Международный студенческий научный вестник. Двусторонние отношения Российско британские отношения

Фото: liganews . com

Март 2018 года ознаменовался кризисом в российско-британских отношениях, который уже привел к высылке из Соединенного Королевства 23 российских дипломатов и «зеркальным» ответным шагам со стороны Москвы. Потребовав солидарности от партнеров по Евросоюзу, НАТО и Содружеству наций, Лондон добился высылки свыше ста российских дипломатов почти из 25 стран, что неминуемо приведет к соответствующим мерам со стороны России. Спираль конфронтации продолжает раскручиваться, но, несмотря на проблемы и разногласия, которые нельзя игнорировать, дипломаты нацелены на поиск возможностей для взаимодействия и компромисса.

Возможен ли в настоящее время диалог между Лондоном и Москвой, или надеяться на это не стоит? На этот вопрос дали ответ участники круглого стола «Российско-британские отношения: есть ли выход из кризиса?», состоявшегося в МИА «Россия сегодня». В ходе этого мероприятия был также представлен совместный доклад по проблемам безопасности и перспективам сотрудничества двух стран, разработанный Российским советом по международным делам (РСМД) в рамках двустороннего проекта с Королевским объединенным институтом оборонных исследований (RUSI ).

Правда, представление этого документа, готовившегося с апреля по декабрь 2017 года, еще до наступления очередного витка кризиса в отношениях России и Западной Европы, проходило в отсутствие оптимистичных настроений. В частности, стало известно, что Исполнительный комитет Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) отклонил предложение Москвы, Пекина и Тегерана о проведении нового совместного российско-британского расследования по так называемому «делу Скрипаля».

Впрочем, несмотря на рост напряженности между Москвой и Лондоном, Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов выразил надежду на то, что между двумя странами не будут свернуты возможности для диалога по базовым проблемам международной безопасности. «Несмотря на существующие противоречия, есть немало вопросов, которые нас объединяют», - отметил он. Среди них эксперт назвал принятие мер, необходимых для предотвращения новой гонки вооружений, афганский трек международных отношений и урегулирование кризиса в регионе Ближнего Востока, где и у Москвы, и у Лондона есть свои интересы. Кроме того, между двумя странами существуют давние научные и культурные связи, которые необходимо сохранить, несмотря на все сложности.

«Часто благодаря усилиям масс-медиа складывается впечатление, что у России нет более непримиримого и последовательного оппонента на международной арене, чем Великобритания, - заметил А. Кортунов. - Однако не стоит забывать, что в обеих мировых войнах наши страны, несмотря на все различия, были союзниками. Кроме того, Лондон остается важнейшим финансовым центром мира. Многие наши студенты проходят обучение в вузах Британии, где сохраняется значительная российская диаспора».

Заместитель генерального директора, научный руководитель Королевского института оборонных исследований (RUSI) Малкольм Чалмерс отметил, что в Британии довольно широкие слои общества откровенно напуганы статьями, посвященными делу об отравлении в Солсбери. В то же время, по мнению эксперта, несмотря на все расхождения в оценках событий, происходящих на международной арене, отношения между Лондоном и Москвой до 2013 года были вполне конструктивными. Расхождения усилились после начала кризиса на Украине и военных действий на Донбассе. Свою роль сыграла и активизация усилий России на сирийском направлении. Таким образом, раз за разом накапливался кумулятивный эффект, который привел к нынешнему положению дел. Однако, было бы неверно сохранять такое положение дел в дальнейшем. В идеале необходимо вернуться к формату диалога, существовавшему до начала украинского кризиса. Совершенно очевидно, что необходимо сохранять контакты в военной сфере, кибербезопасности и контроля над ядерным оружием.

«Несмотря на конфликт между Лондоном и Москвой, необходимо сохранять контакты в важнейших сферах международной безопасности: военной, кибербезопасности и контроля над ядерным оружием.

Менее оптимистичным было выступление директора по развитию РСМД, советника-посланника (в ранге Посла) Посольства России в Великобритании в 2011-2017 годах Александра Крамаренко. Он отметил, что, к сожалению, в Москве уже давно не ждут никаких позитивных жестов со стороны официального Лондона, поскольку главы правительств и министры иностранных дел на Альбионе меняются, а политика на этом направлении не претерпевает никаких изменений. Дело об отравлении в Солсбери только подтвердило этот факт. Дипломатические отношения обязывают их участников соблюдать определенные нормы, но британские официальные лица априори обвиняют в происшедшем Москву, не дожидаясь итогов полицейского расследования и пренебрегая всеми международно-правовыми нормами. Эксперт напомнил, что даже в 2006 году, когда велось коронерское расследование смерти перебежчика, бывшего подполковника Федеральной службы безопасности Александра Литвиненко, Британия согласилась предоставить соответствующие материалы российской стороне.

В свою очередь, у официальной Москвы есть все возможности для обвинения Лондона в фабрикации «дела Скрипаля». Напрашивается резонный вопрос: если британский премьер-министр и министр иностранных дел Великобритании отвечают за свои слова, то почему все ограничивается лишь высылкой дипломатов, которая сама по себе ничего не решает и не доказывает? Во всяком случае, в глазах российских граждан подобное поведение британского истеблишмента воспринимается не иначе, как информационная агрессия Запада. «В конце концов, на территории Великобритании при невыясненных обстоятельствах умерло 14 человек, которые по разным причинам покинули Россию, включая Бориса Березовского и Николая Глушкова. Официальные лица Британии говорят, что это может произойти везде. Но происходит почему-то в Лондоне», - отметил А. Крамаренко.

Директор по развитию РСМД также пояснил, что российскую сторону вполне удовлетворит любое независимое расследование по «делу Скрипаля». Однако наиболее предпочтительным для Москвы является участие в экспертизе Берлина. «Как показал многолетний опыт, Германия больше остальных ценит мир в Европе и готова к мирному урегулированию конфликта», - пояснил А. Крамаренко.

Эксперт отметил, что у российских граждан нет никаких проблем в общении с британцами. Об этом он может свидетельствовать сам по личному опыту своей работы в этой стране. Более того, в Великобритании до сих пор немало людей, которые дорожат памятью о своем братстве по оружию с Советским Союзом в годы Второй мировой войны. Примером может служить награждение медалью Ушакова ветеранов британского флота - участников арктических конвоев, состоявшееся в августе 2018 года в Генеральном консульстве Российской Федерации в Эдинбурге.

В то же время Россия стремится не прибегать к мерам, которые в Лондоне могут квалифицировать как унижение. «Такие возможности у нас есть, но мы ими не пользуемся, поскольку прекрасно понимаем, что подобный жест будет воспринят британцами на свой собственный счет и отравит наши отношения на десятилетия вперед», - пояснил А. Крамаренко.

