Ортодоксальная система философии индусов. Ортодоксальные философские школы древней индии. Ортодоксальные школы Древней Индии

Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру.

Общая характеристика

Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:

  • Ведический - период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.).
  • Эпический - период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.).
  • Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.).

С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Рис. 1. Веды.

К основным положениям философии Древней Индии относят:

  • совершенствование внутреннего мира человека;
  • желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
  • искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
  • восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
  • неведение - источник всех человеческих страданий, в то время как знание - обязательное условие спасения каждого;
  • постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
  • подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.

Философские школы Древней Индии

В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные - те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.

К ортодоксальным школам относятся:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Ньия - самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем.
  • Вайшешика - проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара - колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.

Рис. 2. Колесо Сансары.

  • Йога - философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача - полное подчинение тела мозгу.

Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа.
К неортодоксальным школам Древней Индии относят:

  • Джайнизм - учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому - страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.

Главной целю всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны - состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.

  • Буддизм - согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности - не причинение вреда окружающим.

Рис. 3. Будда.

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древней Индии» мы узнали кратко самое главное о философии Древней Индии: как она развивалась, какие общие черты имела, что было заложено в ее основу. Также мы познакомились с основными ортодоксальными и неортодоксальными философскими школами и их учениями.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 278.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята). Веды – совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении. Ортодоксальные школы: Миманса «Миманса» - буквально «проникновение», «исследование», «рассуждение», «дискуссия».Миманса обосновывала авторитет Вед, необходимость выполнения предписаний и ритуалов. Также эта школа занималась проблемами теории познания. Миманса отстаивала реальность внешнего мира, а также других объектов (души, бога и проч.), о которых человек узнает на основании чувственного восприятия (которому в мимансе уделяется особое внимание). Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами. Эта школа знаменовала сравнительно высокую ступень развития логики. Веданта Слово «веданта» означает «последнюю цель вед», «завершение вед».Веданта так же как и Миманса целиком и полностью признает авторитет Вед. Веданта провозглашает материальный мир видимостью, иллюзией, проистекающей из незнания подлинной природы вещей. Веданта подробно анализирует индивидуальную душу, человеческое Я. Согласно веданте, душа, связанная со своим телом, несвободна - она жаждет чувственных удовольствий, испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Веданта продолжает учение Вед о Брахмане и Атмане. Брахман – высшая, объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее. Атман – субъективное духовное начало, «Я» (сознание человека), душа. Атман противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним в силу способности человека приобщиться к абсолюту путем его мистического познания. В процессе познания атман и брахман сливаются. Душа освобождается. Веданта требовала, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в ее мудрость, упражнялся в постоянном размышлении над ее выводами до тех пор, пока не достигнет непосредственного и постоянного созерцания истины. Логика этой школы вела сознание к мистике, к созерцательности, к отказу от активной деятельности и к подчинению философской мысли релгии. Санкхья Учение Санкхья также признает авторитет Вед. Санкхья предполагает, что в мире существует две силы – пракрити (материя) и пуруша (дух).Пракрити – активная творческая сила, первопричина существования всего. Пуруша – пассивная сила. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникает все множество предметов, наполняющих Вселенную. Йога Предполагаемое значение слова «йога» - «сосредоточение». Корни йоги очень древни; уже в Ведах говорится о достижении сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики; в эпических произведениях описывается обращение аскетов к йоге с целью получения магических способностей. Основателем йоги считается мудрец Патанджали, живший около II в. до н. э. Главное содержание йоги – разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Для этого используются практика аскетизма, особая этика, основанная на сочувствии всем формам и видам жизни. В рекомендациях йоги немало рациональных и в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания, физическим упражнениям и т. д. Неортодоксальные школы Джайнизм Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии присвоили эпитеты: Махавира (санскритское «великий герой») и Джина («победитель»), В дальнейшем их стали употреблять как имена проповедника, а по последнему получило свое название религиозно-философское движение в целом. В джайнизме отрицались святость Вед, жертвоприношения, жречество, религиозное освящение индийской кастовой системы варн, решающее влияние богов на судьбы людей и т. д.В центре учения - бытие личности. Спасение достигается только благодаря личным качествам и усилиям людей, а не происхождением или божественным вмешательством. Для джайнизма характерно учение о карме. Карма – закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные. Карма определяет не только благополучие или неблагополучие существования (здоровье - болезнь, богатство - бедность, счастье - несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т. д.), но в конечном счете прогресс или регресс человека по отношению к его главной цели - достижению нирваны , то есть высшего, не отягощенного материей блаженства в соединении с божеством. Душа человека (атман) совершает действия - хорошие и дурные. Общая сумма их и их последствий - проявление кармы в широком смысле слова. На накопленную карму оседает новая и новая... Остановить этот процесс, разрушить и счистить налет, оградить себя впредь от него непросто. Этого можно достичь лишь большими нравственными и физическими усилиями в течение продолжительного времени: длительным постом, умерщвлением плоти, изучением священных текстов, строгой дисциплиной поведения. Другими словами, монашеским образом жизни. Джайнские монахи принимают пять обетов, запрещающих убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владение собственностью. В джайнизме предельно выражен принцип ахимсы - ненанесения ущерба живым существам. Поэтому употребление в пищу мяса абсолютно запрещено исповедующим джайнизм. Даже жизнь насекомых считается неприкосновенной - джайнские монахи носят марлевую повязку, покрывающую рот, дабы при ходьбе не проглотить случайно какую-либо еле заметную букашку. С той же целью они фильтруют питьевую воду. Всегда с собой носят специальную метелку, чтобы сметать с дороги муравьев и червяков, боясь их раздавить. Монаху было запрещено разжигать огонь - ведь он уничтожает жизнь как в топливе, так и в окружающем воздухе. Но и тушить его он не имел права, ведь тем самым уничтожал бы жизнь самого огня. Джайнам-мирянам запрещалось заниматься земледелием, ибо оно сопряжено не только с уничтожением растений, но и убийством мелких тварей, обитающих в почве. Буддизм Время жизни Будды относится к VI в. до н. э. Принц Сиддхарти из рода Гаутамы оставил семью, царский образ жизни, став нищенствующим учителем. Будда в переводе с санскрита значит «просветленный», «пробужденный». Стержнем буддизма является проповедь Будды о «четырех благородные истинах». 1) Жизнь полна страданий.2) Существует причина возникновения страданий – желание. Жизнь человека переполнена желаниями: стремлением к наслаждению и утехам, успеху, богатству, власти.3) Освобождение от страданий – притушение страстности желаний, избегание крайностей. Такое прекращение страданий – достижение нирваны (на санскрите значение этого слова «затухание» «остывание»), т.е. состояния полной невозмутимости, освобождения от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей. 4) Существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий. Этот путь состоит в следовании восьми «добродетелям». Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости. Локаята (Чарвака) Древнейшее материалистическое философское течение. Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой другой реальности. Последователи локаяты считали веру в существование бога, души, рая, загробного мира ложной, а предметы этой веры недоступными для восприятия. По учению локаяты полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными. Что касается обычных этических понятий о добродетели и о пороке, то они выдумка авторов священных книг. Такая же выдумка ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.

