствах
Глава XII. О человеческом разумении

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

ТОМ III

ОПЫТЫ О ЗАКОНЕ ПРИРОДЫ
I. Существует ли нравственный принцип, или закон природы? Да, существует
II. Познаваем ли закон природы с помощью светоча природы? Да, познаваем
III. Запечатлен ли закон природы в душе человека? Нет, не запечатлен
IV. Может ли разум через чувственное восприятие прийти к познанию закона природы? Да, может
V. Можно ли познать закон природы из общего согласия людей? Нет, нельзя
VI. Налагает ли закон природы обязательства на людей? Да, налагает
VII. Является ли обязательство, налагаемое законом природы, вечным и всеобъемлющим? Да, является
VIII. Является ли личная выгода каждого человека основанием закона природы? Нет, не является

ПРЕДСМЕРТНАЯ РЕЧЬ ЦЕНЗОРА. 1664 г.

ОПЫТ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ

ПОСЛАНИЕ О ВЕРОТЕРПИМОСТИ

ДВА ТРАКТАТА О ПРАВЛЕНИИ
Предисловие
КНИГА ПЕРВАЯ
Глава I. [Вводная]
Глава II. Об отцовской и монархической власти
Глава III. О праве Адама на верховную власть на основе его сотворения
Глава IV. О праве Адама на верховную власть на основе дара, Быт. 1, 28
Глава V. О праве Адама на верховную власть на основе подчинения Евы
Глава VI. О праве Адама на верховную власть на основе отцовства
Глава VII. Об отцовстве и собственности, рассматриваемых вместе как источники верховной власти
Глава VIII. О передаче верховной монархической власти Адама
Глава IX. О монархии, полученной по наследству от Адама
Глава X. О наследнике монархической власти Адама
Глава XI. Кто этот наследник?
КНИГА ВТОРАЯ
Глава I. [Вводная]
Глава II. О естественном состоянии
Глава III. О состоянии войны
Глава IV. О рабстве
Глава V. О собственности
Глава VI. Об отцовской власти
Глава VII. О политическом или гражданском обществе
Глава VIII. О возникновении политических обществ
Глава IX. О целях политического общества и правления
Глава X. О формах государства
Глава XI. Об объеме законодательной власти
Глава XII. О законодательной, исполнительной и федеративной власти в государстве
Глава XIII. О соподчиненности властей в государстве
Глава XIV. О прерогативе
Глава XV. Об отцовской, политической и деспотической власти, рассматриваемых совместно
Глава XVI. О завоевании
Глава XVII. Об узурпации
Глава XVIII. О тирании
Глава XIX. О распаде системы правления

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ

РАССУЖДЕНИЕ О ЧУДЕСАХ

Примечания
Указатель имен
Предметный указатель

Джона Локка (1632-1704) по праву считают классиком эмпиризма Нового времени. Его трактат «Опыт о челове­ческом разуме» является едва ли не первым крупным фило­софским сочинением, целиком посвященным проблемам теории познания. Основную задачу своих гносеологических исследований Локк видел в выяснении познавательных спо­собностей человека, установлении их пределов, знание ко­торых позволило бы избежать бесплодных споров и разъ­едающего скептицизма, послужило бы побуждением к про­дуктивной умственной деятельности. «Наша задача здесь, -пишет Локк, - знать не все, а то, что важно для нашего по­ведения. Если сможем найти мерила, по которым разумное существо в таком положении, в какое человек поставлен в этом мире, может и должно управлять своими мнениями и зависящими от них действиями, нам нет нужды смущаться тем, что некоторые вещи ускользают от нашего познания».

Как и Декарт, Локк изучал происхождение и познава­тельное значение идей человеческого мышления. Новое время радикально приземлило высокое понятие «идея», ко­торое в философии Платона обозначало надприродную сущность и совершенный, не связанный ни с какими эмпи­рическими ограничениями, образец единичных вещей. Та­кое же онтологическое значение идеям придавала и средне­вековая схоластическая традиция. Декарт же, четко разгра­ничивая самосознающего субъекта и познаваемую им фи­зическую реальность, толкует идею как субъективное состо­яние мыслящего разума и одновременно как своеобразный предмет мышления. Локк вполне согласен здесь с Декартом, называя идеей все то, что ум замечает в себе и что есть не­посредственный объект восприятия, мышления или пони­мания. Идеи - это элементы внутреннего, психического ми­ра, которыми занята душа в процессе мышления.

Но Локк решительно расходится с Декартом в вопросе о происхождении идей. Декарт утверждал существование врожденных идей, ясность и отчетливость которых гаранти­рует их соответствие физической реальности. Локк пол­ностью отрицает возможность врожденного знания и на протяжении всей первой книги своего трактата доказывает, что единственным источником идей является опыт; все на­ше знание в конце концов происходит от опыта. Его отнюдь не убеждают доводы сторонников рационализма относи­тельно якобы общего согласия людей по поводу некоторых идей и постулатов, ибо, например, у маленьких детей ниче­го подобного не запечатлено в их уме. Неодинаковы и мо­ральные принципы разных народов. Есть племена, не зна­комые даже с идеей Бога.

Весь материал мышления нашему разуму доставляет «наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, вос­принимаемые и рефлектируемые нами самими»2. Из опыта чувств, обращенных к внешним предметам, мы получаем идеи различных качеств этих предметов. Внутреннее вос­приятие деятельности нашего ума доставляет идеи другого рода, которые невозможно получить извне.

Локк, Д. Избранные философские произведения. В 2 т. / Д. Локк. М., 1960. Т. 1.С. 74. Там же. С. 128.

Таковы идеи мышления, сомнения, веры, рассуждения, познания, жела­ния. Источник этих идей хотя и не связан непосредственно с внешними предметами, но все же похож на них, и Локк на­зывает его «внутренним чувством», или рефлексией, пони­маемой как наблюдение, которому ум подвергает свою дея­тельность и способы ее проявления, вследствие чего в разу­ме возникают идеи этой деятельности. Опыт рефлексии мо­жет возникнуть лишь после получения извне ощущений.

Итак, наши идеи, относящиеся в внешним телам, имеют источником качества этих тел. Одни из этих качеств, по убеждению Локка, не могут быть отделены от тел, а равно и от какой-либо частицы материи. Это протяженность, плот­ность, форма, подвижность, количество. Такие качества тел Локк называет первоначальными, или первичными. Идеи подобных качеств точно воспроизводят соответствующие параметры воспринимаемых предметов. Вместе с тем такие качества, как цвета, звуки, вкусы, имеют субъективный ха­рактер и, будучи вызванными различными комбинациями первичных качеств, представляют собой человеческие пере­живания, непохожие на вызвавшие их причины. Эту группу качеств Локк называет вторичными, подчеркивая, что в са­мих телах нет ничего сходного с идеями красного, сладкого и т.д.

Различение первичных и вторичных качеств отнюдь не является открытием Локка. Оно встречалось еще у антич­ных атомистов и вообще характерно для тех философов, ко­торые подчеркивают определяющую значимость механи­ческих параметров бытия. Не случайно к этому же различе­нию в Новое время обратился Галилей.