Координатор программ РСМД Мария Смекалова подчеркнула, что российско-британский диалог по кибербезопасности - это та область, которая предоставляет нашим странам больше всего возможностей для взаимодействия, и их желательно не упустить. Деловые связи между нашими странами в этой сфере уже есть и основаны на взаимовыгодном сотрудничестве. Кроме того, от кибератак страдают интересы бизнеса обеих стран, и в особенности транснациональные компании. Кроме того, не стоит забывать и о том, что ключевые российские корпорации, занятые в сфере IT-технологий, располагают своими представительствами именно в Лондоне.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что кризис в отношениях между Лондоном и Москвой будет разрешен не скоро. Но уже сейчас, используя все доступные для этого каналы, необходимо налаживать «диалог в важнейших сферах, поэтапно снижая градус риторики с обеих сторон, действуя предельно аккуратно и избегая острых ситуаций, которые могли бы поставить под удар систему международной безопасности. Как отметил А. Кортунов, необходимо предпринять меры по возвращению конфликтующих сторон к нормам Венского документа 2011 года о мерах укрепления доверия с целью повышения стабильности и предотвращения военных конфликтов в регионе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Несмотря на значительную интенсификацию российско-британских связей после прекращения холодной войны во взаимоотношениях данных государств остается изрядная доля напряженности. В последнее десятилетие между Москвой и Лондоном неоднократно возникали проблемы и кризисы политического и дипломатического характера, многие из которых остаются не разрешенными.

Постепенно и Великобритания, и Россия начали делать шаги в направлении улучшения отношений. В период между 2009 и 2011 гг. главы данных государств, а также министры иностранных дел, провели ряд встреч и визитов, которые помогли постепенно возобновить диалог на высшем уровне. В сентябре 2011 г. Д. Кэмерон посетил Москву. В ходе его визита велось активное обсуждение вопросов развития российско-британских отношений. Данное событие стало неким переломным моментом, который может стать началом значительного расширения сотрудничества и взаимодействия двух государств.

Д. Кэмерон в ходе своего визита преследовал в первую очередь экономические цели, что соответствует текущей экономической направленности внешней политики Великобритании: не случайно в состав его делегации входили представители британского бизнеса, а в ходе визита были подписаны важные контракты на общую сумму 215 млн ф. ст. При этом необходимо отметить, что, несмотря на вышеупомянутые проблемы политического характера последних лет, развитие российско-британских взаимоотношений в экономическом плане, в сфере торговли и инвестиций шло опережающими темпами. К 2011 г. Великобритания стала одним из крупнейших инвесторов в экономику России (общий объем британских инвестиций составил порядка 30 млрд ф. ст.), в то время как около четверти всех первоначальных публичных предложений акций на Лондонской фондовой бирже стали размещаться российскими компаниями. Торговый оборот между двумя странами достиг почти 16 млрд долл. в 2010 году.

Британский премьер-министр Д. Кэмерон выделяет три основных направления, в которых Россия и Великобритания должны вместе работать: во-первых, принимать меры по формированию наилучших условий для торговли и инвестиций; во-вторых, развивать партнерство в ключевых секторах экономического роста, таких как инновации и наука; в-третьих, сотрудничать на международном уровне для создания и поддержания стабильности и безопасности в мире, так как это является фактором будущего благополучия и богатства и Великобритании, и России. В свою очередь Великобритания в экономическом плане рассматривается Россией как партнер, способный помочь в решении проблемы, стоящей на внутренней повестке дня - проведение успешной модернизации. Не случайно в ходе визита Д. Кэмерона стороны подписали «Декларацию о партнерстве на основе знаний для модернизации», провозгласив «сотрудничество в области инновационного развития, создание прорывных технологий» важнейшей задачей российско-британских отношений.

Экономическая составляющая во многом позволила отодвинуть на второй план политические и дипломатические проблемы. Однако об их окончательном разрешении пока речь не идет. Так, например, несмотря на многочисленные встречи между главами Великобритании и России, а также их министрами иностранных дел, продвижения по вопросу об экстрадициях не наблюдается, каждая из сторон продолжает настаивать на своей позиции. Это свидетельствует о неспособности обеих сторон (или неготовности правящих элит) на данном этапе к успешной совместной работе в направлении разрешения подобных конфликтных вопросов.

Необходимо затронуть один важнейший аспект российско-британских отношений - сотрудничество в международной сфере. Британское правительство ставит перед собой цель проводить активную внешнюю политику во всем мире далеко за пределами Европы, тем самым расширяя и поддерживая свое глобальное влияние. В этой связи Россия, сохраняющая важную роль в решении крупнейших международных проблем, является для Великобритании одним из ключевых партнеров, с которым необходимо взаимодействовать, для чего, в свою очередь, улучшение политического и дипломатического диалога является первоочередной задачей.

По многим международным вопросам Соединенное Королевство и Российская Федерация имеют очень близкие взгляды. Обе страны обеспокоены решением проблемы исламского экстремизма, борьбой с терроризмом, противодействием распространению ядерного оружия, борьбой с наркоторговлей, проблемой изменения климата. Обе страны заинтересованы в поддержании стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Однако наблюдается и разное толкование международных проблем. Так, например, по Сирии и по Ливии обе страны высказывались за поддержание стабильности в данных странах, за прекращение и недопущения насилия на их территориях. В то же время понимание стабильности Лондоном и Москвой несколько отличается. Если Лондон открыто выступает против сложившихся там режимов, поддерживая оппозиционные силы, а также военное вмешательство и/или жесткие экономические санкции, то Москва пытается выступить с позиции создания условий для мирного урегулирования конфликта без применения внешней силы и/или введения санкций.

Разногласия присутствуют и в вопросе ядерной программы Ирана. Великобритания является одной из тех стран, которые открыто говорят о наличии у Ирана цели наряду с мирным использованием атома, также создания ядерного оружия. Соответственно Великобритания поддерживает проведение активных действий, направленных против Ирана, в том числе введение жестких санкций. В свою очередь Россия говорит о недостаточном уровне доказательств того, что Иран использует ядерную программу в целях подготовки создания ядерного оружия, соответственно не поддерживает введение каких-либо санкций на данном этапе.

Скорее всего британо-российские отношения пошли бы на улучшение, но украинский кризис с присоединением Крыма привел к возобновлению политической конфронтации между Россией и Западом, а значит и Великобританией. При этом выгоды двустороннего экономического сотрудничества не способствовали нормализации отношений. Даже возможность начала Третьей мировой войны с угрозой применения ядерного оружия не способствовала взаимопониманию между Россией и Британией и поиску путей сотрудничества. Хотя Великобритания совместно с другими странами ЕС изначально выступала за урегулирование украинской проблемы дипломатическими средствами, она не исключала и американской линии, то есть военного решения.