О г л а в л е н и е

1 Введение………………………………………………………………..2стр.

2 Буддизм…………………………………………………………………3стр.

3 Джайнизм………………………………………………………………7стр.

4 Чарвака………………………………………………………………..10стр.

5 Адживика……………………………………………………………..14стр.

6 Заключение…………………………………………………………...17стр.

7 Список литературы…………………………………………………..18стр.

Введение

Индийская философия развивалась беспрерывно с древних времен. И многие положения и взгляды остаются актуальными в наше время.

Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства – санскрите . Философия Индии уделяла особое внимание религии и размышлением над познанием. Это было вырожено в Ведах – религиозные писания, под воздействием которых возникли первые элементы философского сознания. Крупнейшим разделом Вед, явлется Упанишады (свыше 200 произведений). В Упанишадах основой всего сущего признается Атман , который состоит из речи, дыхания. Атман – внутренний правитель, духовное начало, душа, Я, который связывает и этот и тот мир, и всё сущее.Помимо Атмана в Упанишадах признается Брахман , который является началом всего остального. Совпадение Атмана и Брахмана открывает человеку путь к высшему блаженству, что является мокшей .

Для древних индийских философов развитие шло в рамках школ. Все они делились 2 группы: Ортодоксальные и Неордоксальные.

Ортодоксальные – те, которые признают ученье Вед и жизнь после смерти.

Неортодоксальные – те, которые не признают ученье Вед.

К ортодоксальным относятся:

1. Миманаса

2. Веданта

3. Санкхья

4. Йога

5. Вайшешика

К неортодоксальным относятся три школы:

1. Буддийская

2. Джайниская

3. Материалестическая(чарвака)

Именно об этих школах и их основателях пойдет речь в данной работе.

БУДДИЗМ.

В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной

из трех философских теорий:

Ортодоксальным индуизмом, основанный на ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний;

Аскетической практикой и медитацией, которую проповедовали независимые духовные учителя (отшельники – шраманы),;

Материалистической и гедонистической философией школы локаята.

Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города и, как результат, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха

Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Названный в последствии Буддой (буквально пробужденный, просветленный). Прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет, отшельник, мудрец) после чего «прозрел» (527 г. До н.э.)и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними:

-«путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и

морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

Средний путь – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.

Ключевые концепции буддизма

Пратитья Самутпада. Представляет фундаментальную концепцию буддийской философии и может быть переведен трояко.

Зависимое начало;

Обусловленное воспроизводство;

Взаимосвязь.

Общий смысл концепции можно передать следующими словами: «Сущностным является то, что возникает; то что погибает, перестает быть таковым». Т.е. при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий – исчезает. Предусматривает три признака проявления вселенной.

Анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу перемен.

Анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само по себе.

Дукха. Термином дукха обозначают все неприглядные стороны жизни, даже удовольствие, ибо известно, что все рано или поздно кончается.

Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой

1. Жизнь есть не что иное, как дукха (страдание и неудовлетворенность)

2. Причиной страданий является танха (привязанность к жизни как к

источнику страдания; иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое выдается за действительное) .

3. С избавлением (ниродха) от привязанностей исчезает причина страдания.

4. Во избежание привязанностей следует придерживаться срединного пути, называемого маггой.

Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения»

1. правильное видение –понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

2. правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

3. правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу,

характер;

4. правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми.,

непричинение зла другим;

5. правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

6. правильное умение – усердие и трудолюбие;

7. правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

8. правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

Тройственный путь

Благородный восьмиступенчатый путь не является единственным способом осуществления Дхармы. Весьма распространенной является доктрина, представляющая следующие аспекты:

Сила (нравственность) – свод заповедей;

Самадхи (медитация) – расширение сознания;

Праджня (мудрость) – отражение двух предыдущих аспектов в практическом воплощении. Мудрость достижима на трех уровнях:

Шрутамайя-праджня – мудрость, почерпнутая во время чтения сутр;

Чинтамайя-праджня – мудрость, почерпнутая в ходе самосозерцания и

размышления;

Бхаванамайя-праджня – высшая мудрость, обретенная в прцессе духовной практики.

Анатта . Учение Будды стало с одной стороны, творческим развитием

индуистских традиций и понятий с другой – полностью опровергло некоторые религиозно-философские концепции. Индуизм придерживается понятия высшего «Я» (Атмана), которое хоть и присуще физическому телу, но в то же время полностью независимо от него. В учении анатты Будда отрицает концепцию Вечного Атмана. Истинное «Я» - это то, что чувствует, видит, думает и осуществляет жизненный выбор. Иными словами, не существует никакой неуловимой субстанции.

Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной

религиозной доктриной. Так что неудивительно, что со временем возникло множество философско-религиозных школ и течений. Более того, в процессе развития буддизм органично впитал в себя многие культурные и религиозные традиции, которые были интерпретированы в русле базовых концептуальных подходов.

ДЖАЙНИЗМ.