Человеческая душа, по Локку, получает от наших чувств простые и несмешанные идеи. Доставляются они только ощущением и рефлексией (размышлением, самонаблюде­нием). Простые идеи, по Локку, не могут создаваться чело­веческим разумом, а равно и произвольно разрушаться им, подобно тому, как мы не можем создать из Ничего какую-нибудь из вещей материального мира или, наоборот, обра­тить ее в ничто. Разум может повторять, сравнивать, комби­нировать эти простые идеи, но не в его власти изобрести хо­тя бы одну новую простую идею. При восприятии их ум пассивен. Вместе с тем ум способен проявлять активность, используя такие идеи как материал для построения новых, сложных идей, которые могут быть либо модусами, либо субстанциями, либо отношениями (математическими или же моральными).

Модусы понимаются при этом как слож­ные идеи, зависимые от субстанций или являющиеся их свойствами. Идея субстанции есть такое сочетание простых идей, которое считается представляющим отдельные, са­мостоятельно существующие вещи. При этом всегда пред­полагается неясная, по словам Локка, идея субстанции как таковой. Последняя идея есть предположение о неизвестном нам носителе тех качеств, которым соответствуют простые идеи. Возможны идеи материальной субстанции и субстан­ции духовной, однако обе они не отличаются отчетли­востью, хотя у нас нет и оснований утверждать небытие со­ответствующих субстанций. Свою позицию в отношении общих понятий Локк определяет в духе номинализма, при­знавая общее порождением абстрагирующей деятельности разума и утверждая, что реально существует лишь еди­ничное.

Человеческий ум, по Локку, познает вещи не непосред­ственно, а через посредство имеющихся у него идей этих ве­щей. Поэтому познание реально лишь постольку, посколь­ку наши идеи соответствуют вещам. «Но что будет здесь критерием? Как же ум, если он воспринимает лишь свои собственные идеи, узнает об их соответствии самим ве­щам?»1. Хотя этот вопрос признается нелегким, однако Локк утверждает, что есть два вида идей, которым мы вправе до­верять. Это, во-первых, все простые идеи, являющиеся не выдумками нашего воображения, а естественными и закономерными продуктами окружающих нас вещей. Во-вторых, это все сложные идеи, кроме идей субстанций. Не субстанциональные сложные идеи образуются умом по своему свободному выбору и сами являются прообразами, с которыми мы соотносим вещи. Отсюда - специфическая реальность математического познания, а также познания принципов морали. Этические и математические утвержде­ния не становятся менее истинными от того, что мы сами образуем соответствующие идеи. Здесь достаточно лишь непротиворечивости, согласованности идей.

Идеи субстанции имеют свои прообразы вне нас, поэто­му их познание может и не быть реальным. «Реальность на­шего познания субстанций основана на том, что все наши сложные идеи субстанций должны быть составлены из та­ких, и только из таких простых идей, которые были обнару­жены совместно существующими в природе».

Локк, Д. Избранные философские произведения. В 2 т. / Д. Локк. Т. 1.С. 549.

Наиболее достоверным является интуитивное познание, при котором ум воспринимает соответствие или несоответ­ствие двух идей непосредственно через них самих, без при­влечения других идей. Таким образом ум воспринимает, что белое не есть черное, что круг не есть треугольник, что три больше двух. От такой интуиции, не оставляющей мес­та колебаниям или сомнениям, всецело зависит, как полагал Локк, достоверность и очевидность всего нашего познания.

От интуитивного познания производно познание демон­стративное, или доказательное, достигаемое опосредованно, при участии других идей, привлекаемых в процессе рассуж­дения. Каждый шаг в осуществлении доказательства должен обладать интуитивной достоверностью. В целом же наше познание никогда не достигает всего того, что нам хотелось бы знать. У нас есть идеи материи и мышления, но не пред­ставляется возможным узнать, мыслит ли какой-нибудь ма­териальный предмет. Даже Бог представляет собой всего лишь сложную идею, образуемую путем соединения идеи бесконечности с идеями существования, силы, знания и т.д. Таким образом, «у нас есть интуитивное познание нашего собственного бытия, демонстративное познание бытия божия, а для бытия других вещей мы располагаем только чувственным познанием, которое простирается лишь на предметы, непосредственно предстающие нашим чув­ствам»2.

Локк, как и Декарт, считает идеи чисто духовными фено­менами, поэтому переход от них к реальному внешнему бы­тию есть некий скачок. Но Локк не считает, в отличие от Де­карта, мышление субстанциональным, и напрашивается вывод о том, что признание реальности вещей делает идеи призрачными, тогда как допущение реальности идей пре­вратило бы сами вещи в продукты нашего воображения.

Определенного внимания заслуживает социально-фило­софская концепция Локка. Как и Гоббс, он утверждает дого­ворное происхождение государства; но если у Гоббса «есте­ственное состояние» людей, предшествовавшее государственному, изображается в весьма мрачных тонах и толку­ется как бессмысленная и жестокая война всех против всех, то Локк рисует эту раннюю фазу истории как состояние ра­венства, в котором власть и правомочность являются вза­имными, а свобода не сопровождается произволом.

1 Локк, Д. Избранные философские произведения. В 2 т. / Д. Локк.

Свобо­ду человека направляет естественный закон, запрещающий ограничивать другого в его жизни, здоровье, праве или иму­ществе. Поэтому власть правителя, полученная на основе договора, не может посягать на неотторжимые права каж­дой человеческой личности. Умеренны и воззрения Локка на религию. Признавая доказанным бытие Бога, он вместе с тем выступает сторонником веротерпимости и считает не­допустимым вмешательство государства в религиозную жизнь. Такая рассудительная и осторожная мировоззрен­ческая установка в основном отвечала духу времени, что и обусловило популярность философии Локка среди совре­менников, а также значительное ее влияние на мировоз­зренческую мысль эпохи Просвещения.

Практическим приложением философского учения Лок­ка явилась его педагогическая концепция. Если Я.А. Комен-ский был озабочен в основном эффективной организацией обучения школьников, то Дж. Локк" продолжил идеи «есте­ственной педагогики» в направлении, связанном с воспита­нием характера образующейся личности. Начало эпохи Просвещения отмечено повышенным вниманием к пробле­ме естественного, т.е. отвечающего человеческой природе, мировоззрения, которое строилось бы в согласии с опытом. Если опыт вообще является источником нашего познания, то и постановка дела образования должна открывать детям доступ к целесообразному опыту, наполняющему душу нужными для жизни знаниями. Страсти души, как утверж­дал Декарт, а вслед за ним и Спиноза, замутняют наш ум. Поэтому, полагал Локк, в человеке нужно так развить сво­боду воли, чтобы она направляла его на самосовершенство­вание. Ребенок нуждается в авторитете, а его источником является, во-первых, божественная воля, поддерживаемая религиозной верой, во-вторых, государственно-правовая воля, основывающаяся на общественном договоре, и, в-третьих, общественная мораль и личная нравственная нор­ма. Задача воспитателя состоит в том, чтобы обеспечить це­лесообразное педагогическое воздействие, формирующее нужный, благотворный личный опыт ученика. Воспитатель должен выявить его положительные задатки, развить его де­ятельные силы, укрепить его физическое и духовное здоровье.

Счастье основывается на добродетели, мудрости, бла­говоспитанности, а также на обладании нужным для жизни знанием.

Педагогика Локка имеет практический и даже призем­ленный характер. Так, мудрость понимается им как искус­ство предусмотрительно и умело вести свои дела; доброде­тель он связывает с внутренней дисциплиной, умением под­чиниться доводам разума; все воспитание должно основы­ваться, кроме разумной дисциплины, на знании работы на­шего организма и человеческой воли, а также на уважении к другим людям и соблюдении нравственных норм.