Кажется, что Лондон находится в тени международных отношений, однако он внимательно наблюдает за происходящим, не оставаясь в стороне от проблем. Не смотря на это, члены комитета палаты лордов британского парламента по делам ЕС в своем докладе заявили, что Великобритания и Евросоюз повели себя в ситуации кризиса на Украине как лунатики. Об этом пишут британские СМИ. Заявление было обнародовано после того как президент Европейского совета Дональд Туск призвал британского премьер-министра Дэвида Кэмерона обсудить, как должен реагировать ЕС на продолжающееся насилие на востоке Украины. В документе британские лорды высказывают упрек в адрес премьер-министра Дэвида Кэмерона и внешнеполитического ведомства страны, обвиняя их в том, что Великобритания в условиях украинского кризиса не проявила «достаточной активности и не прилагала видимых усилий», чтобы урегулировать его. При этом, отмечается в документе, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд выступили авторами мирной инициативы.

Новым явлением является, прежде всего, то, что британская пресса поддерживает критику и активно анализирует политику страны. «На переговоры по украинскому конфликту в Москву поехали канцлер Германии Меркель и президент Франции Олланд, но не Дэвид Кэмерон. Великобритания играет совсем незначительную роль не только в Европе, но и на Ближнем Востоке», пишет газета «The Times» и уже видит сильное снижение британской внешней политики. Кроме того, комментатор «Financial Times» наблюдает отход Великобритании на задворки международной политики.

И тут у Лондона находится ещё одна причина для сдержанности: среди избирателей сильно упала поддержка активного участия во внешнеполитических делах, и тем более по части военных кампаний. То, что Британия была в течение многих десятилетий тяжеловесом в мировой политике, сегодня мало волнует её граждан. К этому относятся серьёзные изменения, которые уже предприняло правительство Кэмерона в отношении военных расходов и которые должны будут продолжиться после выборов. Одновременное участие сразу в нескольких военных конфликтах, как ещё в Афганистане и Ираке, было бы невозможно сегодня для британской армии. Кроме того, существует ещё более широкая неопределённость: на протяжении десятилетий, британцы называли себя ключевым союзником США в Европе. После того как президент Обама ясно дал понять, что он особенно заинтересован в Великобритании в рамках Европейского союза, эта особая роль вызвала сомнение. Правительство Кэмерона еще больше отдалилось от ЕС и, в то же время, погрузилось в кризис внешней политики, как отметил Майкл Эмерсон из Центра европейской политики в Брюсселе, - «это уже было видно в начале конфликта на Украине». Британское влияние там иссякло, проанализировал он. Такое развитие в конечном итоге может коснуться и «драгоценного камня в короне британской внешней политики» - постоянного места в Совете Безопасности ООН.

В начале марта 2015 г. премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон пригрозил вывести санкции против России на «новый уровень». «Если Россия нарушает правила XXI века и занимается дестабилизацией суверенной страны, то весь остальной мир должен быть готов сказать России: «Вы не можете нарушать одну часть международных правил, при этом имея доступ к международным рынкам, международных финансам и международным системам», - сообщил он, передавал The Wall Street Journal. Любые попытки ополченцев расширить свою территорию приведут к дальнейшим санкциям ЕС и США против России, заявлял Кэмерон. Угрозой в Великобритании посчитали и модернизацию ядерных сил России. «Озабоченность существует по трем причинам. Во-первых, в феврале они [российские власти] снизили порог для применения ядерного оружия. Во-вторых, они, кажется, интегрируют ядерное оружие в обычные вооруженные силы в довольно угрожающей форме. Они продолжают вкладывать в модернизацию своих ядерных сил во время финансового давления».

В мае 2015 г. Москва передала в посольства стран ЕС список официальных лиц, которым запрещен въезд на территорию России в ответ на аналогичные рестрикции, принятые Евросоюзом в прошлом году из-за конфликта вокруг Украины. В черном списке числится 89 фигурантов, среди которых члены Европарламента, высокопоставленные военные и сотрудники силовых и разведывательных структур, общественные деятели. В Министерстве иностранных дел Великобритании заявили, что Россия не добьётся отмены западных санкций, если будет вводить «чёрные списки» граждан ЕС. В Форис-офисе подчёркивают, что ограничительные меры будут сняты только в том случае, если Россия выведет свои войска с украинской территории. Что касается самого списка, то в британском МИДе уверены, что для его формирования должны быть юридические основания, однако российское правительство их не предоставило. Внешнеполитическое ведомство предупреждает, что только соблюдение минских договорённостей может стать гарантией отмены санкций.

«Перезагрузка» в отношениях России и Великобритании не произошла до обострения украинского кризиса, тем более не стоит ожидать ее в обозримом будущем. В аналитической записке бывшего британского посла в РФ Эндрю Вуда подчеркивается, что «стратегическое партнерство с Москвой недостижимо» и в настоящее время «нежелательно»; Россия - большая и важная страна «с неопределенным будущим, она не способна и не имеет права претендовать на архаичную великодержавность». В этом утверждении Э. Вуд выражает мнение большей части британского политического класса. Россия в последние годы была в большей степени, чем Великобритания, готова к компромиссам и равноправному сотрудничеству. Одна из причин этого, вероятно, в том, что Москва принимает те или иные внешнеполитические решения, исходя из собственного понимания национальных интересов и международной ситуации. В случае Британии сильный привходящий фактор, а именно ее «особые отношения» с США, до сих пор играет неоднозначную роль. Вашингтон время от времени заставляет британских политиков принимать решения, не оптимальные с точки зрения отношений с другими странами или с точки зрения урегулирования региональных и глобальных проблем. В очередной раз это убедительно продемонстрировали подходы Лондона к украинскому кризису. Несмотря на украинский кризис и текущие события, в среднесрочной перспективе важным представляется сохранение, развитие и создание новых площадок для постоянного диалога не только на дипломатическом и политическом уровне, но и на экспертно-общественном. Более эффективно решать вопросы в сфере двусторонних политических и международных отношений - там, где взаимопонимание и доверительность особенно востребованы, необходимы регулярные механизмы экспертного обмена мнениями.

После 2019 года к западу и к востоку от границ ЕС будут существовать два мощных европейских государства, не состоящие в Евросоюзе. И Соединённое Королевство, и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, имеют на вооружении ядерное оружие и обладают крупнейшими в мире экономиками. И обе будут жизненно заинтересованы в стабильности и успешности Европы в целом.

От редакции: данный текст был написан до отмены визита Бориса Джонсона в Россию

В 1940 г. Уинстон Черчилль сказал, что: «Россия – это загадка, окутанная тайной и покрытая мраком неизвестности».

Руководству западных стран было всегда непросто понять крайне своеобразную сущность России. Что же касается замечания Черчилля, то оно интересно по двум причинам.