Центральной идеей этого религиозно-философского учения является

принцип ахимсы (непричинение вреда). Подобно другим философским школам, ждайнизм не довольствуется чисто умозрительными рассуждениями и главной целью ставит реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты учения видят спасение в победе над мирскими страстями, ограничивающими возможности сознания. Само слово джина означает победитель. В джайнской традиции существовало 24 вероучителя, известных как создатели брода, то есть те, кто вел своих последователей через бурный поток мирских невзгод навстречу спасению и покою. Существует исторически достоверное свидетельство о последнем из них Махавире (599 -527гг.до н.э.). Как и Сидхартха Гаутама ушел из дома и в течении нескольких лет вел аскетический

образ жизни. Во время своих скитаний познакомился с основателем

оппозиционной индуистской секты аджавиков –Госалой. Так же есть сведения о его встрече и диспуте с Буддой. В 42 года достиг просветления, с тех пор стал известен как Джина, а его последователи стали называться джайнами –соратниками победителя.

Базовые концепции

Главным трудом по философии джайнизма является «Таттвартха-

сутра».Центральные темы: непричинение вреда, отказ от категоричных

суждений и отказ от собственности.

Анекантавада. Неприятие абсолютных истин. Суть вещей следует воспринимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Т.е. любое знание является условным.

Атомизм и анимизм . Джайнизм основан на учении о дискретном, прерывном строении материи и различает четыре вида проявления микрочастиц (атомов): воздух, огонь, воду, землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Однако мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как душа или джива. Т.е. мы имеем дело со вселенной, в которой все находится во взаимодействии физических и не физических структурных

элементов. Феноменальный мир по сути дела вечен, несмотря на условность его земных проявлений.

Атеизм и вечно меняющаяся вселенная. В своей основе джайнизм атеистичен. Не признает конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого признается достижение душой конечной реальности. Мир безначален, но находится в постоянном процессе эволюции и инволюции. При этом никаких доказательств не требуется, процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Следовательно, вселенной управляет не Бог, а карма.

В джайнизме сосуществуют два направления: секта дигамбаров (одетых

сторонами света) и шветамбаров (одетых в белое). С точки зрения крайнего аскетизма монах не должен владеть чем-либо или испытывать привязанность к чему бы то ни было. Поэтому, коль скоро одежда может стать объектом вожделения, джайнский монах должен быть обнаженным. Обе секты признавали справедливость утверждения, но шветамбары пошли на компромисс и позволили своим последователям носить одежду, а дигамбары воплотили монашеский идеал на практике, хотя в наше время на публике их адепты прикрываю свое тело.

Несмотря на аскетическую этику джайнизма, светские адепты учения нередко становятся преуспевающими дельуами. У мирян элемент непривязанности к земным благам принимает форму благотворительности. Так состоятельные последователи традиции финансируют строительство храмов и материально

поддерживают общины.

В заключении можно сказать, что межу философией Буддизма и джайнизма есть много общих аспектов: и Гаутама и Махавира исповедовали атеизм и указывали на изменчивость и непостоянство окружающего мира; оба подчеркивали значимость доктрины ахимсы как ключевого понятия морали и духовного роста; оба указывали на путь от мирского существования к монашеству как наиболее желательный; отрицали авторитет ведийских знаний и культовой практики. Однако между учениями есть существенное различие.

Буддизм не признает ни самости Эго, ни дживы, как некой материальной

субстанции, напротив, «Я» провозглашается лишь как условная концепция. Неменее важно отметить, что джайнизм (как и санкхья) охотно поднимает вселенские вопросы и рассуждает о жизни после смерти, в то время как буддизм считает подобные мудрствования бесплодными и уводящими в сторону.

ЧАРВАКА

Чарвака (чарвака-локаята) - пожалуй, самая неартодоксальная школа древнеиндийской философии. Ее влияние на индийскую культуру нельзя считать очень уж значительным. Более того, она оказалась неконкурентоспособной в исторической борьбе идей на индийской культурной сцене. Учение этой школы со временем потеряло влияние. Все ее произведения погибли или были сознательно уничтожены теми, кого они беспощадно критиковали, сохранились лишь отрывки ее доктрин и высказывания о ней в сочинениях других древнеиндийских авторов. И тем не менее для духовной атмосферы и идейной борьбы Древней Индии она характерна. Кроме того, учение чарваков важно и еще в одном отношении - оно подтверждает генетическое единство (в т. ч. и примерно одинаковое разнообразие) философских сюжетов в основных культурных центрах мировой цивилизации.
Как школа, даршана, т. е. доктрина с последователями, чарваки конституировались приблизительно в середине 1-го тыс. до н. э. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати . Этимология названия неясна.

По одной версии слово “чарвака” происходит от глагола “чарв” - “есть, жевать” и является презрительным прозвищем для древнеиндийских материалистов-гедонистов, якобы проповедовавших: “Ещь! пей! веселись!”. В соответствии с другой версией термин “чарвака” происходит от “чару” - “приятный” и “вак” - “слово”, давая в результате “доходчивое, приятное слово”.

“Локаята” - синоним термина “чарвака”. Он тоже неоднозначен. Санкритское “лока” означает “мир, универсум, место-уровень”, а во множественном числе - “люди, народ, человечество”. Прямая расшифровка термина “локаята” звучит как “ограниченность миром опыта простых людей”.
Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Они утверждали, что Веды “страдают пороками - лживостью, противоречивостью, многословием”. “Мошенники, шуты, бродяги - вот кто составил… Веды”, - говорил сам Брихаспати. Чарваки высмеивали религиозные обряды жрецов-брахманов, показывали нелепость жертвоприношений. Они не верили в реальность Брахмана и Атмана, закона Кармы, рая и ада, вообще любого другого мира. Соответственно отрицали они и существование души после смерти: “Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь? Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается оно опять, влекомое любовью к своим близким?”. Поминовение усопших, равно как и другие религиозные обряды были в их глазах лишь способом прокормления многочисленной армии брахманов.
Единственно реальным чарвака-локаята признавала только этот чувственный материальный мир. Он, полагала она, образовался из спонтанного соединения четырех первоначал (первоначала - махабхуты, “великие сути”): земли, воды, воздуха (ветра), огня (света). В дальнейшем некоторые представители этой школы к четырем названным первоначалам добавляли пятый - эфир. Первоначала изначально активны и самодеятельны. Каждая вещь, по учению чарваков, обладает индивидуальной природой или сущностью - свабхавой. Свабхава делает любую вещь уникальной и самодетерминированной. Внешние воздействия, чуждые природе данной вещи, бессильны изменить ее судьбу, непреложный, каузальный ход ее внутренних изменений. Все, что происходит или случается в этом мире, непременно должно было произойти вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.
Душа отождествлялась чарваками с органами чувств и умом. Она, в их понимании, возникает тогда, когда первоэлементы, или махабхуты, должным образом соединяясь между собой, образуют живое тело. В махабхутах самих по себе никакой души, никакого сознания нет. Это - эффект целостности, то новое, что появляется в результате соединения, соответствующей комбинации исходных элементов. К подобному выводу чарваков склоняли простые жизненные наблюдения. Например, такой: при смешении кинвы и некоторых других веществ возникает опьяняющая сила, ранее отсутствовавшая. Вместе со смертью тела, а это не что иное, как распадение его на исходные первоэлементы, исчезает и душа.
Все знание чарваки выводили из чувств. В этом смысле они были сенсуалистами. Чарваки разрабатывали также теорию умозаключений. Они различали, в частности, два вида умозаключений:

1) умозаключения, основанные на данных чувственного восприятия - они доказательны, им можно доверять.