Джон Локк – выдающийся философ 17 века, оказавший существенное влияние на становление западной философии. До Локка западные философы основывали свои взгляды на учении Платона и других идеалистов, согласно которым бессмертная душа человека – средство получения информации прямо из Космоса. Ее наличие позволяет человеку родиться с готовым багажом знаний, и ему уже не нужно было учиться.

Философия Локка опровергала и эту идею, и само существование бессмертной души.

Факты из биографии

Джон Локк родился в Англии, в 1632 г. Его родители придерживались пуританских взглядов, которые будущий философ не разделял. Окончив с отличием Вестминстеровскую школу, Локк стал преподавателем. Обучая студентов греческому языку и риторике, он и сам продолжал учиться, особое внимание уделяя естественным наукам: биологии, химии и медицине.

Локка интересовали и политико-правовые вопросы. Социально-экономическая обстановка в стане подтолкнула его примкнуть к оппозиционному движению. Локк становится близким другом лорда Эшли Купера – родственником короля и главой оппозиционного движения.

Стремясь принять участие в реформации общества, он бросает преподавательскую карьеру. Локк переезжает в имение Купера и вместе с ним и несколькими дворянами, разделявшими их революционные взгляды, готовит дворцовый переворот.

Попытка переворота становится переломным моментом в биографии Локка. Она оборачивается неудачей, и Локк вместе с Купером вынужден бежать в Голландию. Здесь, в течение следующих нескольких лет, он посвящает все свое время изучению философии и пишет свои лучшие труды.

Познание, как результат наличия сознания

Локк полагал, что – это уникальная способность человеческого мозга воспринимать, запоминать и отображать действительность. Родившийся младенец – чистый лист бумаги, у которого еще нет впечатлений и сознания. Оно будет формироваться в течение жизни, базируясь на чувственных образах – впечатлениях, полученных посредством органов чувств.

Внимание! Согласно представлениям Локка, каждая идея – продукт человеческой мысли, появившейся благодаря уже существующим вещам.

Основные качества вещей

К созданию каждой теории Локк подходил с позиции оценивания качеств вещей и явлений. У каждой вещи есть первичные и вторичные качества.

К первичным качествам относятся объективные данные о вещи:

  • форма;
  • плотность;
  • размер;
  • количество;
  • способность к движению.

Эти качества присущи каждому объекту, и ориентируясь на них, человек составляет свое впечатление о каждой вещи.

Ко вторичным качествам относятся впечатления, порождаемые органами чувств:

  • зрением;
  • слухом;
  • ощущениями.

Внимание! Взаимодействуя с предметами, люди получают информацию о них, благодаря образам, возникающим на основе чувственных впечатлений.

Что такое собственность

Локк придерживался концепции, согласно которой собственность – результат труда. И она принадлежит человеку, который этот труд вкладывал. Так, если человек посадил сад на земле дворянина, то собранные плоды принадлежат ему, а не хозяину земли. Человек должен владеть только той собственностью, которую он получил своим трудом. Поэтому имущественное неравенство – естественное явление и искоренить его не получиться.

Основные принципы познания

Теория познания Локка базируется на постулате: «Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении». Он означает, что любое знание – результат восприятия, личного субъективного опыта.

По степени очевидности философ разделил знания на три вида:

  • исходное – дает знание об одной вещи;
  • демонстративное – позволяет строить умозаключения, сравнивая понятия;
  • высшее (интуитивное) – оценивает соответствие и несоответствие понятий непосредственно разумом.

Согласно представлениям Джона Локка, философия дает человеку возможность определить назначение всех вещей и явлений, развивать науку и общество.

Педагогические принципы воспитания джентльменов

  1. Натуральная философия – в нее входили точные и естественные науки.
  2. Практическое искусство – включает философию, логику, риторику, политические и социальные науки.
  3. Учение о знаках – объединяет все лингвистические науки, новые понятия и идеи.

Согласно теории Локка о невозможности естественного получения знаний через Космос и силы природы, человек осваивает точные науки только через учение. Большинство людей не знакомы с основами математики. Им приходится прибегать к напряженному умственному труду в течение долгого времени, чтобы усвоить математические постулаты. Этот подход верен и для освоения естественных наук.

Справка! Также мыслитель полагал, что понятия нравственности и морали передаются по наследству. Поэтому люди не могут обучиться нормам поведения и стать полноценными членами общества вне семьи.

Воспитательный процесс должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Задача воспитателя – постепенное обучение будущего джентльмена всем необходимым навыкам, в которые входит освоение всего спектра наук и норм поведения в обществе. Локк выступал за раздельное обучение детей из благородных семей и детей простолюдинов. Последним следовало обучаться в специально созданных рабочих школах.

Политические взгляды

Политические взгляды Джона Локка были антиабсолютическими: он выступал за смену действующего режима и утверждение конституционной монархии. По его мнению, свобода – естественное и нормальное состояние индивида.

Локк отвергал представления Гоббса о «войне всех против всех» и полагал, что изначальное понятие частной собственности сформировалось у людей гораздо раньше установления государственной власти.

Торгово-экономические отношения должны быть построены на простой схеме обмена и равенства: каждый человек ищет свою выгоду, производит товар и обменивает его на другой. Насильственный отъем товара – нарушение закона.

Локк стал первым мыслителем, который принял участие в создании первоучредительного государственного акта. Он разработал текст конституции для Северной Каролины, который в 1669 г. одобрили и утвердили члены народного собрания. Идеи Локка были новаторскими и перспективными: плоть до сегодняшнего дня вся североамериканская конституционная практика опирается на его учение.

Права личности в государстве

Основной правового государства Локк считал три неотъемлемых права личности, которые есть у каждого гражданина независимо от его социального положения:

  1. на жизнь;
  2. на свободу;
  3. на собственность.

Конституция государства должна создаваться с оглядкой на эти права и быть гарантом сохранения и расширения свободы человека. Нарушение права на жизнь – это любая попытка порабощения: насильственное принуждение человека к какой-либо деятельности, присвоение его собственности.

Полезное видео

В видео подробно рассказано о философии Локка:

Религиозные взгляды

Локк был стойким приверженцем идеи о разделении церкви и государства. В своей работе «Разумность христианства» он описывает необходимость веротерпимости. Каждому гражданину (за исключением атеистов и католиков) гарантируется свобода вероисповедания.

Джон Локк считает религию не основой морали, а средством ее укрепления. В идеале, человек должен руководствоваться не церковными догмами, а самостоятельно прийти к широкой веротерпимости.

Рационалистичность после Декарта стала культурно-норматив­ной формой мышления, определившей развитие цивилизации на весь последующий период. Буквально все основные операции мышления трансформировались. Возникли новые способности как следствие дифференциации психики и возрастания автоно­мии индивидуальности. К примеру, для человека, способного мыслить в рационалистической парадигме, не может быть сомне­ний в истинности силлогистического вывода, даже когда речь идет о вещах, с которыми он раньше дела не имел. Это по всем статьям иная работа мысли, нежели приводившиеся выше при­меры мышления декхан патриархальной общины, описанные А.Р. Лурия. Принципиальный характер новообразований такого рода очевиден при сравнении двух парадигм мышления.