Во-первых, даже в 1940 году британский премьер-министр называл Россию Россией, а не Советским Союзом. Он понимал, что под вывеской «СССР» существует всё та же Российская империя, только ещё больше расширившая свои границы и окрепшая со времён Петра Великого.

Порой нечто подобное говорят и о Соединённом Королевстве. С точки зрения Европейского союза, мы, особенно теперь, представляем собой загадку. По мнению руководства ЕС, наша страна занята исключительно собственными национальными интересами в ущерб общему делу.

На протяжении веков национальные интересы способствовали сближению Великобритании и России так же часто, как и их размежеванию.

Мы вместе воевали против Наполеона, стремившегося поработить Европу. Мы были союзниками во время Первой мировой войны. Рузвельт, Сталин и Черчилль составляли Большую Тройку, нанёсшую, несмотря на идеологические разногласия, поражение Гитлеру в 1945 г.

Однако в 19-м и 20-м веках мы были и конкурентами. Индия считалась жемчужиной в короне Британской Империи, и продвижение российских границ вглубь Средней Азии в направлении Афганистана рассматривалось её руководством в качестве потенциальной угрозы господству Британии в Индии.

Командование военно-морского флота Великобритании полагало, что стремление России отвоевать у Османской империи Константинополь и контролировать выход из Чёрного в Средиземное море, является угрозой владычеству Великобритании на морях, благодаря которому британская империя и ощущала свое могущество.

Теперь эти страхи и устремления являются достоянием истории, что, впрочем, не помешало британо-советским отношениям оставаться весьма прохладными на всём протяжении холодной войны.

В отличие от ФРГ, Великобритания никогда не рассматривала Советский Союз в качестве крупного рынка сбыта своей продукции. Она не нуждалась в поставках энергоресурсов из России. Располагаясь на острове у западного побережья Европейского континента, она в самую последнюю очередь испытала бы на себе последствия любой войны на суше в центре Европы.

Всё это время по своему геополитическому мировосприятию Великобритания была ближе к Соединённым Штатам и не придавала политическим отношениям с Москвой столь большого значения, как, скажем, Франция и ФРГ.

Но и из этого правила нашлось исключение в 80-х годах прошлого века, когда состоялась встреча Маргарет Тэтчер и Михаила Горбачёва. Я присутствовал на этой встрече.

Я помню, как понравились друг другу «железная леди» и член Советского Политбюро, какое сильное впечатление производило на них взаимное общение, хотя они мало в чём соглашались друг с другом. Со временем они стали доверять друг другу. Тэтчер сообщила Рейгану, что с Горбачёвым «можно иметь дело». А остальное, как говорится, уже является достоянием истории.

То, что Тэтчер смогла поладить с Горбачёвым, и исторические последствия их взаимного общения свидетельствуют о том, что веских оснований, по которым Соединённое Королевство и Российская Федерация не могли бы, несмотря на разногласия, установить между собой близкие и конструктивные отношения, просто не существует.

Отсутствие таковых в течение последних десяти лет является следствием некоего чрезвычайного происшествия, а также углубляющихся разногласий между Россией и Западом из-за Крыма, Восточной Украины и других проблем.

«Чрезвычайным происшествием» стало убийство в Лондоне в 2006 году Александра Литвиненко. На момент своей гибели Литвиненко был гражданином Соединённого Королевства.

В Британии никто не сомневается, что приказ об убийстве Литвиненко поступил из Москвы. Попытки улучшить двусторонние отношения были загублены отказом российских властей дать разрешение на проведение надлежащего расследования и избранием предполагаемого убийцы Литвиненко депутатом Государственной Думы.

Но сейчас, как мне кажется, правительство Великобритании всерьёз заинтересовано в том, чтобы 2017 год стал отправной точкой в улучшении двусторонних отношений и завязывании более конструктивного сотрудничества между двумя странами. Важным дипломатическим событием станет планируемый визит в Москву министра иностранных дел Бориса Джонсона.

Готовясь посетить Россию, Джонсон не питает особых иллюзий. В одном из недавних интервью он заявил: «Не сказал бы, что меня распирает от оптимизма. Надежда на перезагрузку отношений с Россией свойственна каждому новому министру иностранных дел, каждому новому премьер-министру и каждому новому президенту. Но всякий раз их ожидает разочарование. У меня нет оснований думать, что на этот раз всё будет иначе».

Интересно, что в том же интервью Джонсон сказал: «Россия должна хотя бы намекнуть, что она достойна доверия». Как уже говорилось в этой статье, между Тэтчер и Горбачёвым возникло именно чувство доверия. А без доверия не обрела бы своего мирного завершения и холодная война. Поэтому России и Западу не уладить нынешних разногласий без восстановления хотя бы малой толики доверия.

По словам Джонсона, Британию и Россию должны сблизить такие вопросы, как восстановление стабильности в Сирии и на Ближнем Востоке и необходимость предпринять шаги по обеспечению режима нераспространения ядерного оружия, ставшие актуальными в связи с действиями Северной Кореи.

Необходимы также ясные и недвусмысленные доказательства того, что Россия будет уважать территориальную целостность Украины и обеспечит мирное воссоединение с ней Донецка и Луганска. С Крымом дело обстоит сложнее, но, как и в случае с прибалтийскими государствами в период после 1940 года, его насильственная аннексия Россией никогда не будет признана законной.

Впрочем, есть другие вопросы, в отношении которых Россия и Британия могут выступить в качестве естественных союзников. Обе страны подвергались атакам со стороны исламских террористов и воинствующих сторонников джихада и должны найти новые возможности для сотрудничества. В прошлом они предпринимали совместные действия в Афганистане. Существует широкий круг культурных, экономических и политических проблем, работать над которыми лучше в формате диалога и совместных проектов.

В связи с Brexit и выходом Великобритании из Евросоюза открываются новые возможности для сотрудничества. После 2019 года к западу и к востоку от границ ЕС будут существовать два мощных европейских государства, не состоящие в Евросоюзе. И Соединённое Королевство, и Россия являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, имеют на вооружении ядерное оружие и обладают крупнейшими в мире экономиками. И обе будут жизненно заинтересованы в стабильности и успешности Европы в целом.

Конечно, Великобритания сохранит более тесные связи со странами ЕС, в частности, с Францией и Германией. Эти связи будут осуществляться не только через НАТО: появятся новые возможности и, наверное, структуры, которые обеспечат самое тесное сотрудничество между западноевропейскими странами в области проведения общей внешней политики.

Британия уже доказала в 1914 и 1939 годах, что при возникновении угрозы стабильности и свободе континентальной Европы военные, экономические и политические ресурсы Соединённого Королевства будут поставлены на службу тех, кто стремится сохранить или вновь обрести свободу.