2) умозаключения, не опирающиеся на данные чувственного восприятия и потому лишенные доказательной силы, по сути ложные. К таким ложным умозаключениям локаятики относили, в частности, брахманистское доказательство бытия Бога и бессмертия души.
Чарваки были гедонистами: смысл жизни в счастье, а счастье в наслаждении. Они прославляли естественные чувства и радости людей. “Мудрость состоит в том, - считали они, - чтобы пользоваться теми удовольствиями, которые нам доступны, и по мере возможности избегать сопровождающих их страданий… Как сказал мудрец, радости, доставляемые человеку чувственными вещами, надо отвергать, поскольку они сопровождаются страданием, - но таково требование глупцов. Но какой человек, желающий себе настоящей пользы, выбросит зерна риса из-за того, что они покрыты шелухой и только?” Зло и добро, по мнению чарваков, - иллюзия, созданная человеческим воображением. Реальны только страдания и наслаждения, из них выткана ткань человеческого бытия. Исключить страдания из человеческой жизни нельзя, но стремиться сделать их минимальными можно и должно. Отрицание аскезы, бывшей одной из главных ценностей древнеиндийской культуры, жесткий материализм и последовательный гедонизм делают учение чарваков заметным явлением в истории индийской философии.

АДЖИВИКА

Адживика - одно из неортодоксальных древнеинд. учений, отрицающее существование души. А. первоначально была связана с буддизмом и, возможно, даже являлась разновидностью последнего, поскольку буддисты древности тоже категорически отрицали понятие «души». Основателем А. по традиции считается живший в 6-8 вв. до н. э. мудрец Маркалидева . Согласно средневековым ведантистским трактатам, в основе адживики лежит атомистическая идея, которая определяет др. идеи и представления этого учения. По учению адживики существуют четыре разновидности атомов, из которых строятся четыре стихии природы:

Все атомы обладают способностью к сочетанию. Жизнь не есть нечто атомарное, она есть то, что воспринимает, познает сочетания атомов. Разновидности атомов и жизнь образуют пять сущностей, которыми исчерпывается все существуют шее. Сознание - особый агрегат сверхтонких атомов, входящих в конфигурацию «жизни». Атомы вечны, неделимы, никем не сотворены и неунич-тожимы. Адживика выступала как реалистическое и в основном материалистическое учение, которое противостояло древ-неинд. религиям и философии брахманизма (Индийская философия). Адживика отрицала брахманские доктрины кармы, самсары и мокши; это отрицание переходило иногда в проповедь этического релятивизма.

Накануне создания двух социально-организованных реформаторскихсистем (джайнизма и буддизма) появляются проповедники, оказавшиестоль значительное влияние на духовную жизнь, что имена их не былипреданы забвению. Буддистская традиция говорит о «шести учителях», ставших главными оппонентами Будды в религиозно-философских диспутах, и среди них о Госале - основателя движения адживиков, которое просуществовало два тысячелетия, до XVI в.н.э., когда буддизм как таковой практически исчез с территории Индии. Характерно, что слово «адживика» первоначально употреблялось для обозначения аскетов и мудрецов, порвавших с ортодоксальной брахманской традицией и ведущих особый образ жизни «аджива». Большинство шраман отрицали авторитет вед, а отсюда вытекало их категорическое несогласие с притязаниями брахманства на особое положение в обществе и на роль единственных носителей истины.По мысли шраманов, каждый ученик, потрудившийся над ее усвоением, спо-собен овладеть ею. Шраманы, принадлежащие в подавляющем большинстве к другим варнам, отрицали социальные превилегии жречества последовательно и бескомпромисно. Растворение наименований ранее независимых друг от друга антибрахманских доктрин в одном учении адживиков, отражало реальный процесс поглощения различных «еретических» школ самым разработанным течением. Госала в большей степени, чем его оппоненты, старался соединить водном учении взгляды различных шраманских сект. Адживики пользовалисьбольшой популярностью при дворах царей, поскольку многие из них былиастрологами и занимались предсказаниями. Цари строили для них богатыеобители, купцы делали денежные подношения их общинам. Учение о предс-казании составляло существенную часть учения адживиков. Его место вней обуславливалось центральной идеей о признании предопределенностивсех явлений природы и человеческой жизни. В противоположность ведийс-кой религии, утверждавшей всемогущество богов, которые непрестанновмешиваются в естественное течение событий, и магическую силу жре-цов-жертвователей, чьи ритуальные действия давали им власть даже надбогами, адживики выдвигали единый принцип -всеобъемлющую и безличную судьбу. Прошедшее, настоящее и будущее всех существ и вещей заложено в ней. В мире, говорили они, нет ничего сверхестественного, самые сложные процессы так же закономерны, как и самые простые.

Заключение

Прочитав данный доклад я могу с уверенностью сказать, что каждая из неортодоксальных школ серьёзно относилась к своей философии.

Древняя Индия является одним из самых больших очагов древней цивилизации, где зародилась философия.

Индийская философия - это истинно «живые плоды», пpодолжающие питать своими соками миpовую человеческую мысль.Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та пpитягательность целительных pецептов, котоpые помогают человеку выжить. Главная ценность дpевнеиндийской философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется тайна ее пpитягательности и живучести.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев.Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Список используемой литературы

1. Философия древнего мира и средних веков – Зыиревич В.Т. – Москва 2004г.

2. Великие мыслители востока – Ян П. Мак-Грил – Москва 1998г.