ПРИНЦИПЫ СИНКРЕТИЧЕСКОГО/ПРАЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Синкретическая слитость субъективно­го и объективного. Мышление в мифе-мах. Центрация мышления (неспособ­ность видеть себя со стороны, стать на другую позицию наблюдения) Разделение объекта и субъекта позна­ния, реальности и ее субъективного образа. Мышление в понятиях. Децен-трация (вариативность позиции). Инт­роспекция (развитие способности к са­монаблюдению)
Ощущение произвольной изменчиво­сти мира (по желанию богов, по воле магии) Ощущение неизменности мирового порядка (после первотолчка Божест­венного творения)
Восприимчивость к неконтролируемым сознанием мыслительным импульсам («двухпалатность» мышления, непро­извольность, интуиция) Внутренний контроль над процессами умозаключения
Партиципация объектов в плане сим­патической и контагиозной магии Ассоциация идей по сходству и смеж­ности
Трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее) Дедукция (восхождение от общего к частному через достоверные посылки)
Предпричинность (смешение мотива и причины) Строгая причинность, каузальность (от лат. causalis - причинный)
Единство аффективности и интеллек­туальности, примат эмоционального отношения над объективными связями объектов Разграничение интеллекта и аффекта, появление критичности мышления как универсальной формы контроля над эмоциональностью и верой
Слияние индивидуального и коллек­тивного сознания, подключенность к коллективному бессознательному Дифференциация Я и индивидуально­го сознания от группового Мы и кол­лективного бессознательного

Вместе с тем, и это кардинально важно, рационалистическое мышление было результатом естественного поступательного раз­вития психики и фактически основывалось на тех же потенциях

и глубинных механизмах, что и мышление магическое. Принцип сходства/смежности, лежавший прежде в основе магических за­конов партиципации, имманентных внешнему миру, был осознан теперь как ассоциативный принцип организации субъективного опыта и внутренних образов. Мир, спаянный всеобщей соприча­стностью, оказался не менее прочно связан всеобщей причинно­стью и детерминизмом природных законов. Непосредственная достоверность чувств сменилась непосредственной достоверно­стью разума. Абсолютность Бога выступила как абсолютность ис­тины и т.д. Основные категории сознания как бы поднялись на следующую ступень.



Таким образом, только пережив тотальность магической со­причастности, человек оказался способен принять безусловность логики, подчиниться необходимости причинной связи, ощутить красоту и всеобщность истины. Магическое мышление - первая и необходимая фаза развития интеллекта - изначально содержа­ла все имманентные психике глубинные механизмы, которые ста­ли разворачиваться в новые структуры и способности. Благодаря подобной инвариантности, целостности, если хотите, укомплек­тованности, не только магическое мышление, но точно так же и все последующие формы мышления образуют законченные и са­модостаточные парадигмы, способные обеспечить реальную адап­тацию индивида на соответствующем уровне. И на своем истори­ческом этапе картезианская парадигма мышления, в сущности, определила характер развития общества, его этики, эстетики и даже основных технологий.



Рационализм (от лат. ratio - разум) представлял собой уни­версальное учение, объяснявшее мир и человека в трех аспектах. Рационализм онтологический (от греч. ontos - сущее) провозгла-

шал разумность, законосообразность бытия, четкую детерми­нированность мира. Рационализм гносеологический (от греч. gnosis - познание) обосновывал способность человеческого разу­ма овладеть истиной, до конца познать мир. Рационализм эти­ческий (от греч. ethos - обычай, нрав, характер) утверждал, что разум - основа блага, и потому просвещение изменяет человека и общество к лучшему. И по всем направлениям рационализм приводил к феноменальным результатам.

Онтологическая картина этой эпохи восхищает логической ясностью, математической точностью, перспективностью фун­даментальных открытий, да просто гениальностью Декарта, Лейбница, Ньютона, Ломоносова и других гигантов науки. Тео­рия познания в этот период обогатилась учением об антиномиях И. Канта и диалектическим методом Г. Гегеля. Этика нашла высшее выражение в идее «общественного договора», которой посвящал специальный труд чуть ли не каждый крупный мысли­тель того времени: Т. Гоббс (1651), Д. Локк (1690), Ж.-Ж. Руссо (1762), Д. Дидро (1770). Согласно просветительским взглядам, «общественный договор» не есть завет Бога человеку, а общена­родное соглашение равных, свободных и независимых людей, устанавливающих разумные правовые нормы, охраняющие их жизнь, свободу и частную собственность. Цель «государства разу­ма» (выражение Ж.-Ж. Руссо) - высшее благо людей, свобода и равенство каждого.

Общественная мысль XVII - первой половины XIX в. была проникнута оптимистическим духом переустройства мира, уве­ренностью в близком торжестве разума, идеалов всеобщего ра­венства и справедливости. И это были отнюдь не отвлеченные философские мечтания. Мыслители, исследователи и писатели эпохи Просвещения были людьми дела и успеха. Они всегда, при любых обстоятельствах работали очень продуктивно, хотя просве­тительство и в те времена было предприятием рискованным и в личном плане нередко заканчивалось трагически. Виртуоз-экспе­риментатор Антуан Лавуазье (1743-1794) точными опытами до­казал закон сохранения вещества, как «бритвой Оккама» отсек теорию теплорода, сделал ряд открытий, оказавших решающее влияние на все последующее развитие химии. Ему постоянно не хватало денег на бесконечные эксперименты, уникальную по тем временам лабораторию, особо точные приборы. И чтобы самому, вне зависимости от спонсоров, финансировать свои опыты, мыс­лителю пришлось заняться «бизнесом по-средневековски» - взять в откуп сбор налогов. В 1789 г. он издал, наконец, «Началь­ный учебник химии», в котором изложил выработанную им сис­тему знаний и который на века стал настольной книгой химиков.

А в 1794 г. революционный трибунал якобинцев разом пригово­рил к смерти всю коллегию откупщиков. Антуан Лавуазье был казнен, что называется, за компанию и спустя два года признан «невинноосужденным». Это произошло с ученым, составившим славу Франции. А в России самоубийством закончилась просве­тительская деятельность А.Н. Радищева (1749-1802), чья книга «Путешествие из Петербурга в Москву» стала знаковой в русской классической литературе.

И все-таки, несмотря на личные трагедии, человек Просве­щения представлял собой тип победителя, который силой разума и упорством воли продвигался к великим открытиям и историче­ским свершениям. Характерна в этом отношении биография Бенджамина Франклина (1706-1790). Он не был потомственным интеллектуалом. Родившись в семье ремесленника, он с 17 лет начал работать в типографии. Это ему, можно сказать, повезло: он сразу оказался в центре массовых коммуникаций эпохи, и остальное стало делом самообразования. Бенджамин Франклин основал первую в Америке публичную библиотеку (1731). Этот поступок следовало бы считать типологическим. Через восемь лет он основал знаменитый впоследствии Пенсильванский универси­тет (1740). Затем организовал первое «Американское философ­ское общество» (1743). Потом на семь лет погрузился в научные изыскания. Как естествоиспытатель вошел в историю благодаря разработке унитарной теории электричества. У современников прославился изобретением громоотвода. Когда началась война с Англией, участвовал в подготовке «Декларации независимости» (1776), стал одним из авторов «Конституции США» (1787). Любо­пытная деталь: в 1789 году Бенджамин Франклин был избран иностранным почетным членом Петербургской Академии наук.

Главное в этих людях то, что они подходили к рассмотрению судеб человечества с оптимистической точки зрения. Складыва­лось общее представление о прогрессе как поступательном разви­тии от низшего к высшему не только в области науки и техники, но и в росте благосостояния, свободы, цивилизованности, даже в человеческой природе. Само название культурно-исторической эпохи: «Просвещение» - подчеркивает ее коммуникативную сущность.