На протяжении веков мы также доказали, что являемся прагматичной страной, готовой к сотрудничеству с другими странами при наличии общих интересов. А у Соединённого Королевства и Российской Федерации есть насущные общие интересы.

Если между лидерами обеих стран вновь возникнет доверие, если возродится доверие с лидерами других стран Европы и Северной Америки, то все вместе мы сможем достичь очень многого, и это принесёт благо нашим народам и нашим странам в целом.

Нынешнее резкое ухудшение отношений между Россией и Британией далеко не первое за последние сто лет.

Но, несмотря на неоднократные скандалы, лишь один раз конфликт между государствами привёл к разрыву дипломатических отношений. Это произошло в 1927 году, когда Британия обвинила СССР во вмешательстве во внутренние дела и по своей инициативе объявила о полном разрыве отношений.

В СССР на полном серьёзе начали готовиться к новой войне и интервенции, которой, однако, не случилось.

СССР добился официального дипломатического признания со стороны Англии в начале 1924 года, когда к власти пришли лейбористы. Однако по настоянию британской стороны дипломатические отношения были организованы на более низком дипломатическом уровне. Не на уровне послов, а только дипломатических поверенных.

Тем не менее СССР много ждал от этих отношений. Планировалось взять у Англии кредит на закупку машин и заключить с ними торговый договор.

Во многом именно эти намерения привели к тому, что главными лоббистами дипломатического признания СССР оказались британские промышленники. Однако консерваторы, находившиеся тогда в оппозиции, выступали против предоставления новых кредитов до тех пор, пока Советский Союз не вернёт дореволюционные кредиты и займы, которые он демонстративно и принципиально отказался платить.

Под давлением консерваторов лейбористы выдвинули условие заключения англо-советского торгового договора. СССР должен был компенсировать английским подданным, имевшим акции российских компаний, финансовые потери от их национализации, и большевики согласились на это.

Однако после подписания договора произошёл политический скандал, который привёл к тому, что его так и не ратифицировали. Британский журналист левых взглядов по фамилии Кэмпбелл зачем-то написал ультрарадикальную статью, в которой призвал армию не подчиняться капиталистам и готовиться к революции. Зачем он это сделал, совершенно не ясно, но в итоге это привело к громкому скандалу, отставке кабинета лейбористов и досрочным выборам.

В разгар предвыборной кампании англичане объявили, что по линии разведки получили документ, доказывающий подрывную деятельность СССР против Британии. За пять дней до выборов в одной из крупнейших газет Daily Mail было опубликовано т. н. «письмо Зиновьева», в котором он давал инструкции британской компартии по подготовке революции.

Зиновьев на тот момент был главой Коминтерна, так что письмо выглядело правдоподобно. Он будто бы призывал английских коммунистов готовить революцию, создавать в армии ячейки партии и готовиться к вооружённому выступлению.

Публикация письма вызвала грандиозный скандал, который оказался на руку консерваторам, которые буквально разгромили лейбористов на выборах. Однако СССР настойчиво отрицал существование подобного письма и требовал проведения расследования. Зиновьев тоже открещивался от причастности к документу не только публично, но и на закрытых заседаниях Политбюро.

Стоит отметить, что письмо и правда было фейком. Из открытых много лет спустя архивов Коминтерна стало понятно, что большевики совершенно не верили в возможность революции в Англии и всё их внимание в то время было сосредоточено на Германии и Китае. Коммунистам время от времени посылали деньги на издание левых газет, но вопрос о революции в Британии никогда всерьёз не рассматривался. Хотя бы потому, что там и близко не было намёка не революционную ситуацию.

Большая часть исследователей считала письмо фальшивым. Это окончательно подтвердилось в конце века, когда из архивов британской разведки стало известно, что письмо попало к ней от некоего русского эмигранта из Европы, занимавшегося изготовлением разного рода фальшивок и их продажей.

Добившись победы на выборах, консерваторы на время забыли про «руку Москвы». В мае 1926 года в Англии началась всеобщая забастовка. Причиной стало двукратное понижение заработной платы шахтёрам. Профсоюзы призвали рабочих других отраслей поддержать требования шахтёров и организовать всеобщую забастовку, которая, по мысли организаторов, заставит пойти на уступки. Политических требований не выдвигалось, только экономические.

Один миллион двести тысяч шахтёров, поддержанные несколькими миллионами других рабочих, объявили забастовку. Однако она обернулась самым оглушительным провалом в истории стачечного движения. Британские спецслужбы уже за девять месяцев до её начала были прекрасно осведомлены о планах забастовщиков, и правительство имело большое количество времени, чтобы подготовиться к ней.

Основной расчёт забастовщиков был на транспортных работников, которые присоединятся к ней, и это парализует движение в стране. Однако правительство заранее набрало специальные группы подготовленных волонтёров, а также привлекло армию к выполнению важнейших работ, доставке продовольствия, работе общественного транспорта и т.д.

Руководители забастовочного движения с ужасом осознали, что их расчёты провалились. Уже через несколько дней, понурив голову, они вынуждены были свернуть забастовку в связи с её полной бессмысленностью и неэффективностью. Бастовать остались только шахтёры, но и они через несколько месяцев вернулись к работе, не добившись своих требований. Самая грандиозная забастовка в истории английского рабочего движения оглушительно провалилась.

Однако СССР по линии профсоюзов пытался передать некоторую сумму на поддержку бастующих, что не прошло незамеченным правительством. В газетах вновь поднялась шумная кампания, обвинявшая Москву в подготовке революции в Англии. Правительство активно обсуждало возможность разрыва отношений, но решило выждать некоторое время.

В феврале 1927 года министр иностранных дел Британии Чемберлен отправил СССР ноту, в которой выразил недовольство подрывной деятельностью СССР в Британии, и пригрозил разрывом дипломатических отношений. Кроме того, стала ясна причина, которая больше всего раздражала Британию. Дело было в Китае. Англичан весьма не устраивала поддержка Советами нового лидера Гоминьдана Чана Кайши, который начал военный поход для объединения страны.

После свержения китайской монархии в 1911 году Китай де-факто распался на ряд территорий, каждая из которых управлялась каким-нибудь генералом (т. н. Эра милитаристов). Попытки объединить страну предпринимала националистическая партия Гоминьдан.

В 1925 году лидер партии Сунь Ятсен умер, и его сменщиком во главе партии оказался Чан Кайши. С ним уже успели поработать большевики. Он не был коммунистом, однако охотно сотрудничал с Москвой, которая оказывала ему поддержку не только оружием, но и массой военспецов.

Например, военным советником Кайши был будущий советский маршал Блюхер. Политическим советником - агент Коминтерна Бородин-Грузенберг. Помимо помощи советниками Москва обучала офицеров гоминьдановской армии в военной академии Вампу. Фактически национально-революционная армия Гоминьдана была создана советскими руками.