3. История философии – Мареев С.Н., Мареева Е.В. – Москва 2004г.

4. Философия: сдаем без проблем(Базовый курс) – Халин К.Е. – Москва 2010г.

5. Учебник для ВУЗов: Итория философии – Ильин В.В. – Москва 2003г.

Ортодоксальные школы

В отличие от не ортодоксальных школ (чарваков, джайнизма, буддизма) в истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые неотрицали авторитета Вед, а, напротив, опирались на них. Рассмотрим основные философские идеи этих школ

Веданта (завершение Вед) - наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, - это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания - соблюдение нравственных норм и медитация , которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой - идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.

Санкхья (число, перечисление) - в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрита ). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши) . Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.).

Таким образом, санкхья представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа - санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма ), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела (асана ), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара ), концентрация мысли (дхарана ), медитация (дхьяна ), состояние отторжения (самадхи ). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика . На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы - шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя (правило, логика) - учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики . Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.

Неортодоксальные школы . Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм , буддизм . Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.

Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания. Ее основа - чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия - это глупое заблуждение.

Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерож­дений). Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности - решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное. И хотя карма решает все, наша настоящая жизнь, которая находится в нашей собственной власти, может изменить воздействие прошлого. А с помощью чрезмерных усилий мы можем избежать и воздействия кармы. Поэтому в учении джайнистов нет абсолютного фатализма, как это может показаться на первый взгляд.

Следует отметить, что философия джайнизма сохраняет и сегодня свое влияние в Индии.

Буддизм так же, как и джайнизм, возник в VI в. до н. э. Его основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама , получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности . Характерная особенность этого учения - его этико-практическая направленность , а центральный вопрос, который его интересует, - бытие личности .

Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности - это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере - концепция терпимости (толерантности) и относительности .

С этикой буддизма органично связана и его концепция познания . Познание здесь является необходимым способом и средством достижения предельной цели бытия личности.

В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации

Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

Конфуцианство. Это одно из наиболее важных направлений развития китайской философии, охватывает периоды древнего и средневекового китайского общества. Основателем этого направления был Конфуций (551 - 479 до н. э.). В литературе он часто именуется Кун-цзы, что означает учитель Кун. И это не случайно, уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как самый знаменитый педагог Китая. Главный источник его учения - книга «Лунь юй » («Беседы и суждения ») - высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.

В центре его учения - человек , его умственное и нравственное развитие и поведение. Обеспокоенный разложением современного ему общества, падением нравов, Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального, благородного человека (цзюнь-цзы), которое должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу.

Следует обратить внимание и на концепцию «золотой середины » Конфуция. «Путь золотой середины» - один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели, ибо «золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом».

Даосизм

В центре учения даосов находится категория Дао (буквально - путь, дорога). Дао - это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Не случайно дао иногда сравнивают с логосом . древнегреческого философа Гераклита.

В даосизме каждому необходимо соблюдать принцип следования дао в качестве всеобщего закона спонтанного возникновения и исчезновения всей Вселенной. С этим связана и одна из главных категорий даосизма - бездействие , или недеяние . Соблюдая закон дао, человек может бездействовать. Лао-цзы поэтому отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе, ибо всякое напряжение ведет к дисгармонии и увеличению противоречий между человеком и миром. И тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель. Главный принцип поведения личности - это сохранение «меры вещей». Поэтому недеяние (у вэй ) и является одной из основных и центральных идей даосизма, именно оно приводит к счастью, процветанию и полной свободе.

Легизм .

Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Хотя и та, и другая школы стремились к созданию мощного, хорошо управляемого государства, однако они по-разному обосновывали принципы и методы его построения. Конфуцианство исходило, как известно, из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов , утверждая, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания . При этом наказанию принадлежит основная роль. Управление государством и его развитием должно осуществляться не на основе благих пожеланий, а путем развития земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачивания народа.

Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов. Именно легизм сыграл решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления в Китае, просуществовавшей до начала XX столетия. Вместо традиционного принципа наследования должностей они предложили систематическое обновление государственного аппарата путем назначения на должности чиновников, равные возможности при выдвижении на административные посты, унификацию мышления чиновников, их личную ответственность.

7Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).

Источником возникновения греческой философии послужила мифология.

Из мифов первые греческие философы заимствовали представле­ние о первичном хаосе мира, мотив разделения неба и земли, олицет­воряющих мужское и женское начала мироздания, идею эволюции мира в сторону большей упорядоченности, мотив периодической ги­бели и нового рождения космоса. Для философских воззрений гре­ков, в отличие от мифологических, характерна уверенность в том, что космос - гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря логосу (уму. естественному порядку, принципу строения мира), что мир познается разумом, и разум должен быть главным "авторитетом" в решении человеческих проблем. Мифологический рассказ (преда­ние) о порождении мира путем совокупления мужских и женских стихий философия заменяет аргументированным рассуждением о причинах возникновения вещей.

Ранних греческих философов обычно называют "физиками", "физиологами" или натурфилософами. Важнейшим для них был вопрос об "архе" (первоначалах мира).

Милетская школа

Первой философской школой Древней Греции считается ми­летская школа (г. Милет, VI в. до н. э.). Ее основатель Фалес (око­ло 625 - около 547 гг. до н. э.) - один из полулегендарных "семи мудрецов". Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде, подобно куску дерева, 3) все в мире одушевлено, или "полно богов".

Анаксимандр (около 610 - после 547 гг. до н.э.) - второй вид­ный представитель милетской школы. Свое учение он изложил в книге, которая считается первым в истории греческой мысли на­учным сочинением, написанным прозой. Источником всего суще­го Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, ко­торое он называл "божественным", утверждая, что оно "всем уп­равляет". Важнейшее свойство этого первоначала Анаксимандр называл словом апейрон, то есть "беспредельное".

Последний крупный представитель милетской школы Анаксимен (VI в. до н. э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения.

Пифагорейская школа.

Пифагор(580 – 500 г.до н.э.). Философской основой пифагореизма является учение о числе., числа у пифагорейцев понимались как принципы строения мира и вещей. В отличие от натурфилософов, пифагорейцы обращали внимание не на вещественность, а на ее математическую структуру.

Философия Гераклита(544 – 483 г.до н.э.)