Когда говорят: «Вольтер орудием насмешки погасил в Европе костры инквизиции», - вовсе не имеют в виду, что великий ост­роумец сумел пристыдить мракобесов. Суть в другом. Неотрази­мая логика и блистательная игра ума мыслителя-рационалиста стали всеобщим достоянием благодаря памфлетному стилю его творений: романов, статей, анекдотов, афоризмов... И перед ли­цом нового общественного мнения средневековые судилища ста-

ли просто невозможны. Действительность и мощь рационалисти­ческого мышления реализовывалась в процессе убеждения воз­можно более широкого круга людей в достоверности выводов и правоте требований гениев человечества. Новая парадигма мыш­ления становилась общим достоянием благодаря поразительной эффективности соответствовавшего ей особого типа текста, кото­рый вполне обоснованно можно определить как текст убеждаю­щий. Вот как описывает А.И. Герцен впечатления, вызванные «Философическим письмом» П.Я. Чаадаева (1794-1856), опубли­кованным журналом «Телескоп» в 1836 г.:

«Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь; тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре, или о том, что его не будет, - все равно надо было проснуться... "Письмо" Чаадаева потрясло всю мыслящую Рос-сию... Я раза два останавливался, чтобы отдохнуть и дать улечься мыслям и чувствам, и потом снова читал и читал... Потом я пере­читывал "Письмо" Витбергу, потом Скворцову, молодому учите­лю вятской гимназии, потом опять себе. Весьма вероятно, что то же самое происходило в разных губерниях и уездных городах, в столицах и господских домах. Каждый чувствовал гнет, у каждого было что-то на сердце, и все-таки все молчали; наконец, пришел человек, который по-своему сказал что... на минуту все, даже сонные и забитые, отпрянули, испугавшись зловещего голоса. Все были изумлены, большинство оскорблено, человек десять громко и горячо рукоплескали автору» 6 .

И с этим ничего уже нельзя было поделать. За крамольную публикацию журнал «Телескоп» был немедленно закрыт, а автор объявлен сумасшедшим. Но состояние сознания «всей мыслящей России» все равно стало иным. Развитие общественной мысли изменило свое течение, ибо человеческое сознание уже тем отли­чается от машины, что заднего хода не имеет.

В описании А.Й. Герцена (1812-1870), который сам вошел в историю отечественной журналистики как выдающийся мастер революционной пропаганды, бросается в глаза ключевая фраза: «Каждый чувствовал гнет, у каждого было что-то на сердце, и все-таки все молчали; наконец, пришел человек, который по-своему сказал что...». Здесь речь идет уже не о толпе, не о че­ловеке, вовлекаемом в пралогическую стихию коллективного бес­сознательного, а об аудитории, о людях, каждый из которых по-особенному переживает всеобщую беду, но смутные предпо­ложения которых становятся осознанными убеждениями именно под влиянием авторитетной доктрины, вызывающей самые раз-

6 Герцен А. Былое и думы. М., 1958. С. 445-446.

нообразные индивидуальные реакции - от изумления и оскорб­ленное™ до восхищения и активной поддержки. Вместе с тем видно, как люди стараются удостовериться в правоте доктрины: вдумчиво изучают, перечитывают, обсуждают с товарищами, сво­дя личные впечатления в мнение коллективное, общее, обще­ственное. Психология восприятия убеждающего текста как раз и состоит в осмыслении собственного переживания объективной жизненной ситуации под интегралом идеальной модели мироуст­ройства или программы на перспективу. Так происходит (или не происходит) подстройка жизненных планов индивида к коллек­тивному проекту (в терминологии Лифтона-Ольсона) поступате­льного развития общества, подстройка вплоть до формирования личных паттернов поведения. Это - сопоставление идеального с идеальным, можно сказать, чистая работа сознания. Но заверша­ется она становлением несгибаемых убеждений, массовыми дви­жениями, кровавыми революциями, демократическими конститу­циями и появлением все новых доктрин переустройства мира. И всякая авторитетная доктрина, выносимая на публичное обо­зрение, как бы предлагается всем и каждому в качестве «большой посылки» универсального силлогизма, под которую как «малую посылку» можно подвести собственные впечатления, чтобы соот­ветствовать общему мнению, принимаемому всеми за несомнен­ную истину. Логика убеждения превращается в логику убеждений (внутреннюю структуру мышления).

Казалось бы, процесс восприятия убеждающего текста цели­ком остается в светлом поле сознания. Но в том же описании А.И. Герцена не менее резко бросаются в глаза гиперэмоциональ­ные образы потрясенного воображения, которые характеризуют осмысление авторитетной доктрины как коллективное «АГА-переживание», представляя собой специфические психосоциаль­ные эффекты творчества-в-процессе-коммуницирования: «это был выстрел, раздавшийся в темную ночь; ...весть об утре, или о том, что его не будет... <...> ...на минуту все, даже сонные и за­битые, отпрянули, испугавшись зловещего голоса». Это лишний раз подтверждает, что психика не сводима к сознанию, а созна­ние не работает изолированно от психики.

Но если «АГА-переживание», согласно одной ветви психоло­гии, - это вспышка в сознании нового целостного образа, а со­гласно другой, момент перехода содержаний бессознательного че­рез порог осознания, то более всего интересно, каким образом в едином тексте соединяется аналитический подход к актуальным проблемам и архаические паттерны мышления, общения и пове­дения.

Предварительный ответ может дать структура религиозной проповеди как жанра, в котором формируются сразу две идеи: опорная, то есть излагающая богоустановленные нормы отноше­ния к миру, и рабочая, то есть рекомендующая оптимальный спо­соб действия в реальных обстоятельствах мирской жизни. Фунда­ментальная роль опорной идеи очевидна. Это - абсолютная точ­ка самооценки и универсальный критерий истины. Но откуда эта абсолютность и этот универсализм? Только из того вероучения, которое, осмыслив и упорядочив мистическую практику обще­ства, само смогло стать существенной частью ментальности наро­да. Как установил еще Дж. Фрэзер, символы и ритуалы даже бо­гословски очищенных религий несут в себе след изначальных фольклорных образов и магических обрядов 7 , то есть сохраняют непосредственный контакт с коллективным бессознательным, пусть даже это контакт противодействия. Получается, что опор­ная идея словно бы прокалывает препону между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным и умопостигаемая рабочая идея вступает в прямое соприкосновение с неизреченны­ми архетипами психики. Это импульс особого рода психической деятельности, в которой уже не сливаются, но еще достаточно жестко сопряжены логика и страсть, мысль и воля и которая объ­ективно проявляется как феномен убежденного поведения.

В религиозных убеждениях вообще чрезвычайно сильна по­веденческая компонента. «Что пользы, братья мои, если кто го­ворит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» - задается вопросом апостол и в размышлении приходит к выводу: «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе», - а затем формулирует знаменитый постулат: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2,14-20). Но изначально - знание. «Луч­ше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратить­ся назад» (2 Петр. 2,21). И если знание передано, человек не мо­жет уклониться ни от осознанного выбора, ни от личной ответ­ственности за свой выбор: «Если бы Я не пришел и не говорил, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Иоан. 15,22).