Кроме того, сын Кайши жил и учился в СССР, и, более того, воспитывался в семье родной сестры Ленина Анны Ульяновой-Елизаровой. В Москве считали, что только Чан Кайши в состоянии объединить Китай, что было на руку СССР, поэтому они и оказывали поддержку именно ему. По настоянию Коминтерна даже более слабые тогда коммунисты вынуждены были заключить союз с Гоминьданом и оказывать ему всяческую поддержку.

Прагматичная политика СССР в регионе, что называется, убивала сразу двух зайцев. Во-первых, объединяла Китай руками националистов, во-вторых, взращивала и укрепляла местную компартию, тогда ещё очень слабую. Мало у кого были сомнения в том, что, после того как Кайши объединит страну, окрепнувшие коммунисты рано или поздно поднимут восстание и обернутся против него.

Чан Кайши тоже прекрасно понимал, что, вскоре после того как он объединит страну, он станет не нужен и рано или поздно союзники нанесут ему удар. Но до определённого момента он не желал терять военную и финансовую поддержку Коминтерна.

Что касается англичан, то у них в Китае были свои интересы. Особой враждебности к Кайши они не испытывали и понимали, что раздробленность Китая не может длиться вечно и рано или поздно появится кто-то, кто сошьёт лоскуты воедино. Однако их сильно не устраивало огромное советское влияние в китайском регионе. Поддержка одновременно и националистов и коммунистов значительно укрепляла позиции СССР в Китае при любом раскладе, кто бы не победил.

В 1926 году Чан Кайши начал военный поход для объединения нескольких регионов. Ему сопутствовал успех - уже по ходу похода стало очевидно, что в скором времени полководец добьётся своих целей. Надо было действовать как можно скорее и употребить все силы на ослабление советского влияния.

Именно по этой причине нота Чемберлена затрагивала китайскую тему, угрожая разрывом отношений в том случае, если СССР продолжит вмешиваться в события гражданской войны в Китае.

СССР по дипломатической линии отрицал обвинения в подрывной деятельности, а в самой стране была проведена шумная кампания «Наш ответ Чемберлену», которая до сих пор сохранилась в памяти людей. В СССР построили паровоз - это наш ответ Чемберлену! Открылась фабрика - это наш ответ Чемберлену! Физкультурники провели парад - это наш ответ Чемберлену! И так до бесконечности.

В конце марта 1927 года части Гоминьдана взяли Нанкин и Шанхай, что стало триумфом Чана Кайши. Всего через две недели, 6 апреля 1927 года, в Пекине и Тяньцзине (где пока ещё правили генералы) были совершены налёты на советские дипучреждения и арестовано несколько сотрудников.

СССР объявил о том, что налёт был невозможен без поддержки Англии, так как здания находились на территории Дипломатического квартала, который по закону пользовался полной неприкосновенностью. Полиция и солдаты могли зайти на его территорию только с разрешения главы квартала, которым был британский посол.

Через три дня, 12 апреля, Москву ждал новый удар. Чан Кайши разорвал союз с коммунистами и устроил жестокое избиение своих союзников в Шанхае, предварительно договорившись с местными триадами. Коммунистов убивали прямо на улицах. Партия пыталась ответить восстанием, но оно не удалось, коммунистам пришлось уйти в глухое подполье.

Ровно через месяц, 12 мая, британская полиция ворвалась в здание, которое занимала торговая компания АРКОС и советское торгпредство. АРКОС был создан для торговли между странами ещё в период, когда дипломатических отношений между ними не было. СССР заявил протест против обысков в помещениях, пользующихся дипломатической неприкосновенностью.

Однако англичане в действительности проводили обыск не в торгпредстве, а в АРКОСе, которые занимали одно здание. При этом АРКОС юридически был британской компанией и не пользовался неприкосновенностью, формально британцы ничего не нарушили.

24 и 26 мая в парламенте проходили дебаты, по итогам которых премьер-министр Болдуин объявил о намерении разорвать все отношения с СССР. 27 мая советский поверенный в делах получил официальную ноту, извещающую, что полицейский обыск в АРКОСе достоверно выявил факты шпионажа и подрывной деятельности на территории Британии со стороны СССР. В десятидневный срок все советские служащие должны были покинуть страну.

В СССР восприняли весьма агрессивные действия Британии как сигнал о подготовке войны и новой интервенции силами капиталистических держав. В магазинах выстроились очереди, ОГПУ регулярно доносило в своих сводках о резко увеличившемся количестве слухов о скором начале войны. Охрана границ была усилена, резко ужесточено законодательство в области политических преступлений. 1 июня ЦК разослал в парторганизации специальное обращение, в котором говорилось об угрозе скорой войны.

7 июня в Варшаве был убит советский посол Войков. Стоит отметить, что его убийца не был связан с англичанами и давно готовил это покушение, но в СССР это было воспринято как ещё один знак готовящейся войны.

10 июня в ответ на убийство посла в СССР расстреливают группу аристократов, занимавших различные должности в дореволюционной России, а также несколько человек, объявленных английскими шпионами. Программа строительства нового флота корректируется в пользу увеличения количества подлодок.

В СССР начали всерьёз готовиться к войне. Сталин начал финальное наступление на всю партийную оппозицию, изгнав из партии Троцкого и Зиновьева, добившись отмены НЭПа и перехода к коллективизации.

Однако англичане вовсе не планировали воевать. Их резкие действия заставляли советское руководство отвлечься на внутренние дела и вынуждали свернуть поддержку Гоминьдана. В такой обстановке было уже не до Китая, чем воспользовался Чан Кайши, чтобы максимально ослабить советское влияние.

8 июля на заседании Политбюро принято решение отозвать всех высокопоставленных советских агентов в Китае. При этом возвращаться они должны были тайно, поскольку существовала немалая угроза захвата. 18 июля Гоминьдан захватывает в Шанхае корабль с группой советских военных специалистов и арестовывает их.

26 июля Гоминьдан заявляет о прекращении отношений с СССР и принудительной высылке всех оставшихся военных специалистов и советников. В начале ноября отряды Гоминьдана напали на советское консульство в Гуанчжоу, разгромив его и убив пятерых советских дипработников.

Все отношения между СССР и Гоминьданом были разорваны. Буквально за несколько месяцев СССР превратился из хозяина положения в Китае в аутсайдера. Компартия была разбита и ушла в глухое подполье, в далёкие горные районы. И без того не самая сильная организация понесла большой ущерб и потратила долгие годы, прежде чем смогла восстановиться. Чан Кайши взбунтовался и полностью вышел из-под контроля Коминтерна, переориентировавшись на капиталистические страны.