Обособленно от школ философствовал Гераклит (конец VI -начало V в. до н. э.). В его учении важнейшим понятием является "логос". Логос "существует вечно", и "все происходит согласно это­му логосу". Логос - естественный порядок, закон, незримо правя­щий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и "огонь", живая энергия, приводящая все в движение и изменение. Логос также и слово, задающее порядок мысли.

Важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противо­положностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса.

Вторая важнейшая идея Гераклита, связанная с его учением о логосе-огне, - это идея становления, безостановочной изменчиво­сти вещей, их текучести. В сознание последующих поколений Ге­раклит вошел прежде всего как философ, учивший, что "всё течет". "На входящих в одни и те же речные струи текут все новые и новые воды.

Огонь-логос - первооснова космоса, то есть упорядоченного, организованного мира (в этом значении термин "космос" впервые встречается именно у Гераклита).

О г л а в л е н и е

1 Введение………………………………………………………………..2стр.

2 Буддизм…………………………………………………………………3стр.

3 Джайнизм………………………………………………………………7стр.

4 Чарвака………………………………………………………………..10стр.

5 Адживика……………………………………………………………..14стр.

6 Заключение…………………………………………………………...17стр.

7 Список литературы…………………………………………………..18стр.

Введение

Индийская философия развивалась беспрерывно с древних времен. И многие положения и взгляды остаются актуальными в наше время.

Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства – санскрите . Философия Индии уделяла особое внимание религии и размышлением над познанием. Это было вырожено в Ведах – религиозные писания, под воздействием которых возникли первые элементы философского сознания. Крупнейшим разделом Вед, явлется Упанишады (свыше 200 произведений). В Упанишадах основой всего сущего признается Атман , который состоит из речи, дыхания. Атман – внутренний правитель, духовное начало, душа, Я, который связывает и этот и тот мир, и всё сущее.Помимо Атмана в Упанишадах признается Брахман , который является началом всего остального. Совпадение Атмана и Брахмана открывает человеку путь к высшему блаженству, что является мокшей .

Для древних индийских философов развитие шло в рамках школ. Все они делились 2 группы: Ортодоксальные и Неордоксальные.

Ортодоксальные – те, которые признают ученье Вед и жизнь после смерти.

Неортодоксальные – те, которые не признают ученье Вед.

К ортодоксальным относятся:

    Миманаса

    Веданта

    Санкхья

    Йога

    Вайшешика

К неортодоксальным относятся три школы:

1. Буддийская

2. Джайниская

3. Материалестическая(чарвака)

Именно об этих школах и их основателях пойдет речь в данной работе.

БУДДИЗМ.

В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной

из трех философских теорий:

Ортодоксальным индуизмом, основанный на ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний;

Аскетической практикой и медитацией, которую проповедовали независимые духовные учителя (отшельники – шраманы),;

Материалистической и гедонистической философией школы локаята.

Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города и, как результат, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха

Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Названный в последствии Буддой (буквально пробужденный, просветленный). Прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет, отшельник, мудрец) после чего «прозрел» (527 г. До н.э.)и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними:

-«путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и

морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

Средний путь – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.

Ключевые концепции буддизма

Пратитья Самутпада. Представляет фундаментальную концепцию буддийской философии и может быть переведен трояко.

Зависимое начало;

Обусловленное воспроизводство;

Взаимосвязь.

Общий смысл концепции можно передать следующими словами: «Сущностным является то, что возникает; то что погибает, перестает быть таковым». Т.е. при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий – исчезает. Предусматривает три признака проявления вселенной.

Анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу перемен.

Анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само по себе.

Дукха. Термином дукха обозначают все неприглядные стороны жизни, даже удовольствие, ибо известно, что все рано или поздно кончается.

Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой

1. Жизнь есть не что иное, как дукха (страдание и неудовлетворенность)

2. Причиной страданий является танха (привязанность к жизни как к

источнику страдания; иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое выдается за действительное) .

3. С избавлением (ниродха) от привязанностей исчезает причина страдания.

4. Во избежание привязанностей следует придерживаться срединного пути, называемого маггой.

Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения»

1. правильное видение –понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

2. правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

3. правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу,

характер;

4. правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми.,

непричинение зла другим;

5. правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

6. правильное умение – усердие и трудолюбие;

7. правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

8. правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

Тройственный путь

Благородный восьмиступенчатый путь не является единственным способом осуществления Дхармы. Весьма распространенной является доктрина, представляющая следующие аспекты:

Сила (нравственность) – свод заповедей;

Самадхи (медитация) – расширение сознания;

Праджня (мудрость) – отражение двух предыдущих аспектов в практическом воплощении. Мудрость достижима на трех уровнях:

Шрутамайя-праджня – мудрость, почерпнутая во время чтения сутр;

Чинтамайя-праджня – мудрость, почерпнутая в ходе самосозерцания и

размышления;

Бхаванамайя-праджня – высшая мудрость, обретенная в прцессе духовной практики.

Анатта . Учение Будды стало с одной стороны, творческим развитием

индуистских традиций и понятий с другой – полностью опровергло некоторые религиозно-философские концепции. Индуизм придерживается понятия высшего «Я» (Атмана), которое хоть и присуще физическому телу, но в то же время полностью независимо от него. В учении анатты Будда отрицает концепцию Вечного Атмана. Истинное «Я» - это то, что чувствует, видит, думает и осуществляет жизненный выбор. Иными словами, не существует никакой неуловимой субстанции.

Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной

религиозной доктриной. Так что неудивительно, что со временем возникло множество философско-религиозных школ и течений. Более того, в процессе развития буддизм органично впитал в себя многие культурные и религиозные традиции, которые были интерпретированы в русле базовых концептуальных подходов.

ДЖАЙНИЗМ.

Центральной идеей этого религиозно-философского учения является

принцип ахимсы (непричинение вреда). Подобно другим философским школам, ждайнизм не довольствуется чисто умозрительными рассуждениями и главной целью ставит реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты учения видят спасение в победе над мирскими страстями, ограничивающими возможности сознания. Само слово джина означает победитель. В джайнской традиции существовало 24 вероучителя, известных как создатели брода, то есть те, кто вел своих последователей через бурный поток мирских невзгод навстречу спасению и покою. Существует исторически достоверное свидетельство о последнем из них Махавире (599 -527гг.до н.э.). Как и Сидхартха Гаутама ушел из дома и в течении нескольких лет вел аскетический

образ жизни. Во время своих скитаний познакомился с основателем

оппозиционной индуистской секты аджавиков –Госалой. Так же есть сведения о его встрече и диспуте с Буддой. В 42 года достиг просветления, с тех пор стал известен как Джина, а его последователи стали называться джайнами –соратниками победителя.