Можно говорить об универсальной модели убеждающего тек­ста, по которой могут быть выстроены и религиозная проповедь, и рекламный проспект, и газетная статья, и любое другое произ­ведение творчества-в-процессе-коммуницирования. Психологиче­ский механизм убежденного поведения весьма пластичен. Он способен включать в себя не только догмы религии, но и аксио­мы науки, и утопии идеологии, и лозунги политики, и магиче-

7 См.: Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985.

ские обряды. В этом плане всякое мировоззренческое знание тем и сильно, что является фиксацией коллективного бессознатель­ного на том уровне и в тех формах, которые доступны человеку данного времени. И конкретная доктрина срабатывает как опор­ная идея, если сама опирается на некий непререкаемый автори­тет и открывает перспективу личного спасения и вящего торжест­ва справедливости. До тех пор, пока само Учение, значимой ча­стью которого и выступает данная конкретная доктрина, прини­мается человеком за истину. Следовательно, в рационалистиче­ской парадигме убежденное поведение получает настолько твер­дую опору, насколько фундаментальны научные открытия, и на­столько мощный накал, насколько честны демократические идеа­лы. И если научный прогресс пробуксовывает, а демократические принципы оказываются в пренебрежении, то убеждающая комму­никация теряет эффективность. Тогда пропаганда автоматически возвращается к самым грубым верованиям, хватается за эзотери­ческие теории или создает некую квазирелигию. Знаменитый афоризм Вольтера: «Если бы бога не существовало, его следовало бы выдумать» (1769), - характерен уже сам по себе, но приобре­тает роковое звучание при сопоставлении с некоторыми высказы­ваниями конца XX в.: «Труп Ленина, возложенный, словно глав­ная святыня, на алтарь коммунистической идеологии, превратил большевистское сознание в квазирелигиозное. Атеизм, по всему миру распространявшийся как социально безвредный вариант свободы совести, у коммунистов переродился в разновидность го­сударственного трупопоклонничества со своим квазибогословием в виде тотальной пропаганды и своим ритуалом в формах тоталь­ного террора» 8 . Но достаточный ресурс убедительности текста может быть почерпнут только в его логической структуре.

Программирующая сила опорной идеи, строго говоря, не в ней самой, а в той логической процедуре, благодаря которой она соотносится с конкретными жизненными обстоятельствами. Ведь в убеждающем тексте должна быть еще и ^абочая_идея, рекомен­дующая конкретный и практически эффективный способ дейст­вия. И эта рабочая идея должна быть доказана и, главное, доказа­на рационалистически, то есть логически осознанно: в четком сле­довании аргументированных суждений и полной ясности выво­дов. Тут не столько поиск неведомой истины, сколько объясне­ние непонятого, сверка реальности с Учением, обоснование по­ведения и потому, в конечном счете, подтверждение истинности самой опорной идеи. Чем слабее опорная идея, тем более важно логически непротиворечиво, обстоятельно, наглядно доказать

идею рабочую. Поступательное развитие рационалистической па­радигмы мышления вело к тому, что все более существенное мес­то в убеждающем тексте занимал подробный анализ реальных об­стоятельств дела. Логическая строгость рассуждений автора стала самым сильным средством воздействия на читателя. Но и на этом пути были свои ловушки.

Наука выделяет два непременных качества в любом рассуж­дении: правильность и истинность. Первое означает соответствие законам и правилам формальной логики. Второе - реальной дей­ствительности. «Рассуждение может быть правильным, - пишет крупный современный математик и логик Алонзо Черч, - не­смотря на то, что утверждения, из которых оно построено, лож­ны» 9 . Логическая правильность рабочей идеи может создавать ил­люзию истины и в восприятии читателя, и в замысле автора. Бо­лее того, автор может сознательно подставлять в логически пра­вильные рассуждения лукавые цифры и факты. К примеру, под деловой рубрикой «На контроле - качество молока» публикуется статья «Вот где резервы» 10 . Автор подает вопиющие факты разва­ла сельскохозяйственного производства: «на фермах нет ветери-нарно-санитарного порядка»; «кормят коров по одному разу и то­лько соломой»; «доярки прогуливают»; «работники молочного за­вода умело пользуются тем, что в хозяйствах не точно определя­ется жир», - как резервы (?!) повышения качества продуктов жи­вотноводства. Выстраивается логически безукоризненная цепочка суждений, что стоит только устранить эти нелепости, как молоко сразу станет намного лучше. Но чем неопровержимее доказатель­ство по форме, тем дальше мысль, по сути, уходит от истинных причин провального положения дел. И если не зацикливаться на манипулятивной пропаганде, которая, как всякая ложь, амораль­на и даже подсудна, становится ясно, что логическая стройность рассуждений - это квинтэссенция журналистского мастерства и особо коварная ловушка для лучших умов журналистики. Заворо­женный правильностью собственной мысли публицист в упор не видит, насколько противоречивы, подчас абсурдны и, наконец, антиномичны реальные проблемы и события жизни. Он уверен­но, с интеллектуальным изяществом все подводит под готовый ответ. Но это может обернуться не просто пропагандистским провалом, а глубоким творческим кризисом.

Со времен изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбер­гом (1399-1468) восприятие убеждающего текста стало процес­сом массовым и публичным в самых существенным моментах.

9 Черч А. Введение в математическую логику. М., 1960. Т. 1. С. 15.

Люди в большинстве получают общественно значимую информа­цию широковещательно, то есть централизованно и публично. Поэтому даже в кругу лиц доверенных и близких обсуждаются, в сущности, общественные события. Это еще не толпа, но уже аудитория, поведение которой можно в значительной степени спрогнозировать и направить. И не без оснований в потоке со­знания писателя-авангардиста Джеймса Джойса как перефраз апостольского поучения «довлеет дневи злоба его» (Матф. 6, 34) выкристаллизовался афоризм: «Довлеет дневи газета его» (1922). Но в том, что касается непосредственного окружения, житейских дел и личных интересов, человек все-таки опыту доверяет боль­ше, чем пропаганде. И если публицистические установки расхо­дятся с постоянной практикой людей, журналистские тексты их не убеждают. Тогда журналистика - сама по себе, а аудитория - сама по себе. В сущности, это коммуникативное выражение об­щего духовного кризиса: «идеология - отдельно, а люди - от­дельно». Для классного журналиста это субъективно болезненное состояние. Его профессиональное самолюбие не может терпеть, что убеждающий текст - отдельно, а убежденное поведение - отдельно, и гонится за самыми точными аргументами, самыми однозначными формулировками. Но жизнь не слушается, и луч­шие перья редакций уходят в филигранную логику, словно пра­ведники в монастырь.

В статье под характерным названием «Журналистский текст до и после 1985 года» современный исследователь подробно рас­сматривает логическую структуру корреспонденции Анатолия Аграновского «Инициатива сбоку» 11 , определяя систему аргумен­тации материала, поводом для создания которого послужила реальная жизненная ситуация:

«...Два ходока с Кубани отправились в Сибирь за лесом. Там действительно увидели никому не нужные, бесхозные срубленные деревья, которые к тому же еще предстояло уничтожить. Они были готовы их купить, хозяева - продать, но оказалось, не тут-то было. Никто из них не был вправе распоряжаться "госу­дарственным добром". В чем здесь Аграновский видит проблему? В положении "собаки на сене" руководители оказались не по причине своей личной вредности. Они действовали строго в соответствии с законом (разумеется, негласным), поощряющим только инициативу сверху. Но хорош ли закон, порождающий бесхозяйственность? Ведь это недопустимо, утверждает автор, чтобы, по какой бы то ни было причине, пропадало ценное сы-

ч Аграновский Л. Избранное. М., 1987. Т. 1. С. 235-251.