Однако разрыв между Британией и СССР был недолгим. Вскоре, после того как расклады в Китае полностью изменились, к власти в Лондоне пришли лейбористы. В 1929 году отношения между СССР и Британией были восстановлены в полном объёме, без каких-либо особых условий, по инициативе британской стороны.

Гражданская война в Китае продолжалась, и каждая крупная страна имела в этом регионе свои интересы. Через несколько лет СССР получил шанс частично восстановить своё влияние, после того как японцы вторглись в Китай и Манчжурию.

Усиление японцев в регионе противоречило интересам двух крупнейших держав - США и Британии, поэтому они не протестовали против того, что СССР вновь начал оказывать поддержку Гоминьдану. Чан Кайши вынужден был принять помощь и создать союз с коммунистами против японцев, который просуществовал до конца Второй мировой войны.

После чего гражданская война вновь разгорелась, но теперь уже между Гоминьданом и компартией. По итогам мировой войны ранг СССР резко повысился, и теперь он мог оказать коммунистам гораздо большую поддержку. Война закончилась победой компартии и Китай в конце концов стал коммунистическим. Но произошло это только в 1949 году.

Высылка 23 российских дипломата из Великобритании в марте 2018 года, о которой объявила Тереза Мэй, - это только начало. Цель провокации с отравлением Сергея Скрипаля и его дочери, предпринятая нашими «англосаксонскими партнерами», - вовсе не ухудшение отношений между странами. Это лишь способ добиться главного.

Это подготовка к бойкоту чемпионата мира по футболу как главной целью предпринятых усилий. Ну не война же, в конце концов. Англосаксы расчетливы, коварны, но они не самоубийцы.

Наверное, кому-то покажется эта цель слишком мелкой для серьезных геополитических подвижек, которые последуют за голословным обвинением России в ужасном преступлении, как и самим циничным отравлением Сергея Скрипаля и его дочери. Но мундиаль вовсе не мелкий повод.

Он должен пройти с 14 июня по 15 июля в одиннадцати наших городах. Целый месяц к России будет приковано внимание всего мира, а Владимир Путин на это время станет героем всех новостных и спортивных выпусков. Мундиаль в состоянии радикально изменить образ страны, которую Запад вот уже четыре года старательно превращает в изгоя.

После чемпионата мира по футболу вся кампания по очернению может пойти псу под хвост. Уже не чиновники ФИФА, а миллионы простых болельщиков из разных стран станут рассказывать в соцсетях о том, как все замечательно организовано, о прекрасных стадионах, гостиницах, вокзалах, ресторанах, о доступном интернете и добрых людях. Покажут фотографии и видео, с которыми не смогут конкурировать отцензурированные материалы мировых информационных агентств, газет и телеканалов.

Очеловечивание России - вот чего не могут допустить наши геополитические конкуренты.

Акция, разумеется, спланирована в Вашингтоне, но ее проведение поручено ближайшему союзнику - Великобритании. Сегодня ее первая часть завершена: высылка 23 наших дипломатов должна продемонстрировать, что все очень и очень серьезно. Дело за малым - убедить в необходимости бойкота главных европейских союзников.

Как заявила Тереза Мэй, она координирует эту важную работу с Ангелой Меркель и Эммануэлем Макроном. Однако те пока осуждение Владимира Путина громко не высказывают. И тому есть свои причины.

Дело вовсе не в том, что Германии и Франции нужны более веские доказательства причастности России к преступлению - плевать им на доказательства. Мы вообще живем в интересное время, когда требуются не факты, а мнения - ничего материального, все виртуально. Тогда почему же Париж и Берлин, по сути, отмалчиваются?

Они торгуются. Брекзит и одновременно - грубая риторика Трампа, а также его некоторые вполне конкретные недружественные шаги вроде повышения ввозных пошлин на металл заставили Старый Свет очень настороженно относиться к инициативам англосаксов.

Европа хочет, чтобы все вернулись на свои места: Великобритания - в Евросоюз, США - во главу их общего стола. В этом случае можно было бы вспомнить о трансатлантической солидарности и союзнических отношениях. Вот тогда можно было бы подыграть англосаксам в их непримиримой борьбе с Россией, встать с ними плечом к плечу.

Отсюда и нерешительность Терезы Мэй, которая сегодня была вынуждена объявить лишь о полумерах: Британия понизит уровень представительства на предстоящем чемпионате мира по футболу - в Россию не поедут высокопоставленные чиновники и члены королевской семьи. Бойкот турнира, по ее словам, пока не обсуждается.

Значит, Ангела Меркель и Эммануэль Макроном запросили слишком высокую цену за бойкот единым фронтом, а только он и может быть эффективным оружием для достижения этой цели. Иначе мы бы уже сегодня услышали неприятную новость.

Разумеется, циничное убийство перебежчика с перекладыванием вины с больной головы на здоровую - не единственный способ добиться срыва мундиаля. Я уже писал, что американцы припасли еще один - организацию войны в Донбассе. Также неплохо распространяется пиар-кампания по раскрутке бомбардировок Восточной Гуты, где мы, оказывается, круглосуточно убиваем женщин и детей, а также травим их всякой дрянью.

  • Tags:

История Российско-британских отношений насчитывает уже несколько столетий: в 1553 году были установлены дипломатические отношения между Россией и Великобританией, когда представитель короля Эдуарда VI - Ричард Ченслор (Ченслер), пытаясь отыскать «северо-восточный проход» в Китай и Азию, остановился в стольном граде Московии и в 1553 году был представлен царю Ивану IV, испытавшему позднее такое глубокое доверие к Англии, что, по свидетельству современников, не исключал возможности временного переселения на берега туманного Альбиона в случае возникновения непреоборимой смуты в подвластном ему государстве.

После возвращения Ричарда Ченслора в Англию, он был послан обратно в Россию в 1555 году. В тот же год была основана Московская компания. Для гостей МК построили палаты в Китай-городе, рядом с Кремлем, на территории палат действовали только английские законы.

Московская компания имела монополию на торговлю между Россией и Англией до 1698 года.

В 1697-1698 годах, царь Пётр I с Великим посольством находился в Англии три месяца. Государства воевали против друг друга в Семилетней войне.

Государства воевали на одной стороне в 1740-1748 годах во время Войны за австрийское наследство.

Россия и Великобритания воевали на одной стороне во время революционных войн 1790-х годов. Несостоявшееся совместное вторжение в Нидерланды в 1799 году положило начало к перемене отношений.

5 сентября 1800 Британия оккупировала Мальту, в то время как император России Павел I являлся Великим магистром Мальтийского ордена, то есть главой государства Мальты. В качестве ответных действий 22 ноября 1800 Павел I издал указ о наложении секвестра на все английские суда во всех российских портах (их насчитывалось до 300), а также о приостановлении платежа всем английским купцам впредь до расчета их по долговым обязательствам в России, с запретом продажи английских товаров в империи. Дипломатические отношения прерваны.