Базовые концепции

Главным трудом по философии джайнизма является «Таттвартха-

сутра».Центральные темы: непричинение вреда, отказ от категоричных

суждений и отказ от собственности.

Анекантавада. Неприятие абсолютных истин. Суть вещей следует воспринимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Т.е. любое знание является условным.

Атомизм и анимизм . Джайнизм основан на учении о дискретном, прерывном строении материи и различает четыре вида проявления микрочастиц (атомов): воздух, огонь, воду, землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Однако мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как душа или джива. Т.е. мы имеем дело со вселенной, в которой все находится во взаимодействии физических и не физических структурных

элементов. Феноменальный мир по сути дела вечен, несмотря на условность его земных проявлений.

Атеизм и вечно меняющаяся вселенная. В своей основе джайнизм атеистичен. Не признает конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого признается достижение душой конечной реальности. Мир безначален, но находится в постоянном процессе эволюции и инволюции. При этом никаких доказательств не требуется, процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Следовательно, вселенной управляет не Бог, а карма.

В джайнизме сосуществуют два направления: секта дигамбаров (одетых

сторонами света) и шветамбаров (одетых в белое). С точки зрения крайнего аскетизма монах не должен владеть чем-либо или испытывать привязанность к чему бы то ни было. Поэтому, коль скоро одежда может стать объектом вожделения, джайнский монах должен быть обнаженным. Обе секты признавали справедливость утверждения, но шветамбары пошли на компромисс и позволили своим последователям носить одежду, а дигамбары воплотили монашеский идеал на практике, хотя в наше время на публике их адепты прикрываю свое тело.

Несмотря на аскетическую этику джайнизма, светские адепты учения нередко становятся преуспевающими дельуами. У мирян элемент непривязанности к земным благам принимает форму благотворительности. Так состоятельные последователи традиции финансируют строительство храмов и материально

поддерживают общины.

В заключении можно сказать, что межу философией Буддизма и джайнизма есть много общих аспектов: и Гаутама и Махавира исповедовали атеизм и указывали на изменчивость и непостоянство окружающего мира; оба подчеркивали значимость доктрины ахимсы как ключевого понятия морали и духовного роста; оба указывали на путь от мирского существования к монашеству как наиболее желательный; отрицали авторитет ведийских знаний и культовой практики. Однако между учениями есть существенное различие.

Буддизм не признает ни самости Эго, ни дживы, как некой материальной

субстанции, напротив, «Я» провозглашается лишь как условная концепция. Неменее важно отметить, что джайнизм (как и санкхья) охотно поднимает вселенские вопросы и рассуждает о жизни после смерти, в то время как буддизм считает подобные мудрствования бесплодными и уводящими в сторону.

ЧАРВАКА

Чарвака (чарвака-локаята) - пожалуй, самая неартодоксальная школа древнеиндийской философии. Ее влияние на индийскую культуру нельзя считать очень уж значительным. Более того, она оказалась неконкурентоспособной в исторической борьбе идей на индийской культурной сцене. Учение этой школы со временем потеряло влияние. Все ее произведения погибли или были сознательно уничтожены теми, кого они беспощадно критиковали, сохранились лишь отрывки ее доктрин и высказывания о ней в сочинениях других древнеиндийских авторов. И тем не менее для духовной атмосферы и идейной борьбы Древней Индии она характерна. Кроме того, учение чарваков важно и еще в одном отношении - оно подтверждает генетическое единство (в т. ч. и примерно одинаковое разнообразие) философских сюжетов в основных культурных центрах мировой цивилизации.
Как школа, даршана, т. е. доктрина с последователями, чарваки конституировались приблизительно в середине 1-го тыс. до н. э. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати . Этимология названия неясна.

По одной версии слово “чарвака” происходит от глагола “чарв” - “есть, жевать” и является презрительным прозвищем для древнеиндийских материалистов-гедонистов, якобы проповедовавших: “Ещь! пей! веселись!”. В соответствии с другой версией термин “чарвака” происходит от “чару” - “приятный” и “вак” - “слово”, давая в результате “доходчивое, приятное слово”.

“Локаята” - синоним термина “чарвака”. Он тоже неоднозначен. Санкритское “лока” означает “мир, универсум, место-уровень”, а во множественном числе - “люди, народ, человечество”. Прямая расшифровка термина “локаята” звучит как “ограниченность миром опыта простых людей”.
Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Они утверждали, что Веды “страдают пороками - лживостью, противоречивостью, многословием”. “Мошенники, шуты, бродяги - вот кто составил... Веды” , - говорил сам Брихаспати. Чарваки высмеивали религиозные обряды жрецов-брахманов, показывали нелепость жертвоприношений. Они не верили в реальность Брахмана и Атмана, закона Кармы, рая и ада, вообще любого другого мира. Соответственно отрицали они и существование души после смерти: “Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь? Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается оно опять, влекомое любовью к своим близким?”. Поминовение усопших, равно как и другие религиозные обряды были в их глазах лишь способом прокормления многочисленной армии брахманов.
Единственно реальным чарвака-локаята признавала только этот чувственный материальный мир. Он, полагала она, образовался из спонтанного соединения четырех первоначал (первоначала - махабхуты, “великие сути”): земли, воды, воздуха (ветра), огня (света). В дальнейшем некоторые представители этой школы к четырем названным первоначалам добавляли пятый - эфир. Первоначала изначально активны и самодеятельны. Каждая вещь, по учению чарваков, обладает индивидуальной природой или сущностью - свабхавой. Свабхава делает любую вещь уникальной и самодетерминированной. Внешние воздействия, чуждые природе данной вещи, бессильны изменить ее судьбу, непреложный, каузальный ход ее внутренних изменений. Все, что происходит или случается в этом мире, непременно должно было произойти вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.
Душа отождествлялась чарваками с органами чувств и умом. Она, в их понимании, возникает тогда, когда первоэлементы, или махабхуты, должным образом соединяясь между собой, образуют живое тело. В махабхутах самих по себе никакой души, никакого сознания нет. Это - эффект целостности, то новое, что появляется в результате соединения, соответствующей комбинации исходных элементов. К подобному выводу чарваков склоняли простые жизненные наблюдения. Например, такой: при смешении кинвы и некоторых других веществ возникает опьяняющая сила, ранее отсутствовавшая. Вместе со смертью тела, а это не что иное, как распадение его на исходные первоэлементы, исчезает и душа.
Все знание чарваки выводили из чувств. В этом смысле они были сенсуалистами . Чарваки разрабатывали также теорию умозаключений. Они различали, в частности, два вида умозаключений:

1) умозаключения, основанные на данных чувственного восприятия - они доказательны, им можно доверять.