рье. И любая полезная инициатива: снизу ли, сбоку ли, должна иметь право на жизнь.

Какие же при этом выдвигались аргументы? Во-первых, так называемые ходоки пришли не сами по себе, а имели соответст­вующее разрешение партийных и советских органов. Во-вторых, старались не для себя, то есть не собственный дом хотели по­строить... Далее. Государству продавать лес просто выгодно. Толь­ко на его сжигание расходуется в год 250 тысяч рублей. А ведь из этого леса можно построить детские сады, жилые дома и т.д. И вообще, пишет автор, пора людям, которым вверена судьба ве­ликих строек, иметь право самим решать, где и на что строить дом. Ну и, наконец, свою мысль о том, что нужно поддерживать народную инициативу, Аграновский подтверждает цитатой из ра­боты Ленина «Великий почин» - Советская власть есть, по Ле­нину, «наиболее полное, наиболее последовательное осуществле­ние демократии, то есть невиданный размах инициативы народа». Разговор, по сути, завершен. Бессмысленно оспаривать высказан­ные суждения. Вряд ли кто рискнет утверждать, что лучше сжи­гать, чем строить. Таким образом, идея, выдвинутая автором, до­казана, как теорема. Нестереотипность суждений подкрепляется доказательствами, имеющими бесспорную ценность в обществе на том этапе его развития: то есть автор смог обосновать предло­женное решение (продать лес ходокам и вообще практиковать свободную продажу) как единственно верное, только приводя свои суждения-доказательства в соответствие с общественными нормами. Здесь и ссылка на авторитеты, и отождествление своей точки зрения с социально-политическими и нравственными уста­новками, это и апелляция к культурологическому образу» 12 .

Характерно, что этот образец убеждающего текста оказался одновременно и очень эффективным, и совершенно безрезуль­татным. Эффективным потому, что корреспонденция «Инициа­тива сбоку» вызвала заметную реакцию общественного мнения. В многочисленных письмах в редакцию читатели безусловно под­держивали позицию журналиста, приводили аналогичные приме­ры бесхозяйственности, требовали принятия административных мер. Новый поворот в оценке этой острой проблемы широко ис­пользовался в других газетах, центральных и местных. Заголовок «Инициатива сбоку» стал расхожим выражением, наряду с други­ми афоризмами времен развитого социализма. Корреспонденцию обсудили в хозяйственных инстанциях и сообщили о неких «при­нятых мерах». Но все безрезультатно, потому что сжигание бес-

12 Невзорова Т. Журналистский текст до и после 1985 года // Тенденции раз­вития массовых информационных процессов. М., 1991. С. 20-21.

хозной древесины продолжалось и достигло гигантских размеров при заполнении водохранилища очередной супервеликой гидро­станции на Ангаре.

Несмотря на новый поворот темы и филигранность аргумен­тации, текст А. Аграновского остался всего лишь напоминанием идеологических догм, давно уже существовавших независимо от жизни. (Советский человек - хозяин великих строек, он заботит­ся об общественном, а не личном благосостоянии, о нем же са­мом заботится государство, хотя нерадивые руководители неболь­ших подразделений тормозят этот процесс, мешают всеобщему благу.) После 1985 г., когда социальные установки поменялись, ни один из предъявленных аргументов уже не был убедительным. Какая разница, «завизированные» были у ходоков прошения или нет, себе они хотели построить дом или совхозу, бесплатно сжи­гают лес или тратят на это 250 тысяч рублей? И уж совершенно все равно, что сказал бы по этому поводу Ленин. Абсурдна ситуа­ция сама по себе: сжигают то, что можно продать. Но Агранов­ский как раз и не мог утверждать: «Это хорошо, потому что хоро­шо, а это плохо, потому что плохо», - он должен был доказы­вать, почему именно это хорошо или плохо. Для того и потребо­вались ему ссылки на авторитеты, отождествление своей точки зрения с официальными догмами, апелляция к культурологиче­ским образам. Имеющиеся в сознании людей стереотипы, что на­зывается, работали на журналиста, помогая ему убедить в своей правоте читателя или оппонента. И он смог обосновать предлага­емое решение, только приведя свои суждения-доказательства в соответствие с принятыми нормами.

Очевидно, что это процесс психологически ущербный, грозя­щий перерождением творческой личности. И для поклонни-ков таланта Анатолия Аграновского стало горьким переживанием, что замечательный мастер логической комбинаторики предоставил свое перо в услужение лично высокому должностному лицу, на­писал за Л.И. Брежнева «Возрождение», одну из тех трех бро­шюр, за которые Генсеку КПСС была потом верноподданически присуждена Ленинская премия по литературе. В личностном пла­не это, может быть, самая грустная страница в истории советской журналистики.

А в плане социальном это знаменовало всеобщую пропаган­дистскую катастрофу. Анатолий Аграновский довел свою методи­ку до такой простоты совершенства, что ею мог воспользоваться чуть ли не любой, чтобы доказать чуть ли не любую идею. В за­стойный период социализма пропаганда стала формой самоубаю­кивания. Идеологи упивались марксистской выверенностью сво­их логических построений. Журналистика работала сама по себе,

а политический опыт масс складывался сам по себе. Ни газеты с многомиллионными тиражами, ни монопольное телевидение, ни поток массовой литературы не могли ничего противопоставить диссидентскому самиздату и народному анекдоту. Советское го­сударство рухнуло сначала идеологически, а потом и всемир­но-исторически, завалив своими обломками пути духовного воз­рождения России. Под влиянием остаточных страхов социалисти­ческого прошлого даже в Конституцию РФ (1993) было внесено беспрецедентное для мирового законотворчества положение: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной» 13 .

Как дополнение уместен ретроспективный взгляд на приве­денный анализ корреспонденции «Инициатива сбоку». Что в ней может взволновать читателя по прошествии лет, после смены эпох? Факт бессмысленного расточительства? Строгость доказа­тельств? Идеалы социализма? И то, и другое, и третье, да и все остальное, что еще есть в корреспонденции, сливается в симво­лическом словосочетании «Инициатива сбоку», которое предста-

I ет, таким образом, концентрированным выражением смысла пуб-

ликации. Сверхзадача текста в том и состояла, чтобы специфиче­ское содержание данного образного выражения стало массовым убеждением. Это - типологическая единица убеждающего воз­действия, роль которой в рационалистической парадигме мышле­ния аналогична функциям мифемы в магическом сознании. Этот типологический феномен привлекал внимание самых разных ис­следователей. Его определяли и как «символ», и как «штамп», и как «концепт», и как «стереотип», и как «императив». Для каждо­го подхода находились свои основания и доказательства, но все­гда оставалось нечто и сверх того. И здесь важны свидетельства самих журналистов, которые пытались рационалистически, путем

I своеобразной интроспекции, осмыслить собственные творческие

приемы. На этот счет есть интересный пример. «Идеалы необхо­димо проверить фактами, свести к фактам, - размышлял в са­мом начале своей журналистской деятельности В.И. Ленин, - если не свести таким образом идеалы к фактам, то эти идеалы останутся невинными пожеланиями, без всяких шансов на при­нятие их массой и, следовательно, на их осуществление». Для этого журналиста главным был вопрос о «построении этих идеа­лов и осуществлении их» 14 . Однако и для журналистов, которые вовсе не стремятся к манипуляции, ключевым приемом остается

13 Конституция [Основной закон] Российской Федерации. Гл. 1. Ст. 13.