Ухудшение российско-британских отношений сопровождалось улучшением отношении России с Наполеоновской Францией Существовали, в частности, секретные планы совместной русско-французской экспедиции в индийские владения Великобритании - индийскому походу 1801 года. Эти планы не были приведены в жизнь из-за убийства императора России - Павла I.

По свидетельству российских и британских источников в подготовке дворцового переворота в России активное участие принимал английский посол Уитворт, любовница которого Ольга Жеребцова (Зубова) была родной сестрой братьев Зубовых, принявших непосредственное участие в убийстве Павла I.

24 марта 1801 - на следующий день после дворцового переворота и убийства Павла I, новый император Александр I отменяет меры, предпринятые против Англии, и имущественные иски против имущества англичан в России. Дипломатические отношения вновь восстановлены.

Обе страны воевали против друг друга с 1807 по 1812 год во время Русско-английской войны, после которой Россия и Великобритания заключили союз против Наполеона в Наполеоновских войнах.

Страны воевали на одной стороне во время Греческой войны за независимость (1821-1829).

Обе страны приняли Лондонскую конвенцию в 1827 году, также подписанную Францией, которая просила Отоманскую Империю и Грецию прекратить боевые действия против друг друга и признавала независимость Греции.

Британия и Россия воевали против друг друга во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Россия и Британия были соперниками в конце XIX века во время Большой Игры в Центральной Азии.

В России XIX века была широко распространена англофобия.

Страны воевали на одной стороне во время Ихэтуаньского восстания в 1899-1901 годах.

Англо-русское соглашение 1907 года организовало военно-политический блок Антанта, в результате обе державы были союзниками в Первой мировой войне против Центральных держав. После Октябрьской революции Великобритания принимала непосредственное участие в интервенции союзников в России.

Великобритания официально признала СССР как государство 1 февраля 1924 года. До начала Второй мировой войны отношения были шаткими, усугублённые так называемым «письмом Зиновьева», которое позже оказалось фальшивкой.

В 1938 году несколько западных государств, включая Великобританию, подписали Мюнхенское соглашение с Германией. СССР не согласился с этим пактом и не признал присоединения Чехословакии к Германии.

В ответ на то, что мнение Советского Союза даже не было принято во внимание и после неудачных англо-франко-советских переговоров, СССР подписал Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, в результате которого стало известно о планах Великобритании оказать помощь Финляндии во время Советско-финской войны 1939-1940 годов.

В 1941 году, проводя операцию Барбаросса, Германия атаковала СССР. СССР вступила в антигитлеровскую коалицию, частью которой являлась Великобритания, с целью борьбы против стран нацистского блока. Совместное англо-советское вторжение в Иран предотвратило захват нефтяных резервов Ирана гитлеровскими войсками. Арктические конвои совершали военные перевозки между СССР и Великобританией во время войны.

Отношения ухудшились во время холодной войны, шпионаж был широко распространен между двумя государствами. Совместный англо-американский проект «Венона» (англ. Venona project), был основан в 1942 году для криптоанализа сообщений советской разведки.

В 1963 году, в Англии, Ким Филби был раскрыт как член шпионской ячейки кэмбриджская пятерка.

В 1971 году английское правительство Эдварда Хита (Edward Heath) единовременно выслало из Великобритании 105 советских дипломатов, обвинив их в шпионаже.

КГБ подозревается в убийстве Георгия Маркова в 1978 году в Лондоне. Офицер ГРУ Владимир Резун (Виктор Суворов) бежал в Великобританию в 1978 году. Полковник КГБ Олег Гордиевский бежал в Лондон в 1985 году.

Маргарет Тэтчер в унисоне с Рональдом Рейганом практиковала жесткую антикоммунистическую политику в 1980-х годах, что было противоположностью политики разрядки международной напряжённости 1970-х годов. Отношения потеплели после прихода к власти Михаила Горбачёва в 1985 году.

[править]

Отношения Российской Федерации и Великобритании

После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий по экстрадициям. В скоре после вступления Г.Брауна в должность премьер-министра Великобритании произошло резкое ухудшение российско-британских дипломатических отношений - британские власти выслали четырех российских дипломатов и ввели визовые ограничения для российских чиновников, Россия ответила аналогичными мерами. В конце 2007г. российские власти издали постановление о закрытии отделений Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге в связи с нарушением российского и международного законодательства. Великобритания не согласилась с обвинениями, однако была вынуждена закрыть филиалы после оказанного на нее давления.

Правда, первые шаги к такому обострению отношений были сделаны еще при предшественнике Г.Брауна - Тони Блэре. В мае 2007г. Великобритания потребовала экстрадиции российского бизнесмена Андрея Лугового, подозреваемого в убийстве бывшего работника ФСБ Александра Литвиненко, а Россия в экстрадиции отказала. Это разногласие развилось до депортации четырех российских дипломатов Великобританией, вскоре последующее депортацией четырех английских дипломатов Россией.

В 2003 году Россия запросила экстрадицию Бориса Березовского и нескольких чеченских террористов. Великобритания отказалась. Представляется, что Великобритания по-прежнему рассматривает Россию в качестве нестабильной и малопредсказуемой державы.

C 2007 года Россия вновь начала дальние патрули бомбардировщиками Ту-95. Эти патрули неоднократно проходили в близости от воздушного пространства Великобритании, где их сопровождали британские истребители.

В рапорте главы МИ-5 Джонатана Эванса за 2007 год было сказано, что:

«После окончания холодной войны, мы не видели уменьшения в количестве офицеров российских разведывательных служб находящихся в Великобритании неофициально - в российском посольстве и сопутствующих организациях - проводящих подпольную деятельность в этой стране.»

Однако существуют и положительные аспекты развития российско-британских отношений. С 2001 г. борьба с терроризмом стала значительным направлением двустороннего сотрудничества России и Великобритании: в декабре 2001 г. была учреждена российско-британская Совместная рабочая группа по международному терроризму в целях углубления взаимодействия на практических направлениях. 5 октября 2005 г. в Лондоне Президент России В.Путин и Премьер-министр Соединенного Королевства Т.Блэр посетили “КОБР”, правительственный Центр кризисного управления, обсудив вопросы двустороннего и международного антитеррористического сотрудничества. Между Россией и Великобританией активно развивается сотрудничество в энергетической сфере. В сентябре 2003 г. в Лондоне на Энергетическом форуме были подписаны Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики, Меморандум между двумя странами о строительстве Североевропейского газопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие страны.

В 2004 году международная организация Gallup International(США) провела опрос об отношении населения различных стран Западной Европы к России. Наиболее благосклонный отношение вызывают Греция, Исландия и Вел