2) умозаключения, не опирающиеся на данные чувственного восприятия и потому лишенные доказательной силы, по сути ложные. К таким ложным умозаключениям локаятики относили, в частности, брахманистское доказательство бытия Бога и бессмертия души.
Чарваки были гедонистами: смысл жизни в счастье, а счастье в наслаждении. Они прославляли естественные чувства и радости людей. “Мудрость состоит в том, - считали они, - чтобы пользоваться теми удовольствиями, которые нам доступны, и по мере возможности избегать сопровождающих их страданий... Как сказал мудрец, радости, доставляемые человеку чувственными вещами, надо отвергать, поскольку они сопровождаются страданием, - но таково требование глупцов. Но какой человек, желающий себе настоящей пользы, выбросит зерна риса из-за того, что они покрыты шелухой и только?” Зло и добро, по мнению чарваков, - иллюзия, созданная человеческим воображением. Реальны только страдания и наслаждения, из них выткана ткань человеческого бытия. Исключить страдания из человеческой жизни нельзя, но стремиться сделать их минимальными можно и должно. Отрицание аскезы , бывшей одной из главных ценностей древнеиндийской культуры, жесткий материализм и последовательный гедонизм делают учение чарваков заметным явлением в истории индийской философии.

АДЖИВИКА

Адживика - одно из неортодоксальных древнеинд. учений, отрицающее существование души. А. первоначально была связана с буддизмом и, возможно, даже являлась разновидностью последнего, поскольку буддисты древности тоже категорически отрицали понятие «души». Основателем А. по традиции считается живший в 6-8 вв. до н. э. мудрец Маркалидева . Согласно средневековым ведантистским трактатам, в основе адживики лежит атомистическая идея, которая определяет др. идеи и представления этого учения. По учению адживики существуют четыре разновидности атомов, из которых строятся четыре стихии природы:

Все атомы обладают способностью к сочетанию. Жизнь не есть нечто атомарное, она есть то, что воспринимает, познает сочетания атомов. Разновидности атомов и жизнь образуют пять сущностей, которыми исчерпывается все существуют шее. Сознание - особый агрегат сверхтонких атомов, входящих в конфигурацию «жизни». Атомы вечны, неделимы, никем не сотворены и неунич-тожимы. Адживика выступала как реалистическое и в основном материалистическое учение, которое противостояло древ-неинд. религиям и философии брахманизма (Индийская философия). Адживика отрицала брахманские доктрины кармы, самсары и мокши; это отрицание переходило иногда в проповедь этического релятивизма.

Накануне создания двух социально-организованных реформаторских

систем (джайнизма и буддизма) появляются проповедники, оказавшие

столь значительное влияние на духовную жизнь, что имена их не были

преданы забвению. Буддистская традиция говорит о "шести учителях",

ставших главными оппонентами Будды в религиозно-философских диспутах, и среди них о Госале - основателя движения адживиков, которое просуществовало два тысячелетия, до XVI в.н.э., когда буддизм как таковой практически исчез с территории Индии. Характерно, что слово "адживика" первоначально употреблялось для обозначения аскетов и мудрецов, порвавших с ортодоксальной брахманской традицией и ведущих особый образ жизни "аджива". Большинство шраман отрицали авторитет вед, а отсюда вытекало их категорическое несогласие с притязаниями брахманства на особое положение в обществе и на роль единственных носителей истины.

По мысли шраманов, каждый ученик, потрудившийся над ее усвоением, спо-

собен овладеть ею. Шраманы, принадлежащие в подавляющем большинстве к другим варнам, отрицали социальные превилегии жречества последовательно и бескомпромисно. Растворение наименований ранее независимых друг от друга антибрахманских доктрин в одном учении адживиков, отражало реальный процесс поглощения различных "еретических" школ самым разработанным течением.

Госала в большей степени, чем его оппоненты, старался соединить в

одном учении взгляды различных шраманских сект. Адживики пользовались

большой популярностью при дворах царей, поскольку многие из них были

астрологами и занимались предсказаниями. Цари строили для них богатые

обители, купцы делали денежные подношения их общинам. Учение о предс-

казании составляло существенную часть учения адживиков. Его место в

ней обуславливалось центральной идеей о признании предопределенности

всех явлений природы и человеческой жизни. В противоположность ведийс-

кой религии, утверждавшей всемогущество богов, которые непрестанно

вмешиваются в естественное течение событий, и магическую силу жре-

цов-жертвователей, чьи ритуальные действия давали им власть даже над

богами, адживики выдвигали единый принцип -всеобъемлющую и безличную судьбу. Прошедшее, настоящее и будущее всех существ и вещей заложено в ней. В мире, говорили они, нет ничего сверхестественного, самые сложные процессы так же закономерны, как и самые простые.

Заключение

Прочитав данный доклад я могу с уверенностью сказать,что каждая из неортодоксальных школ серьёзно относилась к своей философии.

Древняя Индия является одним из самых больших очагов древней цивилизации, где зародилась философия.

Индийская философия - это истинно "живые плоды", пpодолжающие питать своими соками миpовую человеческую мысль.Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та пpитягательность целительных pецептов, котоpые помогают человеку выжить. Главная ценность дpевнеиндийской философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется тайна ее пpитягательности и живучести.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев.Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Неортодоксальные неортодоксальных философских школ Древней Индии

  • Культура и искусство Древней Индии

    Реферат >> Культура и искусство

    ... : первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии , признающие авторитет Вед (Веданта (IV ... (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии . Джайнизм возник в одно время...