14 Ленин В.И. Экономическое содержание народничества // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. I.C. 435-436.

слияние встречных тенденций: сведения идеала к факту и оценки идеала фактом. Типологическая единица убеждающего воздейст­вия - это идеолдгемаг сращивающая в единое образное пред­ставление факт и идеал. Получается не плоская картинка, а сжатая в пластину логическая пружина, готовая распрямиться в любой момент совпадения реальной ситуации и образа. Тогда си­стема доказательств оживает, и актуальные оценки, планы и по­ступки складываются уже в соответствии с ними. Убеждение пе­рерастает в убежденное поведение. Социологи для такого рода случаев придумали даже специальный термин: «спящий эффект пропаганды». Но идеодогемы не дремлют. Они помогают людям осмыслить события и спрогнозировать их развитие, подсказыва­ют линию поведения, пробуждают чувства и стимулируют волю, аккумулируя духовный опыт общества. Впрочем, жизнь богаче идеологии. И нет таких идеологем, которые не разошлись бы в конце концов с реальностью. Это объективный закон убеждаю­щего воздействия. «Всякий лозунг, бросаемый партией в массы, - предупреждал однопартийцев-манипуляторов В.И. Ленин, - име­ет свойство застывать, делаться мертвым, сохранять свою силу для многих даже тогда, когда изменились условия, создавшие не­обходимость этого лозунга. Это зло неизбежное, и, не научив­шись бороться с ним и побеждать его, нельзя обеспечить пра­вильную политику партии» 15 .

Но если содержание идеологем устаревает относительно бы­стро и время от времени просто отбрасывается, порождающий прием убеждающего воздействия только модифицируется. В древ­них религиозных притчах он развернут в чистом, можно сказать, дистиллированном виде. В притче всегда две части: броское, мет­кое в какой-либо подробности и потому живописное изложение сугубо житейской ситуации и жесткий, поучающий вывод. Но связи в виде развернутого доказательства нет. Житейская ситуа­ция, тем более изложенная живописно, - самоочевидна, но пре­дельно многозначна. Ее каждый может понимать по-своему. Да и объективное ее значение текуче, меняется в зависимости от об­щего контекста событий. А поучающий вывод авторитетен, но буквалистски однозначен. Он словно бы перечеркивает все осталь­ные оттенки значения, сводя возможность выбора действий к санкционированному паттерну. Но благодаря многозначности и даже неопределенности житейской ситуации выведенное из нее однозначное суждение как бы освещается обратным светом оче­видности и уже само воспринимается в расширительном смысле как своего рода афоризм, авторитетный для любых жизненных

" Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина // Там же. Т. 37. С. 194.

коллизий. Все держится на самоочевидности и авторитетности, и две части притчи самопроизвольно спрессовываются в идеоло-гему.

Логический механизм «притчевого мышления» доказал свою конструктивность и жизнестойкость в интеллектуальной практике человечества. Он практически буквально воспроизведен в баснях Эзопа, Лафонтена, Крылова, заложен в основу супербестселлера Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Левингстон», породил пара­болические композиции интеллектуалистской прозы и драматур­гии второй половины XX в. Свои формы убеждающего текста сложились и в массовой общественно-политической журналисти­ке. «Поскольку главными текстообразующими операциями жур­налистского творчества, - пишет современный исследователь, сравнивая структуру газетной публикации с сюжетом художест­венного произведения, - являются осмысление реальной проб­лемы общественной жизни (предмет публикации) и выдвижение действительной программы разрешения данной конкретной проблемной ситуации (рабочая идея), то основные композицион­ные узлы произведения таковы: "ввод в проблему" (своеобразный эквивалент "экспозиции"); - "постановка проблемы", предусмат­ривающая сопоставление, по крайней мере, двух противополож­ных точек зрения на описываемое событие, т.е. столкновение "тезиса" и "антитезиса", определяющее дальнейшее развертыва­ние убеждающей мысли (эквивалент "завязки"); - "аргумента­ция", доказывающая истинность "тезиса" и опровергающая "ан­титезис" (эквивалент "развития действия"); - "рекомендация" как производное от сопоставления "тезиса" и "антитезиса", свое­го рода "синтезис" (эквивалент "кульминации"); - "образный ориентир", дающий возможность расширительного толкования рабочей идеи и применения ее для осмысления и оценки других аналогичных проблемных ситуаций, возникающих в реальной об­щественной жизни (эквивалент "развязки")» 16 . Это, конечно, уже не пралогическое, а рационалистическое мышление. Но стройная система достаточно строгих логических процедур используется в таком случае для того, чтобы свести вопрос к самоочевидности и возвести затем к авторитетности. Само по себе это не означает ни непременной ошибочности рассуждений, ни умышленной мани­пуляции. Равно как идеологема сама по себе не самообман и не мошенничество. В конце концов великое «Cogito ergo sum» Рене Декарта - тоже идеологема.

16 Проблемы эффективности журналистики / Под ред. Я. Засурского, 3. Шум-беры. М., 1990. С. 79.

Действительность и мощь идеологемы не в знании, которое всегда относительно, и не в вере, которая чревата сомнениями, а в уверенности, с которой человек действует. Огромное значение при этом имеют упорство и умелость тех, кто использует ее как практический ориентир. Бывает, что вполне адекватная идеологе­ма пропадает втуне, а в то же время идеологическая мистифика­ция увлекает миллионы людей, вызывает экстатическое перена­пряжение массового поведения и материализуется в фантасмаго­рическую действительность. Как показывает история русской ре­волюции 1917 г., и то и другое имеет катастрофические последст­вия. Но не менее катастрофично и отсутствие идеологем. Совсем без них хорошо только воровать. Впрочем, совсем без идеологем общество не обходится. Характерно в этом отношении словечко «беспредел», которое вошло в политический обиход России из тюремной зоны, когда коммунистические и демократические идеологемы «как два различных полюса» взаимоисключали друг друга и когда каждый политик, каждая партия, каждая мафиозная группировка, да чуть ли не каждый человек готовы были на силу ожесточенно отвечать силой. И в течение 10 (!) лет невозможно было ни победить, ни сдаться на милость победителя.

В режиме «беспредела» ни одна проблема решена быть не может. Ни социальная, ни экзистенциональная. Потому что это особого рода идеологема, в которой место опорной идеи занима­ют биологические влечения. Соблазн незамедлительного и бес­контрольного удовлетворения инстинктов размывает надличност­ные опорные идеи убеждений, индивидуальное поведение делает­ся асоциальным, в обществе распространяется мораль мародеров. Иногда такие процессы пытаются представить даже как очень прогрессивные для полного ниспровержения одиозных политиче­ских систем, культур или цивилизаций. Но не случайно журнали­стика, работающая на старый порядок, начинает оперировать ма­гическими текстами. Этого оказывается достаточно для того, что­бы держать в узде мародерские побуждения. А перспектива по­ступательного развития личности и общества открывается только в рационалистической парадигме, когда люди убеждены, что за­коны жизни есть, что можно их познать и, следуя им, добиться личной свободы и общего благосостояния и т.п. Поэтому убеж­дающие тексты во все времена, даже при самых безнадежных психоисторических состояниях социума должны быть и обяза­тельно есть в массовых коммуникациях, хотя бы как свет в конце

Если исходить из социально-коммуникативных функций идеологемы, отмечая, какие базовые психические процессы